Углеродоемкость для губернаторов
Система отчетности по выбросам приобретает особую актуальность - после ратификации Парижского соглашения по климату России предстоит разработать новые меры регулирования этой сферы деятельности. До недавнего времени отчетность такого рода в России была добровольной в соответствии с методикой, утвержденной Минприроды РФ в марте 2015 года. Теперь национальные документы, регулирующие действия федеральных ведомств, региональных властей и предприятий, должны будут скорректированы и сориентированы под цели снижения выбросов парниковых газов Парижского соглашения. Как сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источник в Минэкономики, ведомство планирует сделать показатель углеродоемкости регионального ВВП одним из индикаторов эффективности деятельности губернаторов. Напомним, что база выполнения целей по снижению выбросов - Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов - была утверждена в апреле прошлого года. Затем вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.04.2015 № 716-р об утверждении Концепции формирования системы, мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ и Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2015 N 807-р <О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 N 504-р>. Документы предписывают «исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации необходимо определить базовый год, провести инвентаризацию выбросов парниковых газов как минимум за последние годы (5 - 7 лет), проанализировать динамику выбросов по сравнению с базовым годом, определить основные факторы изменения объема выбросов, оценить потенциал сокращения выбросов парниковых газов и установить целевой показатель сокращения объема выбросов к 2020 году, на период до 2030 - 35 годов и на перспективу до 2050 года». Предполагается, что документы будут способствовать созданию правовых механизмов стимулирования в субъектах Федерации, направленных на сокращение объема выбросов парниковых газов, позволят установить обязанность руководителей организаций, действующих на территории России. Формирование системы отчетности в России планируется осуществлять поэтапно. Пока законы главным образом сфокусированы на ответственности компаний. Правда предполагается постепенное вовлечение регионов. На первом этапе предполагается апробировать методические рекомендации в нескольких пилотных регионах. Ставка на регионы в климатической политике государства совершенно оправдана. Именно по этому пути пошли многие государства. У российских регионов огромный потенциал по снижению выбросов парниковых газов, однако большинство из них не готовы к новым требованиям – считают представители общественных экологических организаций. «У регионов нет понимания, что такое климатические действия – хорошо бы, чтобы одновременно с новыми обязательствами появились разъясняющие методические документы в помощь региональным правительствам» - говорит Ольга Сенова, Климатический секретариат Российского социально-экологического союза. Российский социально-экологический союз подготовил обзор мероприятий в субъектах РФ по выполнению Климатической Доктрины РФ. Согласно исследованию, нерегулярная инвентаризация выбросов осуществляется лишь в десяти российских регионах. Одной из основных проблем в реализации Климатической доктрины для регионов, по данным опроса РСоЭС, является отсутствие финансирования, а также недостаток компетенции региональных органов и разрозненность между государственными органами и структурами. Шаги по выполнению климатической политики на уровне регионов могут быть следующими – инвентаризация выбросов парниковых газов, создание региональных климатических программ, проекты, а также планы по адаптации и создание рынка квот на выбросы. Все вышеперечисленное вполне осуществимо в российских регионах – уверены эксперты. Яркий пример – региональные инициативы в Воронежской области. Практически там уже созданы предпосылки для внедрения рынка квот. Начало для деятельности положило Постановление Главы администрации, которым был утвержден сводный том «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы города». Был создан электронный банк данных о выбросах полного перечня веществ, выбрасываемых в атмосферу города от более 500 объектов природопользования и основных магистралей города. Действует система ограничений - квот на выбросы, закрепленная Постановлением главы города. Ограничения установлены для 20 предприятий с условием обязательного контроля на источниках загрязнения. Действует принцип: временно согласованные выбросы разрешаются предприятию только на определенный срок (как правило, не более 3-х лет), после чего устанавливаются ограничения на выбросы с обязательным условием контроля. Дальнейшим развитием, может стать создание в городском комитете биржи выбросов по перечню веществ, их количеству или биржа предприятий, продающих и покупающих квоты на выбросы. По мнению экспертов, реализации программ и мер по борьбе с климатическими изменениями на региональном уровне мешают отсутствие ясной стратегии и политики на национальном уровне. Участие в добровольных схемах отчетности обязательно должно давать преимущества их участникам. Если крупные эмитенты не присоединятся к процессу, то планы по снижению выбросов окажутся под угрозой. Кроме того должны работать государственные программы поддержки, обеспеченные реальным целевым финансированием.