Сжигать газ невыгодно

С 2013 года правительство России повысило плату за выбросы загрязняющих веществ при сжигании более 5% объема добываемого попутного нефтяного газа. Среди парниковых газов антропогенного происхождения эти выбросы занимают второе по значимости место. России, отказавшейся от участия во втором периоде Киотского протокола и проектов совместного осуществления, необходимо создавать инструменты стимулирования проектов по утилизации газа на национальном уровне.

По официальной статистике, в 2010 году в РФ было добыто 65,4 миллиарда кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ), из которых на факельных установках сожжено 24% - 15,7 миллиарда кубометров. В то же время, по данным Всемирного банка, полученным на основании спутниковых исследований, объем сжигания ПНГ в России гораздо выше - более 35 миллиардов кубометров.

Общемировой объем попутного нефтяного газа, сжигаемого в факелах и выбрасываемого в атмосферу, составляет 140 миллиардов кубометров в год (это около 30% общего потребления газа в Евросоюзе), а экономические потери от неэффективного его использования достигают 35 миллиардов долларов. При этом на страны Европы и Центральной Азии, в том числе и Россию, приходится около 60 миллиардов. На РФ, по оценкам экспертов, приходится до 25% общемирового объема сжигаемого ПНГ.

Меры по снижению выбросов попутного газа реализуются в России не первый год. В этом году кроме нового постановления в России вступили в силу и поправки к федеральному закону "О газоснабжении в РФ", призванные «создать условия для организаций, осуществляющих добычу и переработку нефтяного газа, для эффективного его использования, а также сокращения выбросов вредных загрязняющих веществ, образующихся при его сжигании».

Федеральный закон "О газоснабжении в РФ" дополняется нормой, в соответствии с которой в первую очередь доступ к свободным мощностям газотранспортных и газораспределительных сетей предоставляется поставщикам для транспортировки так называемого «отбензиненного» сухого газа, получаемого при переработке попутного газа - одного из самых распространенных способов его использования. Эта норма также расценивается законодателями как дополнительный мотив для снижения выбросов. По их мнению, закон будет способствовать выполнению требований о допустимом уровне сжигания попутного газа на факельных установках.

Согласно новым требованиям, при превышении предельно допустимого показателя объема добываемого попутного нефтяного газа исчисление размера платы за выбросы будут применяться повышающие коэффициенты к нормативным платам за выбросы. В 2013 году этот дополнительный коэффициент составит 12 (то есть, увеличится почти в три раза по сравнению с прошлым годом), с 2014 года – коэффициент достигнет 25.

Одновременно компании освобождаются от обязательств по утилизации газа практически выработанного месторождения нефти. Но при этом, если месторождение не оборудовано приборами учёта объёмов запасов нефти, повышающий коэффициент увеличивается до 120. По подсчётам отраслевых экспертов, сумма платежей нефтяных компаний за вредные выбросы в атмосферу уже в 2012 году выросла в 50 раз и составила 16,7 миллиарда рублей.

К 1 января 2012 года, когда в России начинали действовать «антисжигательные» санкции, ни одна из компаний не достигла установленного уровня утилизации. К началу нынешнего года 95% добываемого попутного нефтяного газа на действующих месторождениях нефти утилизируют, вписываясь в норму, уже две российские компании - «Татнефть» и «Сургутнефтегаз». Наиболее низкий уровень утилизации был зафиксирован у «окологосударственной» Роснефти.

Другим нефтяным компаниям до нормы еще далеко, а ее достижение отнюдь не простая задача. Интересно, что проекты по утилизации попутного нефтяного газа были одними из бессменных лидеров конкурса киотских проектов Сбербанка. К сожалению, позиция России относительно второго периода Киотского протокола не оставила возможности для развития этого направления. Проекты совместного осуществления так и не успели развернуться в полную силу, тогда как нефтяной отрасли (и не только) необходима технологическая и финансовая поддержка для утилизации попутного газа, снижения выбросов и экологизации деятельности.