Советник Президента поднял вопрос о внутренних ограничениях на выбросы CO2

Ольга Подосенова

Советник Президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий выступил с инициативой закрепления на национальном уровне внутреннего ограничения выбросов парниковых газов. Оптимально выбранная система ограничения выбросов может стимулировать как энергоэффективную национальную экономику, так и интеграцию в мировые процессы смягчения изменения климата.

Идея ограничения выбросов СО2 будет обсуждаться Правительством РФ - сообщает РИА Новости. "Бедрицкий инициировал рассмотрение в правительстве вопроса о целесообразности установления внутренних ограничений по выбросам парниковых газов и плана по достижению этой цели. Есть соответствующее поручение", - рассказал информационному агентству собеседник агентства, источник на российском углеродном рынке.

Кроме федеральной законодательной власти в обсуждении инициативы участвуют Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторг, Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минсельхоз.

Существующая в мире практика ограничения выбросов на национальном уровне предлагает несколько вариантов. Одним из них является Система ограничения и торговли квотами на выбросы. По мнению Рекса У. Тиллерсона, Председателя Совета директоров корпорации ExxonMobil, эта система требует создания новой рыночной инфраструктуры для торговли квотами на выбросы и может привести к использованию ценовой неустойчивости для спекуляции.

Второй вариант - введение налога на выбросы углерода. В этом случае не возникает нужды в дополнительных затратах и сложностей, связанных с необходимостью создания нового рынка для операций с ценными бумагами или дополнительного аппарата чиновников и администраторов для управления компаниями и потребителями. Кроме того, налог на выбросы углерода легче ввести. Это можно сделать в рамках действующего Налогового кодекса без создания значительной новой инфраструктуры или бюрократического аппарата. Налог на выбросы, по оценке эксперта, является также наиболее эффективным средством учета стоимости выбросов во всех экономических решениях — от инвестиций, осуществляемых компаниями для удовлетворения потребности в топливе, до выбора того или иного продукта потребителями.

Третий вариант, по словам Рекса У. Тиллерсона, предусматривает прямое налогообложение. Такой подход может обеспечить еще одно преимущество. Прямой налог на выбросы углерода может стать наиболее оптимальной основой для установления единого стандарта, по которому любое государство может быть привлечено к ответственности за выбросы.

Принимая во внимание глобальный характер проблемы выбросов, а также тот факт, что в будущем увеличение объема выбросов парниковых газов будет в значительной степени обусловлено ростом экономики развивающихся стран, каждой стране необходимо выбрать такой вариант политики в отношении выбросов, который стимулировал бы как внутренние решения, так и участие всех стран в общих решениях по снижению выбросов.

Сегодняшняя ситуация с выбросами СО2 у России такова: по данным на 2010 год, выбросы парниковых газов России в 2010 году без учета сектора землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (LULUCF) выросли на 4,27% - до 2,2 миллиарда тонн CO2-эквивалента. По отношению к 1990 году, установленному в качестве базового согласно Киотскому протоколу, выбросы снизились на 34,25%, или на 1,15 миллиарда тонн CO2-эквивалента.

Экономические оценки показывают, что на динамику выбросов парниковых газов в России существенное влияние оказывают следующие факторы: 1) рост валового внутреннего продукта (ВВП), 2) изменение структуры промышленного производства, 3) динамика цен на энергию, 4) технологические инновации и внедрение современных технологий, 5) реализация политики и мер, прямо или косвенно воздействующих на снижение выбросов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно подтверждал, что к 2020 году Россия снизит выбросы парниковых газов на 25% к уровню 1990 года. Но на последнем международном климатическом форуме в Дурбане (Южная Африка) Россия поддержала Канаду и Японию, заявившие об отказе участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола по сокращению выбросов, который должен начаться 1 января 2013 года.

Однако, похоже, что, несмотря на «внешнюю» сдержанность России в климатических вопросах, разработка «внутренних» подходов к ограничениям выбросов СО2 в последнее время становится все более актуальной. Правительство РФ уже несколько лет находится на «подступах» к рассмотрению вариантов углеродных ограничений. Может обсуждаться введение стандартов, обязательства для одного сектора (энергетики), но с расширенным списком стран и общей торговлей и т. п. Какой вариант предпочтет Россия? Хочется верить, что будет выбран вариант, который не станет очередной коррупционной ловушкой для бизнеса, и сможет стимулировать энергоэффективную модернизацию экономики и внедрение возобновляемой энергетики.