Краткая биография Сергея Герасимовича Шапхаева

Краткая биография Сергея Герасимовича Шапхаева на основе интервью с ним, записанного в этом году Геннадием Мингазовым:

Родился я 15 февраля 1948 года в семье военнослужащего в селе Сергеевка Хабаровского района Хабаровского края. 

Отец Герасим Алексеевич родом из бурятского улуса Верхняя Халюта на правобережье Ангары Усть-Удинского района Иркутской области (бывший Балаганский уезд Иркутской области)), а мама Мария Николаевна – из улуса Мильхетуй на противоположном, левом берегу Ангары Нукутского района Иркутской области. 

Раннее детство прошло в военных гарнизонах, жили, как говорится, «на чемоданах».

До первого класса успел перечитать все песенники, которые имелись дома, умел сносно делать основные арифметические операции и стал одним из лучших учеников в классе. 

Родного брата бабушки по линии отца репрессировали и выслали на Беломорканал, откуда он вернулся перед войной больным и довольно быстро помер. Его жена с тремя маленькими сыновьями успела уехать буквально накануне возможного ареста из Мильхетуя и скрывалась у многочисленных родственников в Иркутской области. 

Дед Алексей с семьёй, включая моего отца, вынужден был бежать из родных краев и после многочисленных переездов осел в Улан-Удэ. Там отец и познакомился с моей мамой, которая приехала из Мильхетуя в Улан-Удэ и поступила на Рабфак перед войной.

После окончания в 1966 году средней школы №20 г. Улан-Удэ поступил в Ленинградский гидрометеорологический институт на гидрологический факультет по специальности «инженер-океанолог». Учился с увлечением и примерно с третьего курса стал заниматься математическим моделированием океанских течений. В частности, Гольфстрима, с учётом взаимодействия океана и атмосферы, рельефа дна на кафедре «Физика атмосферы» под руководством одного из учеников проф. Д.Л. Лайхтмана (позже в годы перестройки он переехал работать в США), мечтал продолжить свои научные изыскания в аспирантуре. 

После окончания института в 1971 три года отработал на Камчатке в должности инженера морской гидропартии Камчатского УГМС и вернулся в родной Улан-Удэ. 

Трудоустроился ассистентом кафедры физики в Восточно-Сибирский государственный технологический институт (ВСТИ), поступил в целевую аспирантуру Физического факультета МГУ на кафедру «Физика моря и вод суши» отделения геофизики, а по её окончании в 1980 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по специальности «Геофизика». 

Во ВСТИ заведовал кафедрой «Прикладная математика» и одновременно, как учёный и общественник, стал заниматься экологическими проблемами. А когда грянула «перестройка», то экологи оказались на острие всех политических событий как наиболее организованная и активная часть общества. 

Примерно с 1988 г. влился в Байкальское экологическое движение и принимал активное участие во всех массовых экологических акциях региона. В 42 года стал одним из двух сопредседателей Народного фронта содействия перестройке. Пришлось научную карьеру разменять на политическую деятельность, посчастливилось потрудиться в качестве народного депутата СССР с 1989 по 1991 гг. Об этом периоде жизни можно почитать здесь: 

Многое из того, что вместе с коллегами удалось реализовать на Байкале, было впервые в СССР/ России. Важнейшее достижение - организация и участие в общественных слушаниях по Территориальной комплексной схеме охраны природы (ТерКСОП) бассейна озера Байкал в г. Улан-Удэ (1988), которая была утверждёна Президиумом Совета Министров РСФСР 14.04.1990 г. и впервые на таком высоком уровне реализовала бассейновый принцип управления территорией.

В 1990 г. стал участником первой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО на Байкале, осуществлённой совместно с Лимнологическим институтом СО РАН СССР.

В Комитете по экологии Верховного  Совета СССР работал над первым законопроектом «Об охране озера Байкал», а в 1992-1994 гг. в качестве координатора рабочей группы при Верховном Совете РСФСР участвовал в разработке федерального закона «Об охране озера Байкал» вместе с А.А. Казанником, М.М. Бринчуком, С.А. Боголюбовым, В.Л. Мищенко, О.А. Самончик и другими. 

В 1991 г. принял участие в организационно-деятельностной игре «Проблемы формирования рыночной инфраструктуры. Разработка условий для развития предпринимательской деятельности в Бурятии», некоторые участники которой впоследствии стали членами правительства Республики Бурятия и на практике смогли реализовать свои идеи.

В 1992 г. участвовал в подготовке первого межрегионального «Экологического соглашения между Иркутской и Читинской областями и Республикой Бурятия (Байкальский Меморандум)». В том же году участвовал в подготовке «Совместного заявления об охране озера Байкал Президентов РФ и США» (подписано 17 июня Ельциным Б.Н. и Дж. Бушем-старшим) и Постановления Правительства РФ от 18.12.1992 №992 «О Правительственной Комиссии по Байкалу».

В 1991-1993 г. работал координатором российско-американского проекта «Комплексная программа политики землепользования для российской территории бассейна озера Байкал» (Комплексная программа), в 1993-1997 г. - региональным координатором по реализации Комплексной программы на территории Республики Бурятия модельных проектов по развитию экотуризма, лесного хозяйства, поддержки ООПТ.

