SOSновый Бор и ядерный кластер южного берега Финского залива

Ядерный кластер на южном берегу Финского залива находится на территории города Сосновый Бор, в 70 км от Эстонии, 100 км от Финляндии и всего в 35 км от границы пятимиллионного Санкт-Петербурга.

Он формировался в течение 60 лет на территории, где раньше коренное население жило в гармонии с природой и традиционно занималось рыболовством. После Второй мировой войны и до начала 2000-х годов здесь действовали четыре рыбоперерабатывающих завода, на которых были заняты тысячи человек. Продукция поставлялась не только в соседние регионы, но и на экспорт.

В настоящее в состав ядерного кластера входят следующие предприятия Росатома:

● Ленинградская АЭС (ЛАЭС) – крупнейшая в России и Балтийском регионе с временным хранилищем отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ) и комплексом по переработке радиоактивных отходов КПО ЛАЭС;

● Экомет-С – крупнейший в Европе завод по переработке металлических радиоактивных отходов;

● Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова (НИТИ) – уникальная площадка по испытанию ядерных энергетических установок для атомных подводных лодок;

● Федеральный экологический оператор (ФЭО) – филиал в Северо-западном территориальном округе, – временное хранилище средне- и низко-активных радиоактивных отходов (бывший Ленспецкомбинат Радон)

 

Новый этап развития ядерного кластера

 В настоящее время ядерный кластер вступает в новый этап своего жизненного цикла. Происходит «смена поколений». С одной стороны принимаются решения о строительстве новых ядерно-опасных объектов, а с другой – необходимо выводить из эксплуатации те из них, которые выработали проектный ресурс. При этом требуется безопасно изолировать от среды обитания наработанные обременения – отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), радиоактивные отходы (РАО).

Это системная проблема, требующая оценки воздействия на среду обитания не только каждого отдельного атомного объекта, но и всего ядерного кластера с учетом возможных эффектов синергизма при воздействии на экосистемы, а также возможного взаимного влияния отдельных объектов друг на друга, в том числе в аварийных ситуациях.

 Это сложная задача, которая имеет экономическое, социальное, экологическое и нравственное измерение. Ее решение будет иметь долгосрочные последствия, затрагивающие интересы многих будущих поколений не только на российском побережье Финского залива, но и во всем Балтийском регионе.

 Для выработки сбалансированной стратегии действий по ее решению необходимо использовать экосистемный подход, базирующийся на комплексном экологическом мониторинге, участии представителей всех заинтересованных сторон - общества, власти и бизнеса. Необходимо, чтобы их взаимодействие было прозрачным, основано на демократических принципах и учитывало социально-экологический и исторический опыт развития этой территории. Рассмотрим этот опыт.

 

Сосновый Бор – город атомщиков

 Сосновый Бор, 68 тысяч жителей - один из 20 закрытых для иностранцев атомных моногородов Росатома. Город построен в 3.5 км от ядерного кластера.

Государственная корпорация Росатом – главный работодатель, дает работу примерно 10 тысячам горожан. Социальная инфраструктура города (школы, больницы, культурные объекты) зависят от эффективности деятельности атомных предприятий.

 


Рисунок 1. Ядерный кластер на южном берегу Финского залива

Рисунок 1. Ядерный кластер на южном берегу Финского залива в составе:

● Ленинградская АЭС (ЛАЭС) с комплексом по переработке радиоактивных отходов (КПО ЛАЭС) и временным хранилищем отработавшего ядерного топлива;

● Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова (НИТИ);

● Федеральный экологический оператор (ФЭО, бывший РосРАО) – временное хранилище низко- и среднеактивных отходов;

● Экомет-С завод по переработке металлических радиоактивных отходов.

  

Ленинградская АЭС (ЛАЭС)

 ЛАЭС крупнейшая в России и в бассейне Балтийского моря. Это наиболее мощный источник антропогенного воздействия на среду обитания на южном берегу Финского залива.

В настоящее время эксплуатируются в режиме генерации энергии 4 энергоблока суммарной электрической мощностью 4400 МВт: по два реактора РБМК-1000 (2×1000 МВт) и ВВЭР-1200 (2×1200 МВт).

Два старейших энергоблока РБМК-1000 были окончательно остановлены в 2018 и 2020 годах после 45 лет работы, и их планируют выводить из эксплуатации до 2053 года1. Третий и четвертый энергоблоки намечены к окончательной остановке в 2025 и 2026 годах2 и их планируют вывести из эксплуатации до состояния «коричневой лужайки» к концу 2059 года.

Разработана и утверждена Программа вывода из эксплуатации энергоблока №1 Ленинградской АЭС3. После окончательной остановки энергоблока и до окончательной выгрузки отработавшего ядерного топлива из реактора (до 5 лет) ежегодные затраты на его работу без генерации энергии будут составлять более 2.6 млрд. рублей, а разработка проектной документации на вывод оценивается в 800 млн. руб. Ожидаемая стоимость вывода из эксплуатации первого и второго энергоблоков ЛАЭС с учетом затрат на захоронение РАО, но без затрат на окончательную изоляцию ОЯТ, оценивается в 64 млрд. рублей.

 

Комплекс по переработке радиоактивных отходов ЛАЭС (КПО ЛАЭС) построен на территории станции и предназначен для:

• сжигания сотен тонн в год горючих радиоактивных отходов;

• переработки до 1000 м3 в год твердых радиоактивных отходов;

• приема, переработки и кондиционирования жидких радиоактивных отходов

(ЖРО).

В КПО ЛАЭС накоплено более 20 тыс. м3 битумного компаунда и более 30 тыс. м3

ЖРО.

 

Временное хранилище отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ) ЛАЭС вмещает около 40 000 отработавших тепловыделяющих сборок (5.000 тонн). Они охлаждаются в специальных бассейнах, находящихся в 90 метрах от Балтийского моря. В ОЯТ содержится примерно 35 тонн сверхтоксичного 239Pu с периодом полураспада 24 тыс. лет.

Экологически и экономически приемлемых технологий его переработки или захоронения нет. Началось перемещение ОЯТ с выводимых реакторов ЛАЭС во временное (до 50 лет) федеральное сухое хранилище на Горно-химическом комбинате в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Железногорск Красноярского края. Эти транспортировки планируют завершить после 2031 года.

 

Новый энергоблок ЛАЭС - нарушения в процессе продвижения проекта

Продвижении проекта новых энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 в Сосновом Бору

сопровождалось манипулированием общественного участия при оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Администрация Соснового Бора в 2007 году зарегистрировала две общественные экспертизы так называемых «государственных общественных организаций» из Москвы: «Экологического движения конкретных дел» и «Экосфера». При этом сосновоборская общественная благотворительная экологическая организация «Зеленый мир» не была допущена к проведению экспертизы.

Результаты обеих московских общественных экспертиз были схожи: «Ни малейшего воздействия»4 на окружающую среду. Позже эти результаты были оспорены группой экспертов-ядерщиков из Соснового Бора во главе с доктором технических наук Анатолием Епериным, бывшим директором ЛАЭС5. Эксперты предложили устранить критические важные недостатки системы охлаждения энергоблоков, способные привести к серьезным негативным последствиям для природы и соседних ядерных объектов. Эти предложения не были восприняты Росатомом как значимые.

 

Нарушения при строительстве энергоблока ЛАЭС с реакторами ВВЭР-1200

В марте 2016 года было опубликовано открытое письмо6 и видеообращение7 ветерана-строителя ЛАЭС, участвовавшего в строительстве реакторов ВВЭР-1200, в которых сообщалось о многочисленных манипуляциях и нарушениях, не позволяющих, по мнению автора, обеспечить проектные характеристики безопасности оборудования энергоблока. Проверка, проведенная органом, регулирующим вопросы ядерной безопасности (Ростехнадзор), не представила доказательств опровергающих факты нарушений и, по мнению автора, была проведена формально8.

Таким образом, можно сделать вывод, что 5-й энергоблок ЛАЭС с реактором ВВЭР-1200 не обладает требуемыми проектными характеристиками безопасности.

 

Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова

За более чем 55 лет своего существования институт проводил эксперименты и испытания пяти экспериментальных ядерных энергетических установок для подводных лодок9.

 В их числе в 2000-х годах одна из них была введена, а две ядерно-энергетических установки были окончательно остановлены и выведены из эксплуатации10,11,12. Отработавшие активные зоны, по-видимому, были вывезены для утилизации13. Материалы ОВОС по вводу, а также выводу из эксплуатации ядерных энергетических установок НИТИ рассматриваются специально создаваемыми комиссиями национального регулятора ядерной безопасности (Ростехнадзора), и, по российскому законодательству, не должны обсуждаться с общественностью. При этом, по данным Радиевого института14, НИТИ является одним из главных поставщиков 3Н и радиоактивных элементов-продуктов коррозии 60Со, 54Mn и 137Cs в Финский залив.

За время эксплуатации ядерных установок НИТИ произошло по меньшей мере 5 аварий и инцидентов15. Одна из наиболее серьезных произошла 25 апреля 1972 года, когда сгорела активная зона ядерной энергетической установки ВАУ-6с (80% тепловыделяющих сборок разрушились)16. Утратила герметичность крышки реактора.

«Причиной аварии явились факторы, которые не могли быть учтены при проектировании установки» - таков был вывод специальной комиссии, расследовавшей аварию.

Таким образом, эксперты подтвердили возможность непредсказуемой работы ядерной энергетической установки и невозможность гарантировать ее безопасность. Еще одна серьезная авария на другом объекте НИТИ произошла в 1979 году. В результате теплового взрыва элемента системы аварийного охлаждения реактора (бака для воды) здание было разрушено. Два человека погибли.

 

АО Экомет-С

 В 1995 году Правительство РФ приняло национальную Программу17 по переработке примерно 600.000 тонн средне- и низко-активных металлических РАО, накопленных в России. Частная компания Экомет-С была назначена головным исполнителем этой программы. На территории Ленинградской АЭС был построен только один из 20 запланированных заводов. Он был введен в эксплуатацию в 2002 году незаконно, без общественных слушаний и государственной экологической экспертизы.

К 2020 году на Экомет-С переработаны десятки тысяч тонн металлических РАО содержащих 54Mn, 60Co, 65Zn, 106Ru, 134Cs, 137Cs, 144Ce, 90Sr. Радиоактивные отходы поставлялись на переработку предприятиями Росатома и нефтегазового комплекса России.

Экомет-С планирует перерабатывать около 3000 тонн металлических РАО при выводе из эксплуатации ЛАЭС. Экомет-С является сопоставимым с ЛАЭС18 источником выброса 137Cs и 60Co, а также основным локальным источником выброса 226Ra, 235+238U.

На предприятии неоднократно случались взрывы в плавильных электропечах, которые привели к гибели троих рабочих (2005 год) и потере трудоспособности несколькими работниками (2011 год).

 

Национальный экологический оператор, Ленинградское отделение филиала "Северо-Западный территориальный округ"

 

Предприятие является правопреемником Ленинградского специализированного комбината «Радон», работающего с 1962 года. Это было первым радиационноопасным предприятием на территории нынешнего ядерного кластера. На нем временное хранятся твердые (более 65.000 м3) и жидких (1.200 м3) РАО средней и низкой активности, а также отработавшие радиоактивные источники (среднерадиоактивные отходы).

По имеющейся информации, после тушения пожаров в хранилище РАО в 1976 и 1979 годах, а также в результате атмосферных протечек в наземные бетонные боксы хранилищ грунтовые воды вблизи объектов загрязнены 3H, 137Cs, 90 Sr, а также 239Pu. Предприятие является одним из основных источников19 сброса 3H к Финский залив. Объем сбросов составляет 8–20 ×107 Бк/год. Сброс в Финский залив альфа-активных (210Po и 239Pu) и бета-активных (137Cs, 90Sr, 210Pb) радионуклидов составляет 2–3×107 Бк/год.

