Технологический суверенитет или сотрудничество?
Ориентир на низкоуглеродную энергетику, несмотря на внешние и внутренние факторы не теряет актуальности, – считают участники семинара «Технологический разрыв на пути декарбонизации российской экономики. Масштабы и пути преодоления».
Мероприятие организовали Форум «Глобальный энергетический диалог» Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) и Центр энергоэффективности (ЦЭНЭФ-XXI). Актуальность темы подтвердил тот факт, что в семинаре приняли участие представители правительственных ведомств, бизнеса, банков и финансовых организаций, нефтегазовых и металлургических компаний, академической и прикладной науки.
«Несмотря на то, что декарбонизация сейчас вызывает много скептических замечаний со стороны ряда отраслевых специалистов и некоторых ведомств, не признающих важности декарбонизации, этот процесс идет», - рассказала член дирекции ИМЭМО РАН Наталья Иванова.
По словам профессора Ивановой, во всех крупных странах и в России «реализуются государственные программы и стратегии по финансированию НИОКР, пилотных проектов, созданию центров и университетских лабораторий, разработке новых низкоуглеродных технологий. Все это, хотя и постепенно, но происходит и в энергетических компаниях, а также в транспортной отрасли, строительстве, металлургии».
Результаты исследования о ситуации с производством и внедрением низкоуглеродных технологий, информацию о позиции и месте России в «технологической гонке» представил участникам мероприятия директор Центра энергоэффективности Игорь Башмаков.
В результате проведенных исследований эксперты ЦЭНЭФ-XXI пришли к выводу, что политика полного технологического суверенитета – это «тупиковый путь, чреватый непомерными издержками при отсутствии гарантии успеха».
Как показывают исследования, технологический суверенитет дается непросто. К примеру, уровень локализации производства выше всего в отдельных секторах электроэнергетики – более 70%, гораздо ниже - в промышленности, и один из самых низких (не превышает 25%)– в транспортном секторе. При этом по большинству технологий степень готовности к масштабированию и внедрению невысока. Доводить технологию от идеи до коммерческого использования в условиях технологической обособленности крайне сложно, а иногда практически невозможно.
По мнению аналитиков, наиболее эффективная стратегия для России - разносторонняя и географически сбалансированная международная кооперация в сфере производства низкоуглеродных технологий.
Хотя сотрудничество с Китаем оставляет доступ России к разного рода технологиям, важным моментом аналитики считают ответ на вопрос, насколько Россия готова углублять технологическую зависимость от Китая, и не станет ли это проблемой для экономики.
Выступление директора Ассоциации ветроэнергетики России (РАВИ) Игоря Брызгунова вылилось в дискуссию о судьбе возобновляемой энергетики в России. Было озвучено мнение, что Постановление Правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции» было принято для лоббирования нескольких иностранных компаний и теперь становится препятствием для развития отечественных производителей. «Для развития отечественной ветроэнергетики нужны новые стимулы и адекватные правовые механизмы» - считают участники дискуссии.
По словам профессора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Юрия Трофименко, низкоуглеродные тренды не обойдут стороной и транспортную отрасль. Эксперт считает, что в автомобильном парке России к 2050 году будут преобладать автомобили с двигателями на углеводородном топливе (жидком, газообразном). С учетом целевых показателей, заложенных в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2035 г. И сегодняшних реалий темпы декарбонизации автомобильного транспорта могут замедлиться примерно на 5 лет по сравнению с ранее разработанными прогнозами.
Представители Сколтеха видят низкоуглеродное будущее в технологиях улавливания, использования и хранения углерода (Carbon capture, use, and storage - CCS/CCUS) Екатерина Грушевенко из Центра по энергопереходу Сколтеха рассказала, что в России для старта пилотных проектов CCS отечественных технологий и оборудования достаточно. Но необходимы субсидии. Индустрия потребует создания масштабной трубопроводной системы для транспортирования CO2. Перспективными она назвала морские ССS-проекты на Ямале, однако отметила, что соответствующих судов для перевозки СО2 в России на текущий момент нет.
Участники мероприятия много говорили о задачах госрегулирования для выполнения поставленных на национальном уровне низкоуглеродных целей и поддержке бизнеса в создании технологий и производстве оборудования.
Заведующий сектором энергетической политики Института экономики РАН Владимир Волошин считает, что импортозамещение нельзя превращать в технологический железный занавес, отделяющий Россию от ведущих мировых разработок, как это было при СССР. «Необходимо искать пути сотрудничества со странами, которые имеют современную технику и технологии, реализовывать возможности международного разделения труда для роста технологического уровня российской экономики».