В 1998 г. принял участие в составлении и организации общественных обсуждений «Декларации целей, задач и основных принципов стратегии сохранения биоразнообразия экосистемы оз. Байкал»  в рамках проекта ГЭФ.

В 2003 году выступил одним из авторов консолидированной Позиции неправительственных экологических организаций России по зонированию Байкальской природной территории 

Всё, что касается экологического зонирования, было реализовано на практике в полном объёме, для чего понадобилось целых пятнадцать лет упорной работы природоохранного сообщества всей России! 

Среди основных итогов работы Бурятского регионального объединения по Байкалу, самое деятельное участие в котором принял Сергей Шапхаев.: 

- общественное содействие в принятии федерального закона «Об охране озера Байкал»(1999) и утверждении границ Центральной экологической зоны БПТ (2006) в границах участка Всемирного природного наследия «Озеро Байкал»;

- развитие системы экологического зонирования на БПТ;

- создание и ведение проекта «Большая Байкальская тропа» по развитию инфраструктуры экотуризма на БПТ с привлечением добровольцев из разных стран и местной молодёжи, в том числе людей с ограниченными возможностями;

- реализация серии инновационных проектов по повышению энергоэффективности и энергосбережению, очистке сточных вод на уровне муниципальных образований на основе предложенных финансово-экономических механизмов;

- поддержка развития лекарственного растениеводства на БПТ как эколого-ориентированной отрасли экономики.

http://gazeta-n1.ru/archive/2018/13/62463/ https://gazeta-n1.ru/news/63997/

 - заморозка разработки Холоднинского полиметаллического месторождения в границах Центральной экологической зоны БПТ, Ошурковского месторождения апатитов вблизи Селенги и др.;

- отмена планов разработки углеводородного месторождения в дельте Селенги;

- остановка опаснейших трансграничных проектов строительства газо- и нефтепроводов через национальный парк «Тункинский»;

- отмена строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по берегу Байкала, включая победу в суде над Ростехнадзором в части отмены положительного заключения государственной экологической экспертизы для этого экологически и экономически неприемлемого инвестиционного проекта; 

- налажено взаимодействие с органами власти (участие в общественных советах при прокуратуре и Правительстве Бурятии, Управлении Росприроднадзора по Республике и др.

Одна из последних задач организации - минимизация негативного воздействия на озеро Байкал объектов недропользования и каскада ГЭС на Ангаре и Енисее, которые фактически превратили озеро в регулируемое водохранилище. Благодаря инициированным «круглым столам» при организационной поддержке Правительства РБ в лице Министерства природных ресурсов РБ удалось впервые добиться открытого доступа к проектам использования водных ресурсов Байкала и водохранилищ каскада ГЭС на Ангаре (размещены на http://pivr.enbvu.ru). Ранее подобные документы имели устаревший и незаконный гриф «Для служебного пользования».

Правительство Республики Бурятия в своем Заключении учло большинство наиболее принципиальных замечаний и предложений (полный текст заключения  - портал ПРООН/UNDP «Белая книга плотин. Обзор “Байкал и ГЭС”»

Благодаря объединённым усилиям рабочей группы (Монголия, Россия, Китай), Гринпис России, СоЭС, WWF России и региональных экологических организаций (Бурятское региональное объединение по Байкалу, Байкальская экологическая волна, Молодежный Фонд Земли Сибирской и др.) удалось в тесном взаимодействии с органами власти России достичь следующих результатов: 

1. Заморожен кредит Эксимбанка Китая на инфраструктуру и строительство ГЭС на Эгийн-Гол .

2. Проведены общественные консультации проектной документации по монгольским ГЭС в 11 муниципальных  образованиях Республики Бурятия, в которых приняло участие 3500 жителей сельских районов и г. Улан-Удэ, в 4 муниципальных образованиях Иркутской области, включая г. Иркутск, где участвовало около 1200 жителей. В Монголии эта документация обсуждалась повторно в двух  аймаках, городах Сухэ-Батор, Улан-Батор.

3. В решениях 38-41 сессий Комитета всемирного наследия за 2014-2017гг. по озеру Байкал (объект Всемирного природного наследия №754) нашли отражения пункты, касающиеся монгольских ГЭС, при непосредственном участии представителей НПО из России и Монголии. 

4. Большинство принципиальных требований общественности были приняты Всемирным Банком, соответствующие поправки и исправления внесены в проектную документацию. Важнейшее из них – проведение стратегической (региональной) экологической оценки проектов MINIS, включая проект ГЭС Эгийн-гол, где в качестве обязательного должен быть рассмотрен «нулевой» вариант, предусматривающий развитие энергетического и водохозяйственного комплексов Монголии и сопряжённой с ними части России без ГЭС. При этом «решения Комитета всемирного наследия принимались во внимание при любом пересмотре соответствующих ТЗ». 

http://tass.ru/obschestvo/4593536 

5. Начались прямые переговоры Минэнерго России с Монгольским правительством об увеличении поставок электроэнергии по существующим электросетям и снижении тарифов на экспортируемую электроэнергию, что потребует модернизации электросетевого хозяйства в Монголии и сопряжённой с ней частью в России. http://tayga.info/134629.

Тип информации: