1

Резолюция по климату и энергетике VI всероссийской конференции Социально-экологического союза "Общественная поддержка энергоэффективности и развитие гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики"

"Общественная поддержка энергоэффективности и развитие гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики"

22-23 августа 2013 года, Санкт-Петербург

Неправительственные организации (НПО) отмечают важность первых шагов, осуществляемых в рамках принятых в России в последние годы нормативных актов: Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Энергетическая Стратегия РФ на период до 2030 года, Климатическая Доктрина РФ и Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 года.

В то же время мы отмечаем серьезное отставание Государственной программы из-за непроработанности механизмов государственной поддержки энергоэффективности, слабую действенность Комплексного плана по реализации Климатической доктрины, отсутствие взаимосвязи между целями по снижению энергопотребления и планами строительства и проектирования новых объектов энергогенерации.

Считаем необходимым подчеркнуть, что в наших национальных интересах снижать выбросы парниковых газов, используя в сфере энергетики меры на грани рентабельности, а также обеспечивая необходимые действия для адаптации к изменениям климата, а именно:

  • Принять национальную цель по снижению выбросов к 2020 году мерами энергетики (без учета поглощения лесами). Подчеркиваем, что заявленная в Проекте Указа Президента РФ цель снижения выбросов на 25 % по отношению к базовому уровню 1990 г. является недостаточно амбициозной для России, т.к. соответствует по сути росту выбросов по сравнению с сегодняшним уровнем.
  • Остановить рост выбросов парниковых газов, и не позднее 2015 года обеспечить их стабилизацию.
  • Принять национальную стратегическую цель на 2050 г.: снижение выбросов как минимум на 50 % от уровня 1990 года суммарно по всем источникам и поглотителям, и стремиться к 80% снижению. Комплексный план выполнения Климатической Доктрины дополнить разработкой «дорожной карты» такого снижения выбросов парниковых газов.
  • Для экономии энергии в жилом секторе обеспечить информирование населения по доступным низкозатратным мерам энергосбережения, и предоставить государственную поддержку для улучшения теплоизоляции многоэтажных домов с низкими теплоизоляционными характеристиками.
  • Разработать четкие национальные приоритеты и план действий для сокращения выбросов сажи («черного углерода») и снижения их влияния на здоровье людей и климат, используя положения международной Рамочной коалиции «Климат и чистый воздух», решение о присоединении к которой Россия приняла в 2012 г.
  • Переориентировать субсидирование атомной энергетики и ископаемого топлива на государственную поддержку производства возобновляемых источников энергии и оборудования для них, энергосберегающих материалов для строительства и энергоэффективного оборудования и технологий.

Мы подчеркиваем, что атомную энергетику нельзя рассматривать в качестве решения проблемы изменения климата из-за высочайшей энергоемкости технологического цикла, нерешенной проблемы ядерных отходов, рисков аварий, влияния на климат теплового воздействия на водоемы сбросных вод АЭС, мокрых градирен, и многих других факторов.

  • Считаем необходимым дополнить Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ и соответствующие государственные документы по его выполнению мерами для снижения выбросов парниковых газов от транспорта

    В области адаптации к изменениям климата считаем особенно важным:

  • Обеспечить разработку и выполнение программ по адаптации к климатическим изменениям для всех секторов народного хозяйства;
  • Обратить особое внимание на необходимость срочных мер по климатической адаптации плотинных ГЭС в связи с учащающимися паводками. Для предупреждения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, пагубных для населения и объектов инфраструктуры ввести необходимые изменения в правила регулирования водного режима ГЭС на период экстремальной водности, с учетом краткосрочных и долгосрочных прогнозов;
  • Обеспечить государственную поддержку инициативам общественных организаций по информированию населения в вопросах изменения климата и энергосбережения; общественным действиям для энергосбережения в школах, в жилом секторе, на бытовом уровне. Использовать для такого информирования широких слоев пятнадцатилетний опыт работы в России и профессиональные ресурсы проекта ШПИРЭ (школьный проект рационального использования ресурсов и энергии www.spareworld.org).

По вопросу о роли естественных экосистем в решении проблемы изменения климата мы подчеркиваем, что леса и болота, являясь регуляторами процессов, связанных с парниковым эффектом, также поддерживают режим естественного речного стока, в частности, в бассейне Северного Ледовитого океана, играющего одну из ключевых ролей в формировании региональных и глобальных климатических изменений.

Наряду с этим лесные экосистемы в бассейнах рек снижают риски катастрофических наводнений и паводков в периоды снеготаяния и обильных осадков.

Следует отметить, что бореальные леса являются исконной средой обитания коренных народов, живущих в тесном взаимодействии с природой и наиболее чувствительных к изменению климата и природы. В связи с этим считаем необходимым выполнение следующих мер:

  • Выработать отдельную национальную цель по поглощению СО2 лесами России и сохранению их климаторегулирующих функций для стимулирования устойчивого и экологически грамотного ведения лесного хозяйства в долгосрочной перспективе.
  • Создать специальную категорию лесов в зонах обитания коренных малочисленных народов, поскольку устойчивое лесопользование местных сообществ является одним из эффективных механизмов сохранения экосистемных функций лесов и увеличения стока углерода, не требующим существенных бюджетных вливаний.

Мы считаем особенно важным строго соблюдать установленные законодательством России нормы, обеспечивающие участие общественности в принятии решений по вопросам энергетики и климата и учет мнения местного населения и экологических организаций.

С целью поддержки энергоэффективности во всех сферах народного хозяйства Социально-экологический союз осуществляет информационную кампанию «Энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии в России» и готов сотрудничать в этой области с региональными органами власти и всеми заинтересованными сторонами.

Мы готовы к гражданскому диалогу по всем вышеупомянутым проблемам.

Участники VI всероссийской конференции Российского Социально-экологического союза ««Общественная поддержка энергоэффективности и развитие гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики» (22-23 августа 2013 года, Санкт-Петербург, 54 участника из 32 регионов РФ).