Климатическая конференция в Глазго и транспорт

На только что закончившейся климатической конференции в Глазго были приняты ряд деклараций, касающихся выбросов парниковых газов транспортом. Они представляют собой определенный прогресс в превращении транспорта в климатически дружественный. Однако планируемых мер недостаточно для достижения целей Парижского соглашения по климату. Россия предпринимает определенные шаги по декарбонизации транспорта, но они также недостаточны.

Женевский электробус, подзаряжаемый на остановках
Фото: BFE-Magazin energeiaplus

Транспорт ответственен за 24 % глобальных выбросов углекислого газа в результате сжигания ископаемого топлива. Поэтому скорейшее прекращение этих выбросов, как и выбросов парниковых газов в других секторах мировой экономики, необходимо для выполнения Парижского соглашения по климату.

На только что закончившейся 26-й Конференции сторон (КС26) в Глазго обсуждению вопросов, связанных с транспортом, было посвящено два дня, 10 и 11 ноября. Официальные лица Великобритании и ООН рапортуют об успехах, достигнутых в переговорах по поводу транспортных выбросов парниковых газов. Основной из них — принятие Декларации об ускорении перехода на легковые автомобили и микроавтобусы с нулевыми выбросами парниковых газов.

Подписавшие эту декларацию правительства двадцати четырех стран (среди них Великобритания, Польша и Канада) обязуются стремиться к тому, чтобы все новые продаваемые легковые автомобили и микроавтобусы были с нулевым уровнем выбросов к 2040 году или ранее, или не позднее 2035 года на ведущих рынках.

Поставленные этими странами цели достаточно амбициозны. Ведь нулевые выбросы парниковых газов автомобилями означают не только замену автопарка на электромобили, но и производство электроэнергии исключительно возобновляемыми источниками энергии.

С другой стороны, декларацию подписали только 24 из почти двухсот стран. К тому же не присоединившиеся к декларации страны включают крупнейших эмиттеров углекислого газа. Это Китай (31 % от мировых выбросов), США (13,5 %), Индия (7,0 %), Россия (4,5 %), Япония (3,0 %), Германия (2,0 %) и другие. Следует также иметь в виду, что, кроме легковых автомобилей и микроавтобусов существуют и другие типы автомобилей: грузовики, автобусы и т. д., на которые декларация не распространяется. И наконец, согласно результатам анализа Международного энергетического агентства, для выполнения Парижского соглашения следует полностью запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания повсеместно во всем мире уже в 2035 году. И это объясняется очень просто. Средний срок службы автомобилей составляет около 15 лет, а в 2050 году необходимо полностью прекратить выбросы СО2 на транспорте (как и во всех других секторах экономики).

Правительства десяти стран с переходной экономикой и развивающихся стран (включая Индию, Турцию и Украину) присоединились к декларации с намного более скромными и расплывчатыми обязательствами: активно работать над ускорением распространения и внедрения автомобилей с нулевым уровнем выбросов.

К декларации присоединились более сорока властей городов, штатов и регионов, которые обещали работать над преобразованием парков собственных или арендованных автомобилей в автомобили с нулевым уровнем выбросов не позднее 2035 года, а также над внедрением политики, которая позволит, ускорит или иным образом будет стимулировать переход к автомобилям с нулевым уровнем выбросов как можно скорее, насколько это возможно с учетом их юрисдикционных полномочий. В список подписавших декларацию городов входят, в частности, Атланта, Барселона, Болонья, Бристоль, Буэнос-Айрес, Даллас, Флоренция, Лагос, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Рейкьявик, Рим, Сан-Франциско, Сан-Паулу и Сеул. Среди штатов и регионов можно найти Британскую Колумбию, Каталонию, Северную Ирландию, Квебек, Шотландию и Уэльс, а также штаты США: Калифорния, Нью-Йорк и Вашингтон.

Декларацию подписали также некоторые производители автомобилей. Среди них Форд, Дженерал Моторс, Ягуар Ленд Ровер, Мерседес Бенц и Вольво. Они обещают стремиться к достижению 100%-го уровня продаж новых автомобилей и микроавтобусов с нулевым уровнем выбросов на ведущих рынках к 2035 году или ранее. К сожалению, к декларации не присоединились большинство автогигантов Германии, Франции, Италии и Японии. Поставленный срок (2035 год) вполне правильный. Но здесь есть два подвоха. Эти фирмы обещают только «стремиться», но не «достичь». Кроме того, обещание распространяется только на «ведущие рынки».

