Бонн-2012: климатические переговоры продолжаются

Очередной раунд международных переговоров ООН по изменению климата начался в Бонне (Германия). Это первая официальная встреча сторон, на которой будет обсуждаться так называемая «Дурбанская платформа» – политический документ о новом климатическом соглашении.

Серьезных ожиданий от переговорных сессий в Бонне нет, однако в повестке мероприятия важные для общего процесса вопросы: новое климатическое соглашение, условия второго периода работы Зеленого климатического фонда, ряд технических аспектов.

Этапным моментом Бонн может стать для второго периода обязательств по Киотскому протоколу. На ближайших сессиях участникам предстоит, наконец, определиться, когда закончится второй период - в 2017 или 2020 году. До 1 мая официальную информацию о своих обязательствах на второй период должны были предоставить стороны протокола. Пока свои сообщения направили страны ЕС, Хорватия, Казахстан, Норвегия, Швейцария, Белоруссия, Австралия и Новая Зеландия.

В конце прошлого года Россия, наряду с Канадой и Японией, заявила о своем отказе участвовать во втором периоде обязательств протокола. После долгих колебаний ЕС решил, что пойдет в Киото-2 без Японии, Канады и России (и без США). Однако пока нет окончательного решения РКИК ООН, принятия поправки к Киотскому протоколу, которую затем все страны участники должны ратифицировать. «Работа над поправкой еще будет идти, и в принципе возможны любые изменения, включая и вхождение России в список стран Киото-2» - считает координатор программы "Климат и энергетика" WWF России Алексей Кокорин.

Напомним, что неучастие России в Киото-2 означает остановку ее проектов ПСО с 2013 года, что для России обернется «недополученной выгодой» порядка 1 млрд долларов…
Накануне Бонна Россия подготовила ряд предложений. Одно - в контексте успехов страны в наращивании потенциала (как страны с переходной экономикой), другое - нашим достижениям в просвещении, подготовке кадров и информированию общественности о проблеме изменения климата. Кроме успехов в предложениях кратко освещается и мнение нашей страны по будущему развитию соответствующих международных действий http://unfccc.int/files/documentation/submissions_from_parties/applicati... .

Еще одно предложение России подано к сессии Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам (SABSTA), оно затрагивает очень важный вопрос о научных исследованиях и международном диалоге по вопросу эмиссий и стоков парниковых газов в морских и прибрежных экосистемах http://unfccc.int/files/documentation/submissions_from_parties/applicati....

В документе дается краткая информация о состоянии научных знаний по эмиссиям и стокам в тундре, болотах, степях и лугах, после чего предлагаются к рассмотрению некоторые научные и технические вопросы, которые важны в рамках диалога по исследованиям.

Предлагается совершенствование системы оценки площадей; детальный количественный анализ компонентов цикла углерода в тундрах, степях и на болотах; анализ воздействия антропогенной трансформации; разработка технологий мониторинга эмиссий парниковых газов в результате палов и пожаров на степных залежах и осушенных торфяниках; оценка вклада усилий по сохранению экосистем тундр, степей и торфяников на особо охраняемых природных территориях, в заповедниках и национальных парках, в национальную деятельность по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов.

Кроме того Россия предлагает разработку схем и механизмов экономического стимулирования сохранения и восстановления степей, тундр и торфяников для целей депонирования углерода и снижения выброса парниковых газов.

В предложениях России в очередной раз подчеркивается, что соглашение должно быть «универсальным по составу участников международно-правового инструмента». Ближайшая конкретная задача определяется, как «выработка форматов и возможных метрик будущих обязательств и их взаимоувязка в контексте вклада Сторон в достижение глобальной цели сотрудничества по защите климатической системы». Президент и Премьер-министр РФ не раз отмечали, что наша страна будет участвовать в глобальных усилиях, но только если в них столь же активно будут участвовать две первых в мире страны по объему выбросов: Китай и США.

Однако многочисленные оценки экспертов показывают, что компания «климатических аутсайдеров» - крайне неудачна для нашей страны. Расчеты Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара в партнерстве с WWF показали, что кардинальное повышение энергоэффективности зданий и к 2030 году доведение их до современного европейского уровня полностью останавливает рост выбросов в энергетике. Он остается стабильным и примерно на треть меньшим, чем в 1990 году. Добавление мер по стимулированию снижения выбросов СО2 в экономике страны в целом приводит к постепенному их уменьшению. Например, если начать с платежей, равных 15 долл. за тонну СО2, и к 2050 году постепенно увеличивать их до 80 долл. (в ценах 2009 года), то эффект очень значителен – выбросы СО2 в энергетике снижаются примерно до 50 % от 1990 года.

Сессия в Бонне только началась. Она - первая из трех запланированных на 2012 год мероприятий. Надежды на более адекватное «климатическое» поведение России у представителей общественных экологических организаций пока остаются (Позиция РСоЭС по климату http://www.rusecounion.ru/position_rseu). Очевидно, что среди участников международного климатического процесса достаточно много стран, сотрудничество с которыми могло бы принести России явную пользу в переходе от сырьевой схемы развития к высокотехнологичной. Именно они, а не Китай, Индия и США должны стать хорошей компанией для нашей страны.