Главная работа должна начаться после. Как Россия говорит о климате на КС25?

На второй неделе климатической конференции ООН в Мадриде, выступая на «высоком сегменте», Советник Президента по климату Руслан Эдельгериев заявил, что Россия готовит стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года. На параллельном мероприятии представители Министерства энергетики, Внешэкономбанка и Акционерного общества «ДОМ.РФ» представили свои взгляды на перспективы зелёных инвестиций в России.

10 декабря руководители всех официальных делегаций выступили с заявлениями стран. Глава делегации России – советник и специальный представитель Президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев заявил, что Россия считает приоритетными вопросы углубления сотрудничества стран по стабилизации климатической системы, в том числе по рыночным и нерыночным механизмам, предусмотренным Статьёй 6 Парижского соглашения о механизмах устойчивого развития. «Мы также рассматриваем в качестве одного из приоритетов устранение многочисленных барьеров, включая односторонние санкции,» – говорит Эдельгериев. Советник отметил, что Россия поддерживает и будет поддерживать работу Зелёного Климатического Фонда, также сама активно работает в области снижения выбросов, адаптации и сохраняет приверженность международным договорённостям. Важный момент в заявлении России касается будущих документов по климатической политике в рамках Парижского соглашения. Известно, что готовится Указ Президента России о национальной цели сокращения выбросов парниковых газов до 2030 года, Национальный план по адаптации экономики к климатическим изменениям находится в стадии утверждения, разрабатывается долгосрочная стратегия развития до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов. Полный текст выступления главы российской делегации читайте здесь. Запись трансляции выступления смотрите на портале UNFCCC.

В выступлении г-н Эдельгериев подчеркнул, что Российская Федерация в полной мере выполняет взятые на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов. При этом он заметил, что «ресурсным преимуществом, позволяющим ставить и решать амбициозные задачи по ограничению выбросов парниковых газов, является наличие в стране огромных запасов природного газа – наиболее чистого с точки зрения влияния на климат невозобновляемого источника энергии».

Российский социально-экологический союз приветствует принятие Россией решения о ратификации парижского соглашения. Однако мы настаиваем на том, что в ситуации климатического кризиса любое ископаемое топливо не является решением проблемы. В Заявлении НПО к КС25 мы призываем Россию предусмотреть в Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года снижение зависимости от всех видов ископаемого топлива, включая природный газ. Мы уверены, что у России есть потенциал для обновления цели по сокращению выбросов парниковых газов, новая цель должна учитывать сокращение выбросов на 50% от уровня 1990 года.

11 декабря в павильоне Финансового Клуба международного развития (International Development Financial Club) прошло мероприятие Внешэкономбанка РФ о «зеленых инвестициях».

Михаил Расстригин, заместитель министра экономического развития РФ, рассказал, что правительство сейчас разрабатывает механизмы поддержки мер в рамках Парижского соглашения. Разрабатываются юридические инструменты, министерство финансов готовит законопроект, который обеспечит движение компаний в сторону низкоуглеродного развития. Разрабатываемая стратегия низкоуглеродного развития до 2050 года будет включать разные сценарии развития, механизмы и меры для достижения климатических целей. Расстригин отметил, что низкоуглеродное развитие – дополнительный стимул для развития экономики и технологий.

В России уже запущен ряд нацпроектов, призванных поддержать важные сферы российской экономики, но наряду с ними необходимо разрабатывать дополнительные программы для сокращения парниковых газов в будущем, отметил Расстригин. Стратегия Низкоуглеродного развития будет принята в июне 2020 года, однако драфт документа уже существует. Национальный План климатической адаптации также скоро увидит свет. Документ разделили на 2 части: первая часть (до 2021 года) посвящена распределению ролей и ответственности за адаптацию к изменению климата, вторая включит стратегии для регионов, технологические решения и дополнительные механизмы финансовой поддержки, которые позволят экономике адаптироваться к последствиям изменения климата.

Отвечая на вопрос из зала, Расстригин также упомянул о скором выходе документа Минэкономразвития, анализирующем ситуацию с внедрением мер по энергоэффективности в России. Летом 2020 года правительство также выпустит отчёт по устойчивому развитию. Г-н Расстригин отметил, что Россия уже пытается достичь Целей устойчивого развития (ЦУР), однако в официальной терминологии такое понятие не используется. Подробнее о скромной приверженности России ЦУР читайте в материале «Меньше двух».

