Таможенная декларация на углерод

Долгожданные новости для российских экспортеров: Еврокомиссия обнародовала пакет предложений о «Механизме пограничной углеродной корректировки». Представители НПО и эксперты считают, что России необходимо принять системные меры на государственном уровне и помочь отраслям адаптироваться к переходной экономике.

Механизм пограничной углеродной корректировки (Carbon border adjustment mechanism (СВАМ) - часть «Зеленого курса». В апреле Европа сделала свои цели по сокращению выбросов более амбициозными и к 2030-му должна снизить выбросы до 55% по сравнению с уровнем 1990 г.

 

Представленный Еврокомиссией пакет из тринадцати предложений включает в себя ужесточение Схемы торговли выбросами  (EU ETS), и добавление CBAM для налогообложения импортной продукции с большим углеродным следом.

 

Проще говоря, ЕС хотят уравнять правила игры: пока получается, что европейские производители работают в невыгодном конкурентном положении по сравнению с иностранными производителями – Европа применяет более строгие стандарты выбросов, чем большинство стран-импортеров.

 

Производители, поставляющие свою продукцию в ЕС, теперь должны будут регистрировать свою продукцию и приобретать углеродные сертификаты CBAM по цене углерода, которая была бы уплачена, если бы товары были произведены в ЕС. Есть и другой вариант - производитель, не входящий в ЕС, может показать, что он уже заплатил цену за углерод, использованный при производстве импортируемых товаров в третьей стране, а соответствующая стоимость будет вычтена из стоимости сертификата СВАМ.

 

Планируется, что при расчете будут учтены все выбросы по всей цепочке производства и транспортировки товара. Причем достоверность данных будет тщательно проверяться.

 

Чтобы обеспечить «правовую определенность и стабильность»,  механизм будет вводиться постепенно. Первый переходный этап начнется в 2023 году. Под действие CBAM в первую очередь попадут электроэнергия, чугун, сталь, цемент, алюминий и некоторые удобрения. Далее, в 2026 году, он будет распространен на другие товары, которые со временем будут включать более сложные производственно-сбытовые цепочки.

 

В конце 2019 г. Министерство экономики спрогнозировало, что к 2035 г. углеродоемкость электроэнергетики в РФ будет в 2,5 - 3,5 раза выше среднемировой. Первыми воздействие СВАМ ощутят на себе металлургические и электроэнергетические компании, но масштабные изменения неизбежно затронут всю российскую экономику.

 

По данным Центра европейских реформ, больше всего пострадает Россия, экспортировавшая соответствующие товары на сумму более 8 млрд евро в 2019 году. Потенциальный ущерб от этого механизма для российских компаний, по оценке аналитиков KPMG, в зависимости от сценария может составить от €6 млрд до €50 млрд до 2030 г.

 

«Будут те, кто выиграет от предложенных мер, и те, кто проиграет  - считает эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития, генеральный директор ООО «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. -  И как это скажется на России в целом, еще вопрос. Все будет зависеть от российских компаний, у которых есть три года, чтобы адаптироваться к новым европейским правилам и научиться извлекать из них выгоду. И от российского правительства, у которого тоже есть время подумать и предложить собственную систему регулирования выбросов парниковых газов для обеспечения низкоуглеродной трансформации экономики и повышения ее конкурентоспособности в условиях все более жестких климатических ограничений».

 

В своем Заявлении представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС) отмечают, что продвинуться  в вопросе углеродного регулирования России поможет создание на национальном уровне независимых органов для контроля выбросов парниковых газов,  введение обязательной отчетности компаний и регионов по выбросам, а затем применение платежей за выбросы парниковых газов.

 

В Докладе «Зелёный курс России», в числе соавторов которого - эксперты РСоЭС, указано, что России необходимо взять на себя ответственность за снижение объёмов выбросов парниковых газов через трансформацию своей экономической системы и активное развитие несырьевых (прежде всего, зелёных) секторов экономики. По мнению представителей гражданского обществе, необходимы срочные изменения в энергетическом секторе, заключающиеся в ускоренном переходе на возобновляемые источники энергии и повышении энергоэффективности.