Высокая углеродоемкость экономики снижает роль России в качестве серьезного игрока на мировой арене

За десять лет общий объем выбросов парниковых газов Россией вырос на 10,7%, и прогнозируется рост еще на 11,2 % к 2020 году. Разумная климатическая политика и принятие внутренних целей по снижению выбросов в стране могли бы обеспечить России место на международных рынках низкоуглеродных технологий и возобновляемых источников энергии.

«Российские политические лидеры считают постсоветское снижение выбросов парниковых газов серьезным вкладом страны в глобальные климатические усилия. Однако, факт, что углеродоемкость страны остается высокой, подрывает роль России в качестве серьезного игрока на мировой арене» – пишут европейские исследователи Анна Корппоо и Аднан Ватансевер в своем докладе «Климатическое видение России: от слов к делу», выпущенном в серии «Политический взгляд» Фондом Карнеги.

Авторы признают важную роль Российской Федерации в климатическом процессе, указывая, однако, на ее неоднозначность. С одной стороны, благодаря лесным и болотным угодьям Россия – крупнейший поглотитель углерода. С другой стороны, выбросы страны только от сжигания топлива больше, чем у Центральной и Южной Америки вместе взятых.

Несмотря на то, что в 2010 году в России в выбросы СО2 составили 34,2% от уровня 1990 года, по мнению европейских экспертов, у мирового сообщества нет впечатления, что это снижение является результатом целенаправленной политики. Рост выбросов в России идет меньшими темпами, чем в других развивающихся государствах, потому что экономический рост обеспечивается главным образом высокими ценами на нефть, а не развитием промышленности.

Европейские исследователи констатируют, что в последние годы в России наметилась уверенная тенденция к росту выбросов СО2. В 1998-2010 годах общий объем выбросов парниковых газов вырос на 10,7%. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует для России 11,2 % роста в период между 2009 и 2020 годами. Для сравнения, то же МЭА «рассчитало» рост выбросов для Китая и Индии на 41,4% и 47,7%, соответственно. А для Соединенных Штатов и ​​Европейского Союза – снижение на 0,2% и 4,5%.

По мнению авторов доклада, у России достаточно оснований, чтобы отнестись к проблеме изменения климата серьезно. Данные разных исследований и официальная информация Росгидромета подтверждают, что температура в северных регионах, где находится большая часть территории страны, растет быстрее, чем в остальном мире. Это увеличивает климатические риски России по сравнению с другими странами. При этом процесс обезлесивания и таяния вечной мерзлоты, а также растущее количество сажи на снежном покрове, может иметь значительные негативные последствия как для мировых глобальных усилий по смягчению последствий изменения климата, так и для России.

«Однако Москва до сих пор считает изменение климата чужой проблемой и даже заявляет, что существует западный заговор с целью заставить россиян покупать иностранные зеленые технологии». – пишут европейские исследователи.
«Российские политики словно игнорируют экономические и человеческие риски, которые несет их стране изменение климата».

По мнению экспертов, за принятой в 2009 году Климатической доктриной не последовали конкретные действия для снижения выбросов. Документ так и остается политической декларацией, а не руководством к действию.
При этом Россия, по мнению европейских исследователей, - одна из немногих стран, для которых продуманная климатическая политика может создать широкий набор стимулов для развития. Россия может без труда обеспечить себе место на международных рынках низкоуглеродных технологий и возобновляемых источников энергии.

Чтобы не остаться на окраине международного климатического процесса, подход России должен стать более всеобъемлющим не на словах, а на деле. Лучшую основу для повышения стратегической роли России в международном процессе, по мнению экспертов, беспроигрышно могут создать:

  • Юридическое подтверждение обязательств по снижениям, объявленным на конференции по климату в Копенгагене в декабре 2009 г.;
  • Реализация схем внутренних зачетов или рынка торговли квотами на выбросы, которые могут затем оказаться «мостами» к другим международным процессам;
  • Дальнейшее продвижение так называемого «российского предложения», которое направлено ​​на расширение списка стран с климатическими обязательствами.

При этом «принятие внутренних целей по снижению выбросов в стране может показать развивающимся странам, что Москва практикует именно то, что проповедует. Кремль должен перейти от риторики к действиям».
Тенденции и проблемы, увиденные европейскими экспертами в реализации климатических подходов России, сходны с неоднократно озвученной позицией общественных экологических организаций.

Полный текст доклада можно посмотреть здесь