 

Мониторинг воздействия ядерного кластера на природную среду

 С начала 1970-х годов в районе ядерного кластера осуществлялся радиационный, а позднее комплексный экологический мониторинг. Региональная экологическая лаборатория НИТИ до середины 1980-х годов получила результаты, свидетельствующие о серьезных негативных экологических последствиях для водных экосистем Копорской губы Финского залива.

Это было следствием теплового загрязнения системами охлаждения ЛАЭС на фоне имеющегося химического и биогенного загрязнения прибрежных вод. В результате происходила многократно ускоренная эвтрофикация вод, круглогодичная вегетация планктона, а также подрыв воспроизводства рыб за счет гибели при заборе воды системами охлаждения энергоблоков, а также ухудшение экологических условий в районе нерестилищ.

Региональная экологическая лаборатория финансировалась атомной отраслью и полученные результаты не были доступны широкой общественности.

 

Эволюция развития ядерного кластера после Чернобыльской катастрофы

 После чернобыльской катастрофы, в 1992 году, администрация Соснового Бора заказала комплексный анализ социально-экологической обстановки в городе, оценку социально-экологических рисков и рекомендации по стратегии развития города. Работа была выполнена Российской Академией Наук20. Эксперты отметили:

1. Отсутствие у муниципальных властей исчерпывающей информации об экологическом состоянии городской среды обитания региона размещения из-за несистемного характера ее сбора, производимого различными ведомствами.

2. Повышенную опасность распространения загрязнений в случае аварий или протечек на ядерно-опасных предприятиях из-за особенностей геоэкологической обстановки.

3. Снижение качества прибрежных вод, их рыбохозяйственного и рекреационного потенциала из-за изменений видового состава фитопланктона в Копорской губе возникшего из-за теплового, биогенного и химического загрязнений.

4. Лидерство региона по онкологическим заболеваниям и пневмониям, а также необходимость исследования врожденных патологий и онкологических заболеваний у детей с учетом места работы родителей.

Ученые сделали вывод, что экологическая емкость города и района ядерного кластера исчерпана, не рекомендовали увеличивать антропогенную нагрузку и численность населения города.

 

Было предложено, также, создать муниципальный центр для эко-информационной деятельности и экологического мониторинга, чтобы органы местного самоуправления могли проводить эффективную социально-экологическую политику.

 

Большая часть этих рекомендаций экспертов Российской академии наук не были учтены.

За десятилетие, прошедшее после этой экспертизы, мощность ХОЯТ ЛАЭС в Сосновом Бору была увеличена в 2 раза, были введены в эксплуатацию две новых экспериментальных ядерных энергетических установок в НИТИ, введен в эксплуатацию крупнейший в Европе завод по переработке металлических радиоактивных отходов на АО Экомет-С.

За время капитальных ремонтов энергоблока № 1 в период с 1990 по 1998 год на ЛАЭС ежегодные выбросы долгоживущих нуклидов 137Cs, 134Cs и 60Co возросли в 100 – 300 раз21. Поэтому не случайно в конце 1990-х годов генетики ВНИИ сельскохозяйственной радиологии из Обнинска и специалисты сосновоборской региональной экологической лаборатории, переподчиненной Радиевому институту им. В.Г. Хлопина, обнаружили цитогенетические повреждения семян и хвои сосен, произрастающих вблизи ядерного кластера и в самом городе Сосновый Бор22.

 

Процент цитогенетических повреждений в районе ядерного кластера оказался в три, а в Сосновом Бору в два раза выше, чем в контрольной точке, в 30 км к западу от ядерного кластера, в районе села Большая Ижора, на границе с Санкт-Петербургом.

Вскоре после получения этих результатов, в 2003 году была закрыта Сосновоборская региональная экологическая лаборатория Радиевого института им. В.Г. Хлопина. В результате был прекращен комплексный экологический и радиоэкологический мониторинг, позволяющий оценить не только объемы выбросов и сбросов радиоактивных и химических загрязняющих веществ в окружающую среду, но и реакцию экосистем на такое антропогенное воздействие.

В результате лица, принимающие решения по развитию ядерного комплекса, лишились возможности в своих решениях опираться на оценку состояния природных экосистем. Их решения стали опираться на критерии экономической выгоды и политической целесообразности.

За этим последовала отмена пост-чернобыльских стандартов, которые запрещали строительство крупных атомных электростанций вблизи мегаполисов, а также ограничивали численность населения городов-спутников АЭС и их удаленность от станции.

Это позволило строить новые энергоблоки Ленинградской АЭС с реакторами ВВЭР- 1200 на расстоянии 40 км (было 100 км) от границы Санкт-Петербурга. 

Рис. 2. Отменен пост-чернобыльский стандарт (СНиП 2.01.51-90 3.5. – п.3.5), чтобы появилась возможность строить энергоблоки ЛАЭС ближе 100 км от границы Санкт-Петербурга.

После отмены пост-чернобыльского стандарта СНиП 2.01.51-90, п.3.5 стало допустимым увеличение численности жителей города Сосновый Бор свыше 50 тысяч человек (сейчас 68 тысяч) и развивать строительство города в сторону атомного кластера, приближая город на расстояние менее 8 км.

 Знаковые события 2020 года по развитию сосновоборского ядерного кластера

 В 2020 году была принята «дорожная карта» по сооружению 7-го и 8-го энергоблоков ЛАЭС с реакторами ВВЭР-1200. Согласно этому документу, общественные обсуждения материалов ОВОС и материалов обоснования лицензии на сооружение 7 и 8 энергоблоков намечено провести в июле 2021 года, а государственную экологическую экспертизу в ноябре 2021 года. Разрешение на строительство планируют получить в июле 2022 года, а физический пуск реакторов намечен на 2026 и 2028 годы.

Таким образом, планируемый ввод замещающих 7-го и 8-го энергоблоков ЛАЭС с реакторами ВВЭР-1200 опаздывает от плановых сроков окончательной остановки 3-го и 4-го энергоблока с реакторами РБМК-1000 на 1 – 3 года. Это может означать, что для 3-го и 4-го энергоблоков ЛАЭС могут дополнительно продлить эксплуатационный ресурс сверх 45 лет вплоть до момента ввода в эксплуатацию 7-го и 8-го энергоблоков.

В 2020 году первая партия вторичных РАО, возникших после обработки радиоактивного металла на Экомет-С была отправлена в пункт захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в закрытое административно-территориальном образовании (ЗАТО) Новоуральск Свердловской области. По имеющимся сведениям, Экомет-С намерен перемещать РАО на Урал вплоть до 2023 года23. Таким образом Экомет-С на берегу Балтики и ПЗРО в Новоуральске стали частью национального бизнес-проекта по переработке и захоронению РАО.

При этом ни общественность, ни региональные власти Ленинградской и Свердловской областей фактически не имеют адекватной информации о долговременных последствиях для региональных экосистем этого бизнеса на радиоактивных отходах.

В 2020 году Владимир Грачев советник главы Росатома и организатор общественной экологической экспертизы материалов ОВОС Ленинградской АЭС в Сосновом Бору в 2007 году, был арестован при получении взятки за лоббирование интересов бизнеса.24,25,26 Это событие ставит под сомнение результаты общественной экспертизы, утверждающей, что энергоблок ВВЭР-1200 не оказывает «ни малейшего  воздействия» 27 на природные комплексы.

 

Выводы и рекомендации

 В ближайшие 10 лет на территории ядерного кластера на южном берегу Финского залива рядом с Санкт-Петербургом будет происходить смена поколений ядерных энергетических установок ЛАЭС и НИТИ. Предполагается строительство и ввод новых и вывод из эксплуатации старых энергоблоков ЛАЭС и НИТИ.

Как известно, именно на начальном этапе, а также при приближении к выработке ресурса технические системы и ядерные энергетические установки, в частности, имеют более высокую вероятность аварий.

