Низкоуглеродная стратегия с высокими выбросами

Минэкономразвития России отправило на согласования в ведомства новую редакцию проекта Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 г. Реализация наиболее вероятного сценария не ведет к углеродной нейтральности, а выбросы парниковых газов вырастут. Вместо сокращения выбросов от углеродоемких отраслей делается ставка на поглощение СO2 лесами, - считают представители общественных экологических организаций.

Стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050-го г. Минэкономразвития анонсировало в марте прошлого года. Из-за пандемии продвижение документа было решено отложить.

Но активность Евросоюза в отношении углеродного регулирования и апрельский указ президента Владимира Путина, предписывающий найти пути сокращения выбросов парниковых газов до более низких показателей, чем в Евросоюзе, ускорили процесс.

Внынешней редакции Стратегии, как и в предыдущей, четыре сценария. Новый документ, на первый взгляд, выглядит более амбициозным: вместо сценария «без мер государственной поддержки» появился «агрессивный» вариант развития, а сценарий, который первоначально числился базовым, перешел в категорию «инерционный».

Однако серьезных планов снижения выбросов в наиболее вероятном – базовом - сценарии нет. Из текста документа следует, что фактические выбросы СO2 к 2050 г. вырастут практически во всех отраслях, включая металлургию, транспорт и сельское хозяйство. Предполагается увеличение  потребления электроэнергии, которое к 2050 г. достигнет 1,48 трлн кВт•ч, что на 38% больше показателя 2019 г.  Указано, что рост будет связан «с электрификацией транспорта и других отраслей экономики».

Достичь небольшого снижения предполагается в топливно-энергетическом комплексе – на 300 млн т и в ЖКХ – на 25 млн т. Общий объем выбросов к 2050 г. составит 2,29 млрд т СO2.

Кроме того, Минэкономразвития решило не включать обязательную плату за выбросы СO2 в базовый сценарий Стратегии низкоуглеродного развития. Система учета будет добровольной.

Согласно более амбициозному интенсивному сценарию, объем выбросов может снизиться на 17%, до 1,76 млрд тонн СO2. Указано, что «структура выработки электроэнергии существенно изменится благодаря замещению неэффективной угольной и газовой генерации возобновляемыми источниками энергии». Авторы Стратегии причисляют атомные станции и большие ГЭС к «чистой энергии» и утверждают, что в случае реализации интенсивного сценария суммарная доля производства электроэнергии на АЭС, ГЭС и ВИЭ к 2050 г. достигнет 73%.

Для реализации этого варианта Минэкономразвития предлагает ввести обязательную плату за выбросы, но не для всех, а для«ряда наиболее углеродоемких секторов экономики». При этом указано, что реализация сценария будет возможна при условии роста иностранных инвестиций в российскую экономику, и это роднит расчеты со сценарием «без государственной поддержки» из прошлой редакции.

Углеродная нейтральность – цель, которую обозначили более ста стран мира, согласно Стратегии, достигается при реализации интенсивного (к 2060 г.) или агрессивного (к 2050-му) сценариев. Правда, отмечено, что последний сценарий несет «более значительные риски для устойчивого роста экономики и сохранения макроэкономической стабильности».

Самые большие климатические надежды авторов новой редакции Стратегии связаны с увеличением поглощения парниковых газов в секторе землепользования и в лесного хозяйства. Все сценарии даны с учетом и в надежде на увеличение поглощения этими секторами.

Наиболее эффектно выглядят цифры по нетто-выбросам – балансу между выбросами и поглощением парниковых газов.Предполагается, что в  инерционном сценарии уровень нетто-выбросов составит 1,72 млрд т. СO2. В базовом – 1,19 млрд т  – абсорбция в землепользовании и лесном хозяйстве должна вырасти больше чем в 2 раза, и это позволит поглотить около 1,1 млрд т СO2. Еще более впечатляюще выглядят цифры нетто-выбросовв интенсивном сценарии  – 263 млн т СO2. А в агрессивном Россия и вовсе становится донором, поглощая 362 млн т углекислого газа.

Поскольку уровень выбросов парниковых газов ЕС на данный момент вдвое выше, чем у России, формально реализация любого из сценариев Стратегии, позволит выполнить поручение Президента РФ.

Оценивая новую редакцию Стратегии, эксперты отмечают, что рассматриваемые в документе пути развития мало ориентированы на реальное снижение выбросов парниковых газов.«Другие страны и регионы, принимающие на себя обязательства по достижению нулевых выбросов к 2050 году, делают акцент на сокращении выбросов, а не наращивании их поглощения», – комментирует Юрий Мельников из Центра энергетики МШУ «Сколково» в интервью «Коммерсанту».

Эксперты сомневаются в обоснованности надежд на будущий рост поглощающей способности российских лесов и готовности мирового сообщество принять их. В подготовленном Российским социально-экологическим союзом (РСоЭС) аналитическом докладе «Леса России и изменения климата» указано, что оценки объема углерода, накопленного экосистемами, различаются в очень широких пределах, а участившиеся лесные пожары и низкий уровень управления лесным хозяйством могут привести к утрате поглощающей способности российских лесов.

 «Нынешняя редакция Стратегии низкоуглеродного развития противоречит намерениям сократить углеродный след продукции и сделать ее конкурентоспособной, а также не содержит пунктов, стимулирующих внедрение низкоуглеродных решений и модернизации производства. Приоритетные меры снижения выбросов – это энергоэффективность и возобновляемая энергетика, а компенсация выбросов поглощениями может быть дополнением, и тут первично сохранение и восстановление природных экосистем, а не декоративные меры создания «технических растительных поглотителей»» - считает Ольга Сенова, Климатический секретариат РСоЭС.

«Развитию российской экономики будет способствовать создание в стране достоверной, верифицированной и признаваемой на международном уровне системы сбора углеродной отчетности, а также инфраструктуры реализации климатических проектов, обращения углеродных единиц и сертификатов происхождения электроэнергии» – говорит эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития, генеральный директор ООО «КарбонЛаб» Михаил Юлкин.

Эксперты считают необходимым предусмотреть введение углеродного регулирования в каждом из предлагаемых сценариев, поскольку именно этот механизм является одной из эффективных мер по сокращению выбросов парниковых газов.