1

Программа РСоЭС против ядерной и радиационной угрозы

Анализ проблемы

Авария на «Фукусиме» стала началом заката ренессанса атомной энергетики и способствовала пересмотру отношения к ней ряда европейских государств. Однако для России ничего не изменилось. Более того, на фоне свертывания атомных программ в Европе Россия стремиться захватить освобождающееся поле. В планах Росатома не только строительство новых энергоблоков на территории России, но и масштабная экспансия мирного атома в развивающиеся страны. Стоит принять во внимание, что развитие атомной энергетики прописано во всех стратегических документах РФ. Условия кризиса заставили атомщиков подкорректировать свои планы, и перенести на ближайший период акценты с возведения новых энергоблоков на максимальное использование уже имеющихся, т.е. продление сроков эксплуатации и повышение мощности действующих энергоблоков, что для жителей России означает снижение безопасности и повышение риска. Как следствие этих проектов возникают проекты сопровождения, такие как продувка водоемов-охладителей, проталкиваемые Росатомом вопреки Водному Кодексу (что приводит к загрязнению Волги, Дона и других водных объектов тритием, нормы по содержанию которого в России завышены по сравнению с Евросоюзом). Еще одной угрозой для регионов стали планы по строительству могильников радиоактивных отходов (в официальных документах называемые ПЗРО и ПХРО), которые по неведомой причине планируется размещать вблизи населенных пунктов и на территориях, имеющих противопоказания по целому ряду параметров (в том числе по гидрогеологическим условиям). РосРАО объявил тендер на юридическое сопровождение размещения ПЗРО в 9 регионах РФ, кроме того, действующие ПХРО переводятся в статус пунктов долговременного хранения, что фактически означает тот же могильник, но не подпадающий под требования законодательства к пунктам захоронения, что увеличивает потенциальный риск данных предприятий. И это не считая пристанционные хранилища и могильники. И наконец еще один повод для нашей обеспокоенности – бездействие надзорных служб, которые способствуют сокрытию неудовлетворительного состояния дел на атомных и радиационных объекты. Кроме того, атомщики в последние годы активизировались в пропаганде атомной энергетики как «чистой энергии», «альтернативы ископаемому топливу», основы «зеленой энергетики», технологии снижения эмиссии парниковых газов и борьбы с изменением климата. При этом не учитываются загрязнения и влияние на климат ядерного топливного цикла (добыча, обогащение руды и захоронение отходов). Даже аварию на «Фукусиме» российские атомщики пытаются использовать как дополнительную аргументацию в пользу российских АЭС и российских атомных технологий. Для продвижения своих проектов Росатом (атомщики) применяют весь арсенал «независимой оценки» (псевдообщественная экспертиза, мнения прикормленных экспертов и пр.) и «согласования с общественностью» (имитация «публичных слушаний», круглые столы с «экологами», ГОНКО типа Общественной палаты, а также очернение лидеров антиядерного движения и т.п.). Снижением активности действий экологических групп (антиядерного, экологического движения) обусловлено причинами как внешнего (политического), так и внутреннего плана. Это и многолетняя кампания государственного прессинга экоНКО, мешающих власти и аффилированным структурам в освоение природных ресурсов и бюджета через реализацию опасных проектов, и усилившееся в последние годы разобщенность антиядерных групп, и, как результат, отсутствие системной работы и консолидированных действий экологического сообщества в этом направлении. Причем для предотвращения опасных последствий проектов Росатома нужна именно Общероссийская, а не межрегиональная или международная программа. Цели Программы: консолидированное противостояние опасным проектам Росатома.

Задачи/Ожидаемые результаты

Реализация общей антиядерной программы РСоЭС:

  • позволит объединить усилия организаций-членов РСоЭС, работающих в этом направлении
  • стимулирует экосообщество к активизации антиядерной деятельности
  • позволит укрепить позиции экодвижения не только в энергетической сфере, но и в целом
  • будет способствовать повышению уровня информированности населения по угрозам атомной энергетики и формированию адекватного отношение к ней.
  • будет способствовать укреплению (развитию) РСоЭС как организация за счет вовлечения в реализацию программы новых регионов
  • поможет предотвратить/остановить/снизить негативные последствия опасных проектов РосАтома.

План действий.

Программа реализуется посредством 8 общероссийских кампаний по наиболее актуальным вопросам в данной сфере, а также через организацию солидарной поддержки локальным и региональным инициативам, формирование инфраструктуры Программы (база данных экспертов, пул журналистов) и информационно-методическое сопровождение (сайты, печатные издания, СМИ).