Это означает, что ядерный кластер входит в более опасный этап своей жизни. Принимаемые политические решения о дальнейшем наращивании числа ядерноопасных объектов на берегу Финского залива не основывается на комплексном анализе безопасности всего ядерного кластера, возможном влияния отдельных ядерных объектов друг на друга. Не оценивается, также, способность экосистем в районе размещения ядерного кластера принять дополнительную нагрузку без разрушения механизмов воспроизводства здоровой среды обитания.

История развития ядерного кластера на южном берегу Финского залива демонстрирует необходимость включения дополнительных критериев (экологических и социальных) для оценки безопасности объектов ядерного кластера. Необходимы новые законодательные нормы и инструменты для обеспечения ядерной и социально-экологической безопасности.

 

В частности, необходимо:

1. Создание межрегиональной экологической лаборатории (института) под патронажем правительств Ленинградской области, Санкт Петербурга и под контролем попечительского совета с участием всех заинтересованных сторон для обеспечения комплексного экологического и радиоэкологического мониторинга природных экосистем в районе ядерного кластера и выдачи рекомендаций лицам, принимающим решения о возможных вариантах развития ядерного кластера.

2. Правительству Ленинградской области целесообразно инициировать проведение стратегической экологической оценки, внедрение процедур морского пространственного планирования для обеспечения устойчивого развития южного побережья Финского залива с учетом вывода из эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС и планов дальнейшей индустриализации региона.

3. Для учета интересов региональных сообществ, критериев социальной и экологической безопасности необходимо разработать законы Ленинградской области и Санкт-Петербурга о полномочиях региональных, муниципальных властей и заинтересованной общественности при принятии решений по ядерным проектам на берегах Финского залива.

 

Олег Бодров, координатор программы ПЯРУ РСоЭС​, физик, эколог, Общественный совет южного берега Финского залива - межрегиональное социально-экологическое движение Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

 Источник: Доклад, подготовленный с участием Программы ПЯРУ РСоЭС «Вывод из эксплуатации российских энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс - Обновленная информация по ключевым процессам 2020 года»


1. "Экологическое движение конкретных дел" - Общероссийское общественное движение (Рус.), http://greenlightint.org/files/main_page/brochure_edkd.pdf

2. Программа вывода из эксплуатации блока №1 Ленинградской АЭС, утв. Ген. Директором Росэнергоатома А. Ю. Петровым в январе 2018 года, 180 стр.

3. Программа вывода из эксплуатации блока №1 Ленинградской АЭС, утв. Ген. Директором Росэнергоатома А. Ю. Петровым в январе 2018 года, 180 стр.

4. В. Грачев, «Ни малейшего воздействия», газета Маяк, г. Сосновый Бор, 11 июля 2007 https://mayaksbor.ru/news/atomgrad/ni_maleyshego_vozdeystviya/

5. Экспертное заключение ветеранов атомной отрасли по проекту строящейся Ленинградской АЭС-2, 6 июня 2013 года, http://www.greenworld.org.ru/laes2_gradir_zak6613

6. Открытое обращение Виктора Алейникова, "Ветеран атомной энергетики и промышленности" России, 03.03.2016, http://www.greenworld.org.ru/?q=laes2_aleinikov

7. Видеообращение Виктора Алейникова "Ветеран атомной энергетики и промышленности" России, 01.03.2016 https://www.youtube.com/watch?v=I1jS8vabFik&t=438s

8. Видеообращение от Виктора Алейникова, строителя ЛАЭС-2 "Ленинградская АЭС-2 все еще опасна", 2017,

9. НИТИ им. А. П. Александрова 40 лет. – СПб. ООО «НИЦ Моринтех», 2002 – 360с.

10. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 августа 2009 г. N 708 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии "Вывод из эксплуатации комплекса с экспериментальным ядерным реактором (стендапрототипа ВАУ-6с ЯЭУ корабля)" ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова"

11. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 июня 2011 г. № 278 “Об утверждении Годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2010 году” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2074801/#ixzz6dODFLWdi

12. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 октября 2009 г. N 855 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии "Вывод из эксплуатации стенда-прототипа ЯЭУ КМ-1" ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова" (г. Сосновый Бор Ленинградской области)"

13. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 января 2011 г. № ГК-14-фс «О предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте работ ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова»

14. Отчет о работе «Комплексная экологическая экспертная оценка техногенного воздействия на население и окружающую среду объектов атомной энергетики, расположенных на территории Сосновоборского городского округа», утвержден В.П. Тишковым, И.О. Генерального директора ФГУП «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина, Договор №650-651-63-11/Ц-ПЗ/ИФ05-411-200/11 от 14.11.201, СПб. 2011г. 223 с.

15. НИТИ им. А.П. Александрова 40 лет. – СПб. ООО «НИЦ Моринтех», 2002 – 360с.

16. Е.В. Аккуратов и др., Город Сосновый Бор, Лики России, 1998, стр. 118.

17. Распоряжение Правительства РФ №1197-р от 1 сентября 1995 года об одобрении Целевой программы «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов» и возложении на «Экомет-С функции головного исполнителя Программы http://docs.cntd.ru/document/9013443

18. Отчет о работе «Комплексная экологическая экспертная оценка техногенного воздействия на население и окружающую среду объектов атомной энергетики, расположенных на территории Сосновоборского городского округа», утвержден В.П. Тишковым, И.О. Генерального директора ФГУП «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина, СПб. 2011г. 223 с.

19. Отчет о работе «Комплексная экологическая экспертная оценка техногенного воздействия на население и окружающую среду объектов атомной энергетики, расположенных на территории Сосновоборского городского округа», утвержден В.П. Тишковым, И.О. Генерального директора ФГУП «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина, 2011 год, 223 с.

20. Отчет и заключение экспертной комиссии по комплексному анализу обстановки в районе г. Сосновый Бор (по данным, представленным заказчиком), Санкт-Петербургского научного центра «Ассоциация ученых будущее Санкт-Петербурга” РАН, Санкт-Петербург, 1992, стр. 83, утв. чл.-корр. РАН, зам. председателя Президиума РАН С.Г. Инге-Вечтомовым, инв.№ 018-ЭС

21. Комплексная экологическая экспертиза техногенного воздействия на население и окружающую среду объектов атомной энергетики, расположенных на территории городского округа Сосновый Бор", (Рус. ), отчет о работе Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", том 1, 143 стр., утвержденный в декабре 2011 г. к.т.н. В.П. Тишковым, и.о. генерального директора ФГУП "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина"

22. Комплексная экологическая экспертиза техногенного воздействия на население и окружающую среду объектов атомной энергетики, расположенных на территории Сосновоборского городского округа", (Рус.), доклад о работе ФГУП "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", Книга 1, 143 страницы, утвержденный в декабре 2011 г. к.т.н., и.о. Генерального директора ФГУП "НПО "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" к.т.н. Тишковым В.П."

23. Виктор Казаков, Новоуральский полигон РАО. Открытие зимнего сезона. https://novikvsluh.blogspot.com/2020/10/blog-post.html?fbclid=IwAR0OBUwqOsCtL05-JtsFj92h4IC1Yy3dx1VMNgqMAWongFGj0QqQ6E3Lkq0&m=1

24. В Москве суд отправил советника главы «Росатома» под домашний арест, РБК, 17.09.2020 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f62d5699a7947be2d676626

25. Эколог сдал вахту следствию. Бывший глава комитета Госдумы по экологии помещен под домашний арест, Коммерсант 16.09.2020, https://www.kommersant.ru/doc/4493672

26. Бывший глава комитета Госдумы по экологии помещен под домашний арест, Радио Свобода 17.09.2020. https://www.svoboda.org/a/30843336.html

27. В. Грачев, «Ни малейшего воздействия», газета Маяк, г. Сосновый Бор, 11 июля 2007

https://mayaksbor.ru/news/atomgrad/ni_maleyshego_vozdeystviya/