1

Will Russia’s wetlands save the planet’s climate?

Long-term studies by the international scientific community prove that wetlands are even more important for the climate than the planet’s forests. Wetlands are regulators of the planet’s climate, and their carbon stocks are twice the capacity of all the world’s forests. 

 

The International Panel on Climate Change (IPCC)  agreed  30 years ago that the climate cannot be saved without the conservation and restoration of wetland systems. And for all their influence, wetlands are extremely vulnerable:  over the last half century, one third of the world’s wetlands have disappeared – they are disappearing three times faster than forests. 

 

But while in Europe more than 90% of natural wetlands have been destroyed, in Russia wetlands are still quite abundant. According to the Institute of Forestry Science of the RAS, the total wetland area of the country (lands regardless of the proportion of peat content) is 3.69 million km², i.e. 21.6% of the territory. Bogs proper (with peat deposits with a thickness of more than 30 cm) occupy 1.39 million km², or more than 8%.

 

Russian boreal bogs contain on average seven times more carbon per hectare than any other ecosystem. Russia ranks first in the world in terms of peat reserves, and according to scientists at the Institute of Forestry Science of the Russian Academy of Sciences, Russian peat bogs contain more than 113 billion tons of carbon.

Wetlands as a way to fulfill climate commitments

In the Russian Federation, wetlands are part of the plan to fulfill national commitments to reduce emissions. According to the new Climate Doctrine of the Russian Federation, the country will be able to achieve a 25% reduction in net greenhouse gas emissions from 2019 levels mainly due to their absorption by forests and wetlands. Both the baseline and intensive scenarios laid out in the Strategy for Socio-Economic Development of the Russian Federation until 2050 include, among other things, watering of previously drained marshes, ensuring their fire safety, and managing their water balance.

 

The fact that Russia’s plans to achieve carbon neutrality focus on wetlands and forests, rather than on reducing emissions from industry, is not the sole initiative of the state, but a product of UN rules. International agreements allow national plans to use “managed lands” - areas “where human intervention and methods have been applied to fulfill productive, environmental or social functions.”

 

But scientists responsible for calculating global emissions warn that a number of countries that rely heavily on their natural carbon sinks to reduce emissions often give a distorted picture of how much carbon dioxide wetlands actually produce.  For example, according to the International Marsh Conservation Group (IMCG), Russian peatlands alone (which are a type of wetland) are among the largest contributors of carbon to the atmosphere. So are those of Indonesia, Malaysia and Papua New Guinea.

 

In practice, depending on land use practices and strategies, wetlands can be one of the largest sinks of greenhouse gases, or they can be a time bomb that can release huge amounts of carbon dioxide, methane and nitrous oxide into the atmosphere.

 

Runoff or the source?

Not every wetland (as well as not every forest) is a carbon sink. The real scale of the impact of Russian wetlands on the planet’s carbon balance has not been studied in detail. Some believe that the wetlands located in the south of Western Siberia cool the atmosphere, while others believe that, on the contrary, they warm it.

Siberian wetlands are like a sponge; they store a huge amount of greenhouse gases. The West Siberian Lowland contains about 40% of the planet’s intact wetland ecosystems. Occupying only 1.6% of the land area, this region is a storehouse of about one third of all soil carbon in Russia and more than a quarter of it accumulated by all terrestrial ecosystems.

Methane emissions are considered to be a problem associated with wetlands in general, and especially Russian wetlands. This greenhouse gas is 21 times more “aggressive” than carbon.
According to IPCC estimates, the contribution of natural wetlands to the total emissions of natural methane varies from 61 to 82%. 

 

Studies by European scientists have shown that European peatlands alone could be equivalent to 69% of the annual emissions of European wetlands. “A healthy and complete greenhouse balance in Europe can only be achieved by including the peatlands of the European part of Russia,” they believe. Greenhouse gas emissions as a result of reclamation and subsequent degradation of peatlands, as well as peat fires, currently reach 5% 5% of all anthropogenic emissions. On a global scale, this is more than is produced by aviation, shipping and rail transportation combined.

The West Siberian lowlands have been accumulating frozen peat for many millennia. Thermokarst lakes are called “hot spots” due to high carbon emissions According to the study, The West Siberian lowlands have been accumulating frozen peat for many millennia. Thermokarst lakes are called “hot spots” due to high carbon emissions According to the study, all studied thermokarst lakes in frozen latitudes are oversaturated with methane content. The authors of the study by the UN Environment Program believe that permafrost contains twice as much carbon as the amount of CO2 accumulated in the atmosphere. Moreover, a huge part of greenhouse gases, which have not yet broken free, is stored in the frozen bogs of Western Siberia.