Общероссийcкие кампании

  1. Кампания против продления сроков эксплуатации и повышения мощности действующих блоков АЭС. Координатор Серветник В.В., Кольский Экологический Центр (КЭЦ), Мурманск
  2. Кампания по проблеме размещения полигонов РАО (ПЗРО и ПХРО долговременного хранения). Координатор Пицунова О.Н., Центр содействия экологическим инициативам, Саратов
  3. Кампания против загрязнения радионуклидами водоемов общего пользования (включая проекты продувки водоемов-охладителей АЭС и загрязнение тритием). Координатор Виноградова А.М., Балаковское отделение ВООП
  4. Кампания против гамма-облучения сельскохозяйственной продукции. Координатор Гарапов А.Ф., Антиядерное общество Татарстана, Казань.
  5. Кампания против строительства новых энергоблоков АЭС. Координатор Серветник В.В., Кольский Экологический Центр (КЭЦ), Мурманск
  6. Кампания по MOКС (уран-плутониевому) топливу. Координатор Пискунов М.А., Центр содействия гражданским инициативам (ЦСГИ), Димитровград, Ульяновская область.
  7. Кампания против закачки в недра ЖРО. Координатор Пискунов М.А., Центр содействия гражданским инициативам (ЦСГИ), Димитровград, Ульяновская область.
  8. Информационная кампания «Влияние атомной энергетики на климат и окружающую среду»

Подробно о кампаниях см.Приложение 1.

Совместные лоббистские действия по совершенствованию законодательства

  • ужесточение российских нормативов по тритию и приведению их в соответствие с европейскими
  • изменение процедуры принятия решений по размещению и строительству радиационно опасных объектов и атомных (ядерных) объектов и включению в эту процедуру регионов и муниципалитетов (по опыту Финляндии и др., например, «Закон об общественной пользе»).

по учету в ФЦП актуальных проблем радиационной и ядерной безопасности ●​ В программу ФЦП «ЯиРБ на период до 2020» включить направление по предотвращению р/а загрязнения от затопленных АПЛ (Торопов) Поддержка локальных, региональных и межрегиональных инициатив (кампании солидарности, заявления и пр.)

  • Кампания поддержки по переносу могильника РАО (Красноярский край, Марьясов)
  • Кампания против проекта «Прорыв» (Торопов)

Формирование инфраструктуры

  • Создание базы экспертов (А.Виноградова, О.Пицунова, М.Пискунов) .
  • Формирование пула экологических журналистов. В.Серветник
  • Создание тематической рассылки для обмена новыми идеями и технологиями (общественного участия, продвижения антиядерных идей, работы с населением и пр)

Информационное сопровождение Программы

Осуществляется через сайты и печатные издания (газеты, бюллетени, брошюры) организаций-координаторов кампаний и участников программы.

Просветительская работа с населением

  • Подготовка информационно-просветительских, адаптированных для населения, материалов (ИПАМ)
  • Активное распространение в СМИ и во время публичных мероприятий ИПАМ (в т.ч. листовки, буклеты, брошюры, мини-брошюры)
  • Организация просмотра фильма «Территория, непригодная для жизни» с обсуждением (демонстрация взаимосвязи энергопроизводящих регионов с регионами, захоранивающими ОЯТ
  • Распространение активности экологического сообщества в социальные сети
  • Продвигать альтернативы АЭС, в том числе участие в Всероссийской акции «Энергоэффективность - как самый большой и чистый источник энергии»
  • Максимально широко распространить результаты кампании по влиянию АЭС на климат
  • Методы продвижения позиции
  • Нетривиальные PR-акции, такие как «Радостная» встреча поезда с ОЯТ
  • Использование новых и/или доказавших эффективность технологий общественного участия/защиты прав (например, обращения в суд, парламентские слушания в ГосДуме
  • Издания, ориентированные на ЛПР (депутатов и чиновников)
  • Максимальное участие в мероприятиях всероссийского, международного уровня

Взаимодействие с другими организациями, Программами и Проектами:

Программа ПЯРУ взаимодействует со всеми Программами, Проектами (как российского, так и международного уровня), а также с российскими, зарубежными и международными организациями и сетями, работающими в этой сфере, цели и задачи которых не противоречат целям и задачам РСоЭС и данной Программы.

Ресурсы Программы

Программа реализуется с использованием профессионального опыт, волонтерского труда и ресурсов организаций-членов РСоЭС, участвующих в Программе, с привлечением экоНКО других ядерных регионов и регионов, имеющих радиационно опасные объекты. Программа утверждена на 9-й конференции Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз» 25 августа 2013 г. в С.Петербурге. Руководство Программой осуществляется Советом Программы в составе:

Виноградова А.М. (Балаковское отделение ВООП) Написать
Гарапов А.Ф. (Антиядерное общество Татарстана) Написать 
Манзурова Н.Б. (Союз «Чернобыль» России) Написать 
Пискунов М.А. (Центр содействия гражданским инициативам) Написать
Пицунова О.Н. (Центр содействия экологическим инициативам) Написать
Серветник В.В. (Кольский Экологический Центр) Написать