Изменение климата как новый инвестиционный вызов

Под эгидой Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) вышло в свет Руководство по стимулированию климатического финансирования. Авторы издания утверждают, что предотвращение климатических изменений и адаптация к ним полностью совместимы с задачами экономического развития.

По словам Прадипа Курукуласурьи, старшего советника ПРООН по глобальным вопросам адаптации к изменениям климата, «публикация представляется в переломный для глобальной климатической политики момент, когда в мире создаются новые источники общественного финансирования, такие как Зеленый Климатический Фонд. С 2009 по 2010 год инвестиции в сектор чистой энергетики по всем миру выросли на 30 процентов и достигли 243 миллиардов долларов. Только одна десятая часть этих инвестиции была направлена в экономику развивающихся стран, которые могли бы использовать преимущества «зеленого» низкоуглеродного роста…»

Объем финансовых активов на глобальных рынках капитала оценивается в 178 трлн долл. США (McKinsey & Company, 2009); так что, по оценке экспертов, имеется необходимый масштаб и запас прочности для того, чтобы ответить на новый инвестиционный вызов, которым является изменение климата. В финансировании перехода к низкоуглеродному обществу основная сложность заключается не в том, чтобы найти финансовые средства, а в том, чтобы перенаправить текущие и запланированные потоки инвестиций из традиционных углеродоемких отраслей в низкоуглеродные, климатически устойчивые инвестиционные проекты. За последние годы международное сообщество разработало ряд регулятивных и рыночных инструментов для стимулирования перевода капиталовложений из углеродного ископаемого топлива в более безопасные для климата альтернативные источники энергии. В результате произошел рост инвестиций на рынке возобновляемых источников энергии с 22 млрд долл. США в 2002 г. до 200 млрд долл. США в 2010 г. (Pew, 2011); к 2020 г., по прогнозам, возможен рост до уровня 400–500 млрд долл. США.

Способен ли мир выполнить данную задачу? Сокращение к 2050 г. глобальных выбросов ПГ на 50% по сравнению с уровнем 1990 г. потребует революционных преобразований в структуре производства и потребления во всех экономических секторах. Такая трансформация возможна только при переводе основного потока государственных и частных инвестиций с финансирования традиционных источников энергии и технологий на поддержку низкоуглеродных и климатически устойчивых альтернатив. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), размер инвестиций, необходимых для удовлетворения прогнозируемого мирового спроса на электроэнергию, при условии отсутствия каких-либо углеродных ограничений, составит в среднем 1,1 трлн долл. США в год по 2030 г. включительно. Приблизительно половина этой суммы будет направлена в развивающиеся страны; при этом средства будут распределены примерно в равных долях между ключевыми развивающимися экономиками (Китай, Индия, Бразилия и др.), с одной стороны, и всеми остальными развивающимися странами, с другой. Чтобы с 50%-ной вероятностью не допустить концентрации ПГ в атмосфере выше уровня 450 ppm, в 2010−2030 гг. глобальные инвестиции в энергетику должны увеличиться на 10,5 трлн долл. США (510 млрд долл. в год в течение следующих 20 лет) по сравнению с базовым сценарием инерционного развития на основе ископаемого топлива (IEA, 2009).

Как отмечает МЭА (IEA, 2009), дополнительные инвестиции часто воспринимаются как дополнительные затраты, а климатическая политика – как лишняя нагрузка на бюджет. Однако основная масса этих дополнительных инвестиций способна принести ощутимые экономические выгоды. «По данным МЭА, финансирование низкоуглеродных технологий и мер в транспортном секторе, промышленности или зданиях может снизить затраты более чем на 8,6 трлн долл. США в глобальном масштабе за период 2010-2030 гг. и на 17,1 трлн долл. США в течение всего инвестиционного цикла. В сравнении с инерционным сценарием развития, такие инвестиции также способны сэкономить до 100 млрд долл. США к 2030 г. за счет сокращения расходов, связанных с контролем за загрязнением воздуха, – к такому выводу приходят авторы издания. - однако размеры начальных инвестиций в проекты зеленой энергетики могут казаться неподъемными. В силу специфических сложностей, как правило, требуются меры государственной поддержки даже там, где идет речь о высоко прибыльных шагах на пути к низкоуглеродному, климатически устойчивому развитию»...

Текст Руководства по стимулированию климатического финансирования: http://www.undp.org/content/undp/en/home/librarypage/environment-energy/low_emission_climateresilientdevelopment/in_focus/catalyzing-climate-finance.html