Accelerated thawing of Siberian permafrost may become a global threat to the entire planet, scientists believe. Scientists from Tomsk and Yugra Universities estimate methane emissions from southern taiga wetland systems alone at 0.84-1.57 Mt/year, and CO2 emissions at 67 Mt/year.

 

At the same time, melting is occurring much faster than expected. The results of studies by the St. Petersburg State Hydrological Institute,  showed, that annual methane emissions from the Russian permafrost region could increase by 20-40% over most of the territory, and by 50-80% in northern locations.

 

Given that the average residence time of methane in the atmosphere is 12 years, the scientists estimated, that by the middle of the 21st century, an additional annual source of 6-8 Mt due to permafrost thawing could increase the total amount of atmospheric methane by about 100 Mt (or 0.04 parts per million). As a result, this could increase global mean annual temperature by 0.012°C.

 

Researchers from Tomsk State University were the first to attempt  a comprehensive assessment of carbon emissions from the surface of Siberia’s rivers and lakes in a joint study with Swedish and French scientists.  According to a more recent study by scientists from the St. Petersburg State Forestry University, the intensity of net runoff (positive absorption balance) into Russian bog ecosystems is not high: 37.6 million tons of CO2/year.

According to A. Romanovskaya, Director of the Institute of Global Climate and Ecology, CO2 absorption by wetlands is comparable to the level of carbon absorption in Russian forests, but the balance of greenhouse gas fluxes from them can be close to zero or shifted towards net emissions in CO2 equivalent. As of 2017, experts estimated that for all types of ecosystems in Russia, CO2 uptake by Russian wetland ecosystems is about 860 million tons per year
 

Research, conducted by scientists from the University of Denmark with the participation of Tomsk scientists on the largest wetlands in Western Siberia, shows that wetland ecosystems on average acted as net carbon sinks, but were also large net sources of methane (CH4). The experts concluded that gains in the “greenhouse gas budget” from one type may be counterbalanced by another.

Managing the unmanageable
One of the main challenges in implementing the Paris Agreement is to help keep as much carbon in vegetation and soil as possible. According to an international study by Dalhousie University published in the Environmental Research Letters journal, conserving and restoring peatlands can help combat climate change both regionally and globally.
 

It has been proven that drained peatlands turn from carbon dioxide sinks into carbon dioxide sources, especially in the case of fires, when large amounts of carbon are released into the atmosphere. It is difficult to give an exact figure of drained lands in the Russian Federation, but according to forestry experts,  Russia is one of the world leaders in terms of the area of peatlands and the scale of their drainage, and the total area of drained peatlands in Russia is at least 5 million hectares.

 

As scientists from the Institute of Global Climate and Ecology believe, the most effective way to reduce greenhouse gas emissions from ecosystems is through secondary watering of peatlands. In addition, projects to reduce emissions in Russian wetlands may include measures such as afforestation of peatlands and preventing conversion of wetlands to other agricultural uses. These activities are included in the national reporting on anthropogenic sources and sinks of greenhouse gases not regulated by the Montreal Treaty.

 

In 2010-2013, more than 73 thousand hectares of fire-prone peatlands were re-watered in the Moscow Region (the largest watering program in the Northern Hemisphere to date). Since 2020, data on the reduction of greenhouse gas emissions as a result of peatland rewetting in the Moscow Region and some other regions have been included in the National Report of the Russian Federation submitted to the secretariat of the UN Framework Convention on Climate Change. But comprehensive accounting has not yet been carried out.

 

Scientists of the Institute of Forestry Science of the RAS have proposed an approach to include watered peatlands in the National Inventory of emission from sources and absorption by sinks of greenhouse gases.

Not easy to do, difficult to calculate
For all the uncertainty about the “net balance” of bog ecosystems, Russia has included forest land (including wetlands) in its plans to achieve carbon neutrality: efforts are underway to test a system to offset industry emissions through the generation of carbon units. This is happening because technology projects in industry are expensive and complicated, while “buying a swamp” is easier.

Russian official climate documents state that the country has great potential in implementing climate projects for secondary watering of previously drained wetlands.

In world practice, the system of reporting on net indicators of “managed land” has not yet been unified. Countries are required to identify land that can be considered ‘managed’ and then calculate the net runoff. Different countries have adopted different systems for this purpose. In the United States, for example, almost the entire country is categorized as “managed,” except for remote regions of Alaska. Russia also considers agricultural land and most forest land to be managed.

 

As recent studies show, many countries do not provide any information on how they determine the ‘stewardship’ of land. At the same time, ecosystem projects, unlike projects in industrial sectors, have little guarantee of results.  

 

According to experts, there is a risk of so-called “leakages” in the implementation of such projects.  Risks of recognizing “carbon units” from forest-climate projects arise due to the volatility of project activities, which may lead to the lack of declared reductions or even an increase in greenhouse gas emissions as a result of the project. Based on the IPCC estimates, it turns out that for the climate effect it is necessary to guarantee the reduction of emissions or accumulation of removed carbon from the atmosphere for a period of 100 or more years.

 

There are also risks of falsification. In addition, no one guarantees that the lands will not be burnt down in a fire. The loss of previously achieved results may entail a change of ownership. Therefore, some carbon markets do not allow emission offsets based on carbon units of ecosystem projects.

 

According to Anna Romanovskaya, offsetting greenhouse gas emissions with carbon units from “non-complementary” activities may lead to an increase in overall emissions on a global scale, rather than reducing them. Therefore, determining the complementarity of projects is one of the most sensitive and challenging issues in project validation (verification).

Issues for credibility
Within the framework of various carbon standards - international and national - more than 100 methodologies for ecosystem climate projects have already been developed and implemented worldwide (Verra VCS, Clean Development Mechanism, American Carbon Registry, Australian Emissions Reduction Fund, Korea Offset Program, etc.). The corresponding database is compiled at the Yu. Israel Institute for Global Climate and Ecology.

It is believed that net runoff studies in wetland areas will help to confirm the reliability. This work is carried out both within the framework of studies of various scientific institutions and at specific natural sites within the framework of carbonic testing grounds. It is not the first year that such work has been carried out in the Khanty-Mansi Autonomous District (KMAD), Sverdlovsk, Kaliningrad and other regions.

 

And although there is no single Russian methodology for calculating the net balance of the territory, the first forest-climate project, which has passed validation, has already appeared. Information about it has been entered into the system of the operator of the registry of carbon units AO Kontur. The implementation of the project initiated by Roslesinforg in the Sakhalin region over 75 years should ensure the absorption of 1.5 million tons of CO2-equivalent. The main emphasis is placed on recreating an environmentally significant symbiosis of two ecosystems - swamp and forest, while the habitat conditions for animals and microorganisms will be preserved,” the project description says.
 

Keeping the goal in mind

According to experts, “the purpose of voluntary climate projects in Russia should be, first of all, to develop technologies to reduce greenhouse gas emissions, increase carbon sequestration and long-term carbon storage based on natural ecosystem management methods for their further scaling up within the activities of federal and regional executive authorities in the implementation of the Low Carbon Strategy.

Ecosystem projects should be implemented not instead of measures to reduce greenhouse gas emissions in industry, but along with them and complement them. At the same time, experts believe that in order to stimulate the competent implementation of ecosystem-based climate projects in the formation of the Russian carbon market, it is advisable at the initial stage to limit the authorized types of climate projects to the most reliable and transparent ones.

For ecosystem additional forest-climate projects to be honest and fair, efforts should be made at the national level in the form of multi-year research, to help restore forests and wetlands - to truly manage them. Russia’s wetlands are the planet’s climate sponge, storing huge amounts of carbon and methane. And it will depend on what climate policy will be, whether it will be “business as usual” or real climate action, whether the absorption potential of the Russian wetlands will be preserved, or whether they will become an additional source of emissions.

Cпасут ли болота России климат планеты?

Многолетние исследования международного научного сообщества доказывают, что водно-болотные угодья имеют значение для климата даже большее, чем леса планеты. Болота – регуляторы климата планеты, а запасы углерода в них вдвое превышают емкость всех лесов мира. 

 

Международная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) 30 лет назад сошлась во мнении, что без сохранения и восстановление водно-болотных систем климат не спасти. Причем при всей своей влиятельности болота крайне уязвимы: за последние полвека исчезла треть водно-болотных угодий мира – они исчезают в три раза стремительнее, чем леса. 

 

Но если в Европе уничтожено более 90% естественных болот, то в России заболоченные земли все еще достаточно обширны. По данным Института лесоведения РАН, общая заболоченность страны (земли вне зависимости от доли содержания торфа) составляют 3.69 млн км², то есть 21.6% территории. Собственно болота (с торфяной залежью мощностью более 30 см) занимают 1.39 млн млн км², или более 8%.

 

Российские болота бореальной зоны содержат в среднем в семь раз больше углерода на гектар, чем любая другая экосистема. По запасам торфа Россия занимает первое место в мире, а российские торфяники, по данным ученых Института лесоведения РАН, содержат более 113 млрд т углерода.

Болота как способ выполнения климатических обязательств

В РФ болота являются частью плана выполнения национальных обязательств по снижению выбросов. Как следует из новой Климатической доктрины РФ, стране удастся добиться снижения нетто-эмиссии парниковых газов на 25% от уровня 2019 года в основном за счет их поглощения лесами и болотами. И базовый, и интенсивный сценарии, заложенные в Стратегии социально-экономического развития РФ до 2050 г., в числе прочего включают в себя обводнение ранее осушенных болот, обеспечение их пожарной безопасности, управление их водным балансом.

 

То, что ставка в планах РФ о достижении углеродной нейтральности делается на болота и леса, а не на снижение выбросов в промышленности, - не единоличная инициатива государства, а продукт правил ООН. Международные соглашения позволяют использовать в национальных планах «управляемые земли» - территории, «где вмешательство человека и методы применялись для выполнения производственных, экологических или социальных функций».

 

Однако учёные, ответственные за подсчёт мировых выбросов, предупреждают, что ряд стран, которые в значительной степени полагаются на свои естественные поглотители углерода для сокращения выбросов, зачастую дают искаженную картину того, сколько углекислого газа образуется на водно-болотных угодьях на самом деле.  К примеру, по данным Международной группы охраны болот (IMCG), только российские торфяники (а это один из видов болот) являются одними из крупных поставщиков углерода в атмосферу. Как и в Индонезии, Малайзиии и Папуа–Новая Гвинея.

 

На практике получается так: заболоченные территории зависимости от практики и стратегии землепользования могут служить одним из крупнейших поглотителей парниковых газов, а могут стать миной замедленного действия, способной выбросить огромное количества углекислого газа, метана и закиси азота в атмосферу.

 

Сток или источник?

Далеко не любое болото (как и не любой лес) является поглотителем углерода. Реальный масштаб влияния российских болот на углеродный баланс планеты детально не изучен. Одни считают, что болота, расположенные на юге Западной Сибири, охлаждают атмосферу, другие – что, напротив, подогревают.

 

Сибирские болота – как губка, они хранят в себе огромный объем парниковых газов. На Западно-Сибирской низменности находится около 40% нетронутых болотных экосистем планеты. Занимая всего 1,6% суши, этот регион - хранилище около трети всего почвенного углерода России и более четверти — накопленного всеми экосистемами суши.

 

Проблемой, связанной с болотами вообще, и особенно – российскими, считают выбросы метана. Этот парниковый газ в 21 раз «агрессивнее» углерода. По оценкам IPCC, вклад естественных болот в общие выбросы природного метана колеблется от 61 до 82%. 

 

Исследования европейских ученых показали, что только торфяники европейской части могут быть эквивалентны 69% годовых выбросов европейских водно-болотных угодий. «Здоровый и полный парниковый баланс в Европе может быть достигнут только за счет включения торфяников европейской части России» - считают они. Эмиссия парниковых газов в результате мелиорации и последующей деградации торфяников, а также торфяных пожаров на сегодня достигают 5% всех антропогенных выбросов. В мировом масштабе это больше, чем производит авиация, морские перевозки и железнодорожный транспорт, вместе взятые.

 

Западно-Сибирская низменность многие тысячелетия накапливала мерзлый торф. «Горячими точками» из-за больших выбросов углерода называют термокарстовые озера Согласно исследованию, все изученные термокарстовые озера в мерзлотных широтах пересыщены содержанием метана. Авторы исследования Программы ООН по окружающей среде считают, что вечная мерзлота содержит объем углерода в два раза больший, чем количеств CO2, накопившегося в атмосфере. Причём, огромная часть парниковых газов, пока ещё не вырвавшихся на свободу, залегает в замёрзших болотах Западной Сибири.

Ускорившееся таяние сибирской многолетней мерзлоты может стать глобальной угрозой для всей планеты – считают ученые. Ученые Томского и Югорского университетов оценивают выбросы метана только из южно-таежных водно-болотных систем 0,84-1,57 Мт/год, а CO2 - 67 Мт/год.

 

При этом таяние происходит гораздо быстрее, чем предполагалось. Результаты исследований Санкт-Петербургского Государственного гидрологического института, показали, что ежегодные выбросы метана из российского региона вечной мерзлоты может увеличиться на 20-40% на большей части территории, и на 50-80% - в северных точках.

