Новый орган для «старых» дел

Накануне Нового года Президент России подписал Распоряжение «О межведомственной рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития». Создать такой орган для решения проблемы изменения климата представители общественных экологических организаций призывали руководство страны еще 4 года назад.

Согласно Распоряжению Президента РФ, в ближайшие дни должен быть утвержден состав нового «климатического» органа. Возглавит межведомственную рабочую группу Советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий.

Как следует из Положения, межведомственная группа «является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, общественных объединений, научных и других организаций при реализации государственной политики по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития».
Ее внутренними задачами являются надзор за воплощением Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, утвержденной президентским указом от 1 апреля 1996 года, и Климатической доктрины, принятой в 2009 году и обеспеченной планом реализации в апреле 2011 года. Внешние задачи группы — продвижение соответствующих интересов РФ, в G20, G8 и "объединении БРИКС".

Создание межведомственной климатической рабочей группы на высоком уровне сразу после оглашения «антиклиматической» позиции России на конференции ООН в Дохе (отказ от международных обязательств сокращения выбросов парниковых газов и участия в рыночных механизмах их реализации в рамках второго периода Киотского протокола) выглядит странно. «Коммерсант» называет новый орган «углеродным мегарегулятором» и сообщает, что его создание «является логическим продолжением амбициозных намерений господина Бедрицкого выстроить внутрироссийское рыночное углеродное регулирование…Согласно плану реализации климатической доктрины, соответствующие финансово-налоговые и экономические меры до 2020 года должно разработать Минэкономики. В министерстве совместно с «Деловой Россией» уже подготовили заявку в ЕБРР с целью заручиться финансовой и экспертной поддержкой проекту».

Напомним, что свои предложения о создании межведомственного органа для решения проблемы изменения климата представители общественных экологических организаций призывали руководство страны еще 4 года назад. В своей позиции общественные организации–члены РСоЭС еще в ноябре 2008 г. писали «неэффективным остается межведомственное сотрудничество в области решения проблемы изменения климата и энергоэффективности…Мы считаем, что России необходимо принять активное участие в организации и работе новых финансовых институтов для решения климатических задач: снижения выбросов парниковых газов и адаптации к тем изменениям, которые уже нельзя предотвратить…». Так же экологи отмечали необходимость принятия Климатической доктрины - стратегического документа, на основе которого должны вырабатываться планы по снижению выбросов парниковых газов и повышению энергоэффективности.

Однако время, прошедшее с момента одобрения Доктрины российским правительством, можно считать упущенным для России, которая продолжает оставаться крупнейшим «поставщиком» выбросов СО2.

«До сих пор диалога между бизнесом, общественными и научными кругами о климатической политике не было. Это доказывает ситуация, возникшая с Киотским протоколом: так и непонятно, приняли отрицательное решение или решение просто не стали принимать. Давно пора понять: проблемы изменения климата и устойчивого развития — это вопросы не экологии, а экономики. Также это не вопрос газо- и нефтепроводов. И пока в Минэкономики низкоуглеродным развитием занимаются полтора человека, и не появится министерства энергетики и климата, мы будем оставаться на периферии передовых тенденций",— говорит в интервью «Коммерсанту» руководитель рабочей группы по климату РСПП Михаил Юлкин.

По словам Ольги Сеновой, руководителя Климатического секретариата Российского социально-экологического союза, можно порадоваться, что реализовано наше предложение о создании Межведомственного органа по проблеме изменения климата, с которым мы выступали сразу после конференции ООН СОР-14, то есть 4 года назад. Возможно, это поможет преодолеть барьеры между Минприроды. Минэкономразвития, Минфином и другими министерствами и ведомствами в решении вопросов снижения выбросов. К сожалению, пока мы не видим связи «климатических действий» с развитием энергетики, которая по прежнему ориентирована на углеродные источники. Хочется надеяться, что Межведомственная рабочая группа определит четкую связь между снижением выбросов парниковых газов, развитием энергоэффективности и внедрением возобновляемых источников – не на словах, а в цифрах и планах действий.