«У России есть возможность повысить амбиции [в рамках Парижского соглашения]. В первую очередь это означает расстановку приоритетов во внутренней экономической политике. Изменение климата как приоритет должно быть внедрено в федеральные программы, цели, оценки рисков, в национальные проекты, стратегии социально-экономомического, энергетического развития и другие. Как минимум одним из трёх главных государственных приоритетов должна быть борьба с изменением климата… Мы должны это делать после принятия решения о ратификации», – с такой многообещающей речью выступил глава экспертной группы по изменению климата, Парижскому соглашению и целям устойчивого развития при Администрации Президента Олег Плужников. По его мнению, лучшая практика – когда государство мотивирует «большой» государственный бизнес становиться лидерами в постановке целей, реализации климатических стратегий, оценке рисков. Особенно в России, где, по словам Плужникова, до 70% бизнеса в той или иной степени связаны с государством. В России будет создана система мониторинга выбросов и отчётности, в которой будет участвовать также малый и средний бизнес. «Госкорпорации должны заявить: мы начнем с себя, мы примем эти решения, мы должны быть лидерами этого процесса. Государство и большой бизнес должны в первую очередь начать с себя,» –  добавил глава экспертной группы. Он отметил, что, говоря о государственном бизнесе, он в том числе имеет в виду Внешэкономбанк, который должен стать частью российского климатического сотрудничества.

По мнению общественных наблюдателей, малый бизнес в России имеет большой интерес и потенциал для климатических действий – но для поддержки их действий инструментов явно недостаточно. Например, до сих пор нет работает закон о микрогенерации, который призван поддержать малые ВИЭ и личные инициативы, недостаёт механизмов льготного финансирования.

Чезаре Мария Рагальини, заместитель председателя правления Государственной Корпорации развития Внешэкономбанка (далее ВЭБ), подчеркнул, что ВЭБ разделяет беспокойство международного сообщества об изменении климата и верит, что проблемы можно решить через международное сотрудничество и распространение лучших известных практик. Рагальини рассказал, что ВЭБ способствует снижению выбросов парниковых газов в России, поддерживая проекты по энергоэффективности.

Климатический секретариат РСоЭС отмечает, что, к сожалению, по информации на официальном сайте ВЭБ проекты по энергоэффективности составляют меньше 1% от всех проектов госкорпорации. А большинство новых «зелёных» проектов ВЭБ в России касаются сферы обращения с отходами.

В этой сфере не всё гладко. Представитель ВЭБ Андрей Датченко, представляя «зелёные» проекты, рассказывал о планируемой системе обращения с отходами, которая будет реализована в рамках нацпроекта «Экология». Схема утилизации включает инсинерацию (по факту – сжигание) отходов после сортировки. Спикер заявил, что при наилучших доступных технологиях можно отделить из общего объёма бытовых отходов максимум 40-60% вторсырья для переработки. Остальное будет отправляться на мусоросжигательные заводы, построенные Hitachi Zosen. Подобный проект обращения с отходами, осуществляемый на государственном уровне, нельзя назвать ни «зелёным», ни «устойчивым». Напомним, что Еврокомиссия уже признала сжигание отходов методом, противоречащим целям устойчивого развития и препятствующим переходу на циклическую экономику, рекомендовав отказаться от строительства новых МСЗ и вывода старых из эксплуатации.

Позиция России и ВЭБ, в частности, относительно нежелательности односторонних санкций и необходимости усиления международного сотрудничества понятна. ВЭБ надеется на «зелёные» фонды, так как они могут не войти в санкционный список. Для климатической повестки это также хорошие новости, так как тогда у проектов в сфере защиты климата и окружающей среды будет больше шансов на финансирование и развитие.

Сейчас сложно говорить о климатической политике в России, так как основополагающие документы, которые обеспечат необходимые для достижения низкоуглеродного развития механизмы, всё ещё находятся на стадии подготовки. Михаил Плужников в выступлении привёл слова Руслана Эдельгериева: «Главная работа должна начаться после ратификации [Парижского соглашения]». Представители общественных организаций с нетерпением ждут выхода Стратегии низкоуглеродного развития и Плана адаптации. Мнение НПО отражено в Заявлении российских НПО к КС25, разосланном в соответствующие Министерства и администрацию Президента. Мы надеемся, что Россия перестанет рассматривать природный газа в качестве климатически дружественного топлива, так как выбросы от его сжигания далеки от нуля. Экологические НПО призывают Россию принять новую цель снижения выбросов парниковых газов на 2030 год до уровня 50% от 1990 года без учёта поглощения лесами и в Стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года включить сценарий ограничения роста глобальной температуры не более чем на 1.5 градуса Цельсия. Эта стратегия должна соответствовать глобальному экологическому переходу на безуглеродную энергетику к середине XXI века, предусматривать скорейшее прекращение использования угля и в перспективе снижение зависимости от всех видов ископаемого топлива, и не должна включать увеличение доли АЭС и крупных плотинных ГЭС в энергобалансе страны.

Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не допустить превалирования политических и финансовых разногласий над срочностью борьбы с климатическим кризисом.

Тип информации: