ЗАЯВЛЕНИЕ российских неправительственных организаций (НПО) к СОР28 – конференции сторон РКИК ООН в Дубае

Российские НПО подчеркивают, что на основании научных данных, включая последние доклады МГЭИК (IPCC), 3-й оценочный доклад Росгидромета и доклады других государств, все страны признали доминирующую роль человека в современном изменении климата и необходимость срочных действий по радикальному сокращению выбросов парниковых газов (ПГ), адаптации к изменению климата. 

На сегодняшний момент обещаний и договоренностей стран критически недостаточно. Несмотря на то, что почти все страны-крупные эмитенты заявили о намерении достичь углеродной нейтральности к 2050-2060 годам, эти заявления не подкреплены конкретными действиями. Мир идёт по траектории повышения глобальной температуры на 3-3,50 С к концу века, что не соответствует целям Парижского соглашения (ПС). Необходимы срочные действия, важно обеспечить диалог и принятие решений во время переговоров сторон ПС — совместно и при участии представителей гражданского общества и уязвимых групп.

Международный механизм систематического отслеживания глобального прогресса в достижении целей Парижского соглашения (Global Stocktake, GST) не должен прерываться на КС-28. Выявленные отставания и пробелы в сфере митигации, адаптации, потерь и ущерба, а также предоставления средств для поддержки климатических действий развивающихся стран, должны быть преодолены с помощью четких мер, которые интегрируют результаты GST в конкретные действия. 

 

Мы призываем страны-участницы Конференции сторон РКИК ООН к немедленным действиям:

 

1. В вопросах адаптации, потерь и ущерба

  • Обеспечить начало работы финансового механизма по потерям и ущербу, гарантирующего эффективное участие всех развивающихся стран и приоритетное выделение малых грантов напрямую наиболее уязвимым группам населения. 
  • Обеспечить как оперативную компенсацию материального ущерба в случае чрезвычайных ситуаций, обусловленных последствиями изменения климата, так и поддержку для снижения потерь от медленно развивающихся негативных климатических последствий.
  • К 2025 году обеспечить как минимум двукратный рост объема грантов на адаптацию с приоритетом для наиболее слабых уязвимых стран.
  • Обеспечить приоритетное развитие проектов, которые служат сохранению и восстановлению естественных экосистем в целях адаптации к изменению климата, сохранения биоразнообразия и сохранения традиционного образа жизни и деятельности местных жителей.

 

2. В вопросах митигации и определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ)

  • Значительно усилить цели по снижению выбросов ПГ на 2030-2035 годы, обновить ОНУВы (NDCs), разработать скоординированные на международном уровне комплексные планы их достижения с учетом всех источников антропогенных выбросов. Эти цели и планы должны вести к достижению целей ПС.
  • Обеспечить отказ от угля к 2030 году. К этому же моменту предпринять все необходимые меры для снижения добычи нефти и природного газа. 
  • Отказаться от любых новых проектов по добыче и разведке месторождений ископаемого топлива (ИТ).
  • Приоритизировать меры митигации, приводящие к реальному сокращению выбросов ПГ, а именно: ВИЭ и меры энергоэффективности. 
  • Обеспечить стимулы и механизмы поддержки развития микрогенерации на основе ВИЭ в целях снижения антропогенной нагрузки на климат за счет снижения использования ископаемого топлива в энергетическом секторе.
  • Не заменять прямые меры снижения выбросов ПГ мерами улавливания и хранения углерода (CCS, CCUS и др.) и переходом на “промежуточные” виды ИТ, поскольку это малоэффективно для достижения климатических целей и подменяет справедливую энергетическую трансформацию. Мы решительно не поддерживаем развитие технологий CCS (CCUS и др.) как альтернативы прямому снижению выбросов.
  • Не допускать экологически опасных решений (АЭС, крупные плотинные ГЭС). Ядерная энергетика не только не может решить проблемы изменения климата, но и создает проблемы радиоактивных отходов, радиационных аварий и катастроф. 
  • Обратить особое внимание на бенефит-ориентированные подходы, обеспечивающие как адаптацию, так и сокращение выбросов ПГ. 
  • Оценить социально-экономическую ситуацию для стран ПС и регионов, зависящих от добычи ИТ, разработать планы совместных действий для энергоперехода и диверсификации экономики с учетом социальной защиты населения, перепрофилирования предприятий, переподготовки кадров и других необходимых мер. 

 

​3. В вопросе механизмов и инструментов взаимодействия сторон ПС

  • Международные климатические проекты должны быть прозрачны, приниматься с учетом мнения общественности и Целей устойчивого развития, стимулировать использование ВИЭ и других передовых технологий. 
  • Развивать прозрачные и эффективные правила Механизма устойчивого развития ПС (Статья 6), исключающие двойной учет сокращения выбросов. Мы считаем, что межстрановая передача результатов сокращения выбросов ПГ на национальном уровне либо углеродных единиц от проектов не является эффективным инструментом выполнения целей ПС, так как это решение подменяет прямые действия по снижению выбросов у источника. 
  • Принять всеобщую таксономию, основанную на единых принципах, исключающих проекты механизмов устойчивого развития в целях Статьи 6 на основе ископаемого топлива, технологий ядерной и крупной речной плотинной гидроэнергетики, сжигания твердых коммунальных отходов, а также водородного топлива, произведенного на основе атомной энергетики и ископаемого топлива. 
  • Усилить действия для сохранения природных экосистем – поглотителей ПГ.
  • Развивать природно-климатические проекты, способствующие митигации и адаптации (защитные лесонасаждения, климатически оптимизированное лесное хозяйство (climate smart forestry), улучшенное управление пастбищами, агролесоводство, обводнение осушенных торфяников и др).
  • В связи с обострением проблемы природных и, в частности, лесных пожаров, особенно в лесах бореальной и умеренной климатических зон, необходимо совершенствование международной системы мониторинга площадей этих пожаров, опирающейся на данные удаленного, в том числе космического наблюдения. Необходима разработка систем оперативного обнаружения и тушения пожаров, в том числе на основе беспилотных систем. Данные должны быть положены в основу признанных на международном уровне оценок площадей лесных пожаров и их влияния на климаторегулирующую роль бореальных и умеренных лесов.
  • Развивать международные инициативы и инструменты по мониторингу и ограничению выбросов метана и других ПГ, отличных от СО2, образующихся в результате антропогенной деятельности, а также других климатически активных веществ, включая «черный углерод». 

 

4. В вопросах финансирования

  • Прекратить прямое и скрытое субсидирование невозобновляемой энергетики, обеспечив при этом защиту наиболее уязвимых социальных групп населения и видов экономический деятельности от возможного повышения цен на энергоресурсы и от изменения структуры экономики, связанной с уменьшением сектора ИТ. Обеспечить возложение полной ответственности на производителей ИТ и энергии за нанесенный ущерб окружающей среде и климатической системе планеты.
  • Переориентировать субсидирование ИТ на поддержку ВИЭ и технологий в области энергоэффективности и переориентации экономики на “зеленый курс” — особенно в странах, наиболее зависимых от ИТ. 
  • Мобилизовать средства на основе грантов в размере триллионов долларов для осуществления справедливого и быстрого энергетического перехода на ВИЭ в развивающихся странах.
  • Обеспечить общее климатическое финансирование в объеме не менее 600 млрд долларов США в течение следующих 5 лет. 
  • Не менее половины климатического финансирования должно быть направлено на гранты на адаптацию и митигацию для наиболее уязвимых стран.

 

(Заявление принято на всероссийской климатической конференции НПО 23 ноября 2023 г.  с участием представителей экологических организаций 6 федеральных округов России)