Мусор побеждает?

В Госдуму внесен проект закона, устанавливающий максимальную норму утилизации упаковки для производителей - 100%.  Представители общественных экологических организаций считают, что для устойчивого управления отходами требуется господдержка инфраструктуры прежде всего для предотвращения и снижения образования отходов и для вторичной переработки.

Нынешний норматив утилизации упаковки составляет от 10 до 45% в зависимости от материала. Принятие поправок, увеличивающих ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки, неизбежно – считают эксперты, поскольку нынешние меры борьбы с отходами не дают ожидаемых результатов.

Попытки усовершенствовать систему ответственности производителя, в том числе повышение нормативов утилизации и введение экологического сбора, предпринимались с 2015 г. Новой редакцией законопроекта о расширенной ответственности производителя (РОП) предлагается введение максимального норматива утилизации для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей), а также поэтапное увеличение норматива утилизации по другим товарам.

Еще одна запланированная мера «федерального уровня»  -  внесение в перечень ключевых показателей эффективности деятельности Российского экологического оператора (РЭО) доля населения, вовлеченного в сортировку мусора. То есть компания, которая отвечает за обращение с отходами на национальном уровне, будет работать над тем, чтобы все больше наших сограждан складывали свой мусор в «правильные» контейнеры.   Правительство РФ поручило в 2021 году увеличить долю сортируемых отходов с 26 до 42%. Одновременно с этим Минфину и Минприроды поручено проработать вопрос о выделении средств федерального бюджета на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора.

Согласно новой редакции законопроекта о РОП, нести полную ответственность за образование отходов будет не производитель упаковки, а производитель продукта. При этом все производители должны будут платить экологический сбор (неналоговый, в федеральный бюджет), размер которого зависит от их соответствия стандарту, что, как предполагается, должно стимулировать финансирование сортировки, транспортировки и утилизации.

«Производителям товара придется думать о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы на сбор и утилизацию отходов», – говорит Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.

Пока же мусорная реформа в буквальном смысле захлебывается в отходах. По данным РЭО, на конец 2020 г. в России было обустроено примерно 22% от необходимого количества полигонов для отходов. В середине прошлого года  несколько десятков операторов оказались на грани банкротства. Кризис обострился до такой степени, что местные власти начали финансировать вывоз и сортировку отходов из бюджетов, опасаясь мусорных завалов на улицах.

«Регионы по-разному готовы к организации раздельного сбора отходов, – комментирует ситуацию  заместитель гендиректора РЭО Алексей Макрушин. – Где-то операторы на свои средства закупают контейнеры. Однако во многих регионах нет сортировочных комплексов, поэтому и приобретать контейнеры бессмысленно».

Некоторые эксперты считают основным препятствием для массового внедрения раздельного сбора отходов отсутствие юридически закрепленной ответственности. Другие эксперты считают важной просветительскую работу с населением: сама по себе установка контейнеров для раздельного сбора вряд ли в массовом масштабе побудит граждан к сортировке. Необходимо разъяснение, и конечно материальные стимулы.

Меры по стимулированию сортировки отходов обсуждались около года назад на федеральном и региональном уровнях. «Есть и инструменты стимулирования. Самый простой — если сортируешь мусор, то и платишь меньше. — говорит бывший глава РЭО Илья Гудков. Минприроды выступало с предложением освободить население от оплаты за вывоз раздельно собранного мусора. Однако это предложение не было поддержано правительством.

По мнению представителей общественных экологических организаций, в данный момент необходим целый комплекс мер, направленных на предотвращение образования отходов, снижение объёмов их образования, а также их повторное использование. В Докладе «Зелёный курс России», в подготовке которого принимали участие эксперты  Российского социально-экологического союза (РСоЭС), представители гражданского общества предлагают внести в существующее законодательство РФ изменения, которые будут способствовать развитию системы залоговой стоимости тары и упаковки. Также эффективным эксперты считают перенаправление мер государственной поддержки из отрасли термического обезвреживания и энергетической утилизации отходов на создание прежде всего для предотвращения и снижения образования отходов и для вторичной переработки.