 

Учитывая, что среднее время пребывания метана в атмосфере составляет 12 лет, ученые подсчитали, что к середине 21-го века дополнительный ежегодный источник в 6-8 Мт из-за таяния вечной мерзлоты может увеличить общее количество атмосферного метана примерно на 100 Мт (или 0,04 частей на миллион). В результате это может повысить глобальную среднегодовую температуру на 0,012°C.

 

Первыми комплексную оценку выбросов углерода с поверхности рек и озёр Сибири попытались дать  исследователи из Томского государственного университета в совместных исследованиях с шведскими и французскими учеными.  По данным более свежего исследования ученых Санкт-Петербургского Государственного лесотехнического университета, интенсивность нетто-стока (положительного баланса поглощения) в болотные экосистемы РФ не велика: 37,6 млн т CO2/год.

 

По мнению директора Института глобального климата и экологии А. Романовской, поглощение CO2 болотными угодьями сопоставимо с уровнем поглощения углерода в лесах России, но баланс потоков парниковых газов от них может быть приближен к нулю или сдвинут в сторону нетто-выбросов в CO2 эквиваленте. По состоянию на 2017 г. эксперты давали оценку, что для всех типов экосистем России поглощение CO2 болотными экосистемами РФ составляет около 860 млн т в год.

 

Исследования, проведенные учеными Датского университета с участием томских ученых на крупнейших водно-болотных угодьях Западной Сибири, показывают, что водно-болотные экосистемы в среднем выступали в качестве чистых поглотителей углерода, но при этом являлись крупными чистыми источниками метана (CH4). Эксперты пришли к выводу, что выигрыш в «бюджете парниковых газов» от одного типа может быть уравновешен другим. 

 

Управлять неуправляемым

Одна из основных задач по реализации Парижского соглашения состоит в содействии удержанию максимально возможного количества углерода в растительности и почве. Согласно международному исследованию Университета Далхаузи, опубликованному в журнале Environmental Research Letters, сохранение и восстановление торфяников может помочь в борьбе с изменениями климата как на региональном, так и на глобальном уровне.

 

Болота - крайне сложная экосистема, в которой взаимодействует множество компонентов. Климатический вклад – является ли болото поглотителем паркниковых газов или источником выбросов - зависит от вида, состава, климатических особенностей, степени влияния человека и целого ряда факторов.

 

Доказано, что осушенные торфяники превращаются из поглотителей углекислого газа в его источник, в особенности, в случае пожаров, когда в атмосферу выбрасывается большое количество углерода. Точную цифру осушенных земель в РФ назвать сложно, но по оценкам экспертов в области лесного хозяйства,  Россия  — один из  мировых лидеров по  площади торфяных болот и по масштабам их осушения, а общая площадь осушенных торфяников в России составляет не менее 5 млн га.

 

Как считают ученые Института глобального климата и экологии, наиболее эффективным способом сокращения выбросов парниковых газов от экосистем является вторичное обводнение торфяников. Кроме этого проекты по сокращению выбросов на заболоченных территориях России могут включать такие меры, как олесевание торфяников и недопущение перевода заболоченных земель в сельскохозяйственный оборот в другие вида использования. Эти виды деятельности входят в национальную отчетность об антропогенных источниках и поглотителей парниковых газов, не регулируемых Монреальским договором.

 

В 2010–2013 гг. рамках этого направления в Московской области было повторно заболочено более 73 тыс. га пожароопасных торфяников (крупнейшая на сегодняшний день программа обводнения в Северном полушарии). С 2020 г. данные о сокращении выбросов парниковых газов в результате обводнения торфяников в Московской области и некоторых других регионов включаются в Национальный доклад Российской Федерации, представляемый в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Но комплексный учет пока не ведется.

 

Учеными Института лесоведения РАН предложен подход для включения обводненных торфяников в Национальный кадастр об эмиссии из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.

 

Несложно сделать, трудно подсчитать

При всей неопределенности с «нетто-балансом» болотных экосистем, Россия включила лесные земли (в том числе и болота) в свои планы по достижению углеродной нейтральности: предпринимаются усилия, чтобы опробовать систему компенсации выбросов промышленности через получение углеродных единиц. Происходит это потому, что технологические проекты в промышленности - это дорого и сложно, а «купить болото» - проще. 

 

В российских официальных климатических документах утверждается, что страна обладает большим потенциалом в реализации климатических проектов по вторичному обводнению ранее осушенных водно-болотных угодий.

