1

Энергоэффективность может стать альтернативой планам строительства Татарской АЭС

16 апреля 2014 года в канун годовщины Чернобыльской аварии и в связи с обострением экологических и энергетических проблем, с попытками возобновления строительства Татарской АЭС общественные экологические организации провели в конференц-зале Всемирного конгресса татар круглый стол и пресс-конференцию «Энергетика, энергоэффективность и экология».Мероприятия прошли в рамках информационной кампании Социальноэкологического союза "Энергоэффективность - самый большой, читстый и дешевый источник энергии в России".

Участники пришли к следующим решениям:

  1. Последствия Чернобыльской аварии, аварии на Фукусима1, Кыштымской аварии до сих пор не ликвидированны. Проводится политика откладывания проблем на будущие поколения людей. Необходимы усилия мировой общественности, международных организаций, привлечение достаточных средств для кардинального изменения ситуации для смягчения последствий глобальных ядерных катастроф.
  2. В ноябре 2013 года правительством России были приняты планы по строительству и размещению атомных электростанций до 2030 года. Среди них оказалась Татарская АЭС. Причем эти планы, как оказалось, уже летом 2013 года были согласованны Кабинетом министров Республики Татарстан. Даже без предварительного обсуждения в Госсовете Республики Татарстан, без предварительной отмены парламентом и правительством РТ ранних своих решений о перепрофилирования строительства Татарской АЭС на строительство неядерного объекта, без обсуждения в средствах СМИ, с общественностью республики. Участники круглого стола предлагают:
    • Правительству, Кабинету министров Республики Татарстан отменить все соглашения по планам размещения или возобновления строительства Татарской АЭС (в том числе письмо от 31.07.2013 №17-51/7666 за подписью премьер-министра РТ), выступить против строительства Татарской АЭС.
    • Госсовету Республики Татарстан выступить против планов по возобновлению строительства Татарской АЭС, выступить за реализацию решений правительства и парламента республики 1990 года (см. Постановление СМ ТАССР от 23.03.1990 N 123, было и решение правительства СССР) о перепрофилирование строительства Татарской АЭС на экологически безопасный неядерный объект.
    • Правительству Российской Федерации отказаться от планов строительства Татарской АЭС, прекратить попытки возобновления строительства Татарской АЭС, и как правопреемнику СССР реализовать решение правительства СССР от 1990 года о перепрофилирование строительства Татарской АЭС на экологически безопасный неядерный объект.
  3. Альтернативой Татарской АЭС является повышение энергоэффективности экономики и развитие возобновляемых источников энергии.

    Участники поддерживают информационную кампанию Российского социально-экологического союза «Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России». Повышение энергоэффективности важнейшая задача для Татарстана. Если в России более 60% объектов генерации выработало свой ресурс, то, к примеру, в компании Татарстана ОАО «Генерирующая компания» этот показатель 80% (хуже, чем в среднем по России). Обновление оборудования привело бы к ликвидации нехватки электроэнергии. У нас в Татарстане на электростанциях оборудование сорокалетней давности с КПД около 30 процентов, в мире же широко используют парогазогенераторы (ПГУ) с КПД 60 процентов. Заменить старое оборудование, и получится прирост энергии в 2 раза больше, чем вырабатывается сейчас, и это обойдется в десятки раз дешевле, чем построить АЭС! Если говорить о традиционной отрасли республики нефтедобычи, о газо-нефтеперерабатывающих, нефтехимических предприятиях то можно использовать попутный газ, использовать вторичные энергетические ресурсы - горючие отходы. Сжигание их в факелах приводит не только к экономическим потерям, но наносит экологический ущерб природе, здоровью людей. К примеру, использование горючих отходов, сжигаемых попусту с ущербом для природы и здоровья людей в факелах казанского предприятия ОАО «Казаньоргси́нтез» позволило бы обеспечить электричеством и теплом половину города. Много возможностей по повышению энергоэффективности в ЖКХ, к примеру, переход от центральных тепловых пунктов (ЦТП) на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП), что позволит обогревать воду в непосредственной близости от потребителя, экономить на тепле, снизить коммунальные платежи. Только в Казани на сегодня 122 ЦТП, физический износ которых 80%.

    Что касается другой альтернативы - возобновляемых источников энергии, имеется в виду ветровая, солнечная энергетика, биогазовые установки на фермах и т.д. то они практически не используются в республике. Хотя возможности, потенциал их большой. К примеру, исследования Академии наук СССР, проведенные в конце 1980-х годов показали, что Татарстан обладает потенциалом мощности по ветровой энергетике – ветроэнергетическим ресурсом в 34 миллиарда кВт. часов, больше в 27 раз, чем проектная мощность Нижнекамской ГЭС.

  4. Участники считают необходимым демонтировать комбинат по захоронению радиоактивных отходов «Радон» (Казанское отделение филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «РосРАО»), не продлевать для него лицензию, которая кончается в 2015 году. Хотя комбинат заполнен свыше 90%, он до сих пор принимает радиоактивные отходы даже из соседних регионов. Комбинат представляет непосредственную радиационную угрозу для Казани и не предназначен для вечного хранения радиоактивных отходов, участники требуют его демонтажа.
  5. Участники обращаются к гражданам, государственным и общественным организациям республики, с просьбой поддержать и оказать всяческое содействие в проведение Международного фестиваля экологии и культуры «За лучшее общее будущее» (с 17 по 21 июля, Казань - Камские Поляны), в защиту природы, будущего нашего народа. Фестиваль организуется общественными и экологическими организациями Республики Татарстан.

От имени участников и оргкомитета Круглого стола, председатель Антиядерного общества Татарстана Гарапов А.Ф.