Реформа расширенной (без)ответственности

Очередная реформа управления отходами в России, запланированная на март нынешнего года, отложена из-за пандемии Covid-19. Представители общественных организаций считают: чтобы снизить количество отходов необходимо системное изменение принципов производства и потребления.

Разработать и до 31 марта 2020 г. утвердить Концепцию расширенной ответственности производителя и импортеров товаров и упаковки Президент РФ поручил в послании Федеральному собранию. Однако Минприроды России, на которое была возложена разработка документа, «из-за сложной экономической обстановки» отложило реформу до осени.  

Расширенная ответственность производителя (РОП) как механизм экономического регулирования уже действует в России с 2014 г. Сейчас у производителя или импортера есть несколько вариантов использования этого механизма: самостоятельно утилизировать товары и упаковку после утраты их потребительских свойств, заключить прямой договор с переработчиком, оплатить экологический сбор или выбрать смешанный вариант. 

Показатели эффективности работы всех механизмов системы управления отходами закреплены в паспорте нацпроекта "Экология". К примеру, на переработку к 2024 году должно будет отправляться 36% бытовых коммунальных отходов, а не 7% как в 2019 году. Большинство участников системы управления отходами признают, что имеющаяся сейчас система несмотря