 

В мировой практике система отчетности о нетто-показателях «управляемых земель» пока не унифицирована. Странам предписано самостоятельно определить земли, которые можно считать «управляемыми», а затем подсчитать нетто-сток. В разных странах для этого приняты разные системы. В США, например, почти вся страна относится к категории «управляемых», за исключением отдаленных регионов Аляски. Россия также считает управляемыми сельскохозяйственные земли и большую часть лесных угодий.

 

Как показывают недавние исследования, многие страны не предоставляют никакой информации о том, как они определяют «управляемость» земель. При этом в экосистемных проектах, в отличие от проектов в индустриальных отраслях, гарантии результата практически нет.  

 

По мнению экспертов, при осуществлении таких проектов есть риск возникновения так называемых «утечек».  Риски признания «углеродных единиц» от лесо-климатических проектов возникают они из-за неустойчивости проектной деятельности, которая может привести к отсутствию заявленных сокращений или даже к росту выбросов парниковых газов в результате проекта. Исходя из оценок МГЭИК получается, что для климатического эффекта необходимо гарантировать сокращение выбросов или накопление изъятого углерода из атмосферы на период 100 и более лет.

 

Есть и риски фальсификации. Кроме того, никто не гарантирует, что угодья не сгорят в пожаре. Потерю ранее достигнутых результатов может повлечь и смена собственника. Поэтому некоторые углеродные рынки не допускают компенсаций выбросов на основе углеродных единиц экосистемных проектов.

 

По мнению Анны Романовской, компенсация выбросов парниковых газов углеродными единицами от «недополнительной» деятельности может привести к росту общих выбросов в глобальном масштабе, а не их сокращению. Поэтому определение дополнительности проектов является одним из самых чувствительных и сложных вопросов при валидации (подтверждения достоверности) проектов.

 

Вопросы к достоверности

В рамках различных углеродных стандартов – международных и национальных – в мире уже разработано и введено в действие более 100 методик для выполнения экосистемных климатических проектов (Verra VCS, Clean Development Mechanism, American Carbon Registry, Australian Emissions Reduction Fund, Korea Offset Program и др.). Соответствующая база данных составлена в Институте глобального климата и экологии имени Ю. Израэля.

 

Считается, что подтвердить достоверность помогут исследования нетто-стока на водно-болотных территориях. Эта работа проводится как в рамках исследований различных научных учреждений, так и на конкретных природных объектах в рамках карбоновых полигонов. Уже не первый год такие работы ведутся в ХМАО, Свердловской, Калининградской и других регионах.

 

И хотя пока единой российской методика подсчета нетто-баланса территории нет, уже появился первый лесо-климатический проект, прошедший валидацию. Информация о нем внесена в систему оператора реестра углеродных единиц АО «Контур».  Реализация инициированного Рослесинфоргом проекта в Сахалинской области за 75 лет должна обеспечить поглощение 1,5 млн т CO2-эквивалента. Основной акцент сделан на воссоздание экологически значимого симбиоза двух экосистем – болота и леса, при этом условия обитания животных и микроорганизмов будут сохранены, - отмечается в описании проекта.

 

Не забывать о цели

По мнению экспертов, «целью выполнения добровольных климатических проектов в России должна являться, в первую очередь, отработка технологий по сокращению выбросов парниковых газов, увеличению поглощения и долговременного сохранения углерода на основе методов управления природными экосистемами для их дальнейшего масштабирования в рамках мероприятий федеральных и региональных органов исполнительной власти при реализации Низкоуглеродной стратегии».

 

Экосистемные проекты должны выполняться не вместо мер по снижению выбросов парниковых газов в промышленности, а наряду с ними и дополнять их.  При этом эксперты считают, что для стимулирования грамотного выполнения экосистемных климатических проектов при формировании российского углеродного рынка целесообразно на начальном этапе ограничить разрешенные виды климатических проектов наиболее надежными и прозрачными.

 

Чтобы экосистемные дополнительные лесо-климатические проекты были честными и справедливыми, на национальном уровне надо прилагать усилия в виде многолетних исследований, помогать восстановлению лесов и болот – по-настоящему управлять ими. Российские болота - климатическая губка планеты, хранящая в себе огромный объем углерода и метана. И от того, какой будет климатическая политика - по инерции «как обычно» или с реальными климатическими мерами, будет зависеть удастся ли сохранить поглотительный потенциал российских болот, или они превратятся в дополнительный источник выбросов.