К декларации также присоединились некоторые владельцы и операторы парков автомобилей или общих мобильных платформ. Они будут стремиться к тому, чтобы к 2030 году или раньше, если это позволят рынки, сделать 100 % своих автомобилей и микроавтобусов транспортными средствами с нулевым уровнем выбросов. Это благоприятная новость. Будет хорошо, если Убер и им подобные станут примером в переходе на климатически дружественные транспортные средства.

Пятнадцать стран договорились работать вместе над тем, чтобы к 2040 году обеспечить продажи новых грузовиков и автобусов только с нулевыми выбросами углекислого газа. В соответствии с новым Глобальным меморандумом о взаимопонимании о транспортных средствах средней и большой грузоподъемности, Австрия, Канада, Чили, Дания, Финляндия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Шотландия, Швейцария, Турция, Великобритания, Уругвай и Уэльс также устанавливают промежуточную цель — к 2030 году добиться того, чтобы продажи новых автомобилей с нулевыми выбросами составляли 30 %.

Кроме автомобильного транспорта, большую проблему составляет водный и воздушный транспорт. Подзарядка судов и самолетов возможна только в портах или аэропортах. Поэтому водные и воздушные суда, используемые для рейсов средней и дальней протяженности, электрифицировать невозможно (необходимы слишком тяжелые аккумуляторы). Вместо их электрификации следует использовать химические виды топлива с нулевым углеродным следом.

Двадцать две страны, включая Австралию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Японию, Испанию, Великобританию и США, подписали Декларацию о зеленых морских коридорах. Подписавшие декларацию страны обязались создать уже к середине этого десятилетия как минимум шесть морских коридоров с нулевым уровнем выбросов.

Что касается авиации, то уже до КС26 более 80 предприятий авиационной отрасли и крупных корпоративных клиентов решили к 2030 году довести долю авиатоплива с нулевым углеродным следом до 10 % от мирового спроса. Это в тысячу раз больше, чем сегодня, и позволит предотвратить выбросы 60 миллионов тонн CO2 в год и создаст 300 000 зеленых рабочих мест. Впрочем, для выполнения Парижского соглашения доля такого топлива в 2030 году должна составлять 50 %.

Россия не присоединилась к вышеупомянутым декларациям. Однако в августе этого года правительство утвердило Концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Согласно этой концепции, к концу 2024 года планируется выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. К концу 2030 года производство электротранспортных средств должно составлять не менее 10 процентов общего объема производимых транспортных средств и должно быть запущено в эксплуатацию не менее 72 тысяч зарядных станций, из которых не менее 28 тысяч — быстрые зарядные станции, а также не менее 1000 водородных заправок.

А пока продажи электроавтомобилей в России невелики. Объем рынка новых электромобилей в России по итогам первых пяти месяцев 2021 года составил 650 шт., что в 7 раз больше, чем в январе – мае 2020 года. Но все равно это очень мало и составляет лишь менее 0,1 % от общих продаж. В Норвегии с населением в 30 раз меньше, чем в России, число проданных электроавтомобилей (не с ДВС и не гибридных) составило в 2020 году 346 921 шт., около 50 % от общего числа продаж, а в Китае — более 900 тыс. шт., т. е. более 17 % от общего числа продаж. У Москвы (а Москва член климатического альянса городов С40) есть планы развивать водородный общественный транспорт. Тестирование такого транспорта планируется начать в ближайшие два года.

Ольга Сенова, руководитель Климатической программы РСоЭС, считает:

«То, что было достигнуто в отношении транспорта на КС26 — шаг в правильном направлении. Но это настолько малюсенький шажочек (как и договоренности по мерам в других секторах экономики), что пока не дает основания надеяться на достижение целей Парижского соглашения — ограничения глобального потепления двумя градусами. Необходимы гораздо более существенные усилия, причем в более близкие сроки. Эти усилия должны быть приложены в первую очередь странами, ответственными за наибольшую антропогенную долю содержания парниковых газов в атмосфере нашей планеты, включая Россию». По мнению Ольги Сеновой, «Транспорт на природном газе, который рекламируется у нас как чистый, не является безуглеродным решением. В России должен получить развитие электрический и водородный транспорт, и источником энергии для него должна быть возобновляемая энергетика. Это станет реальным движением к безуглеродному будущему».

 

Автор статьи: А. Федоров

 

English version: 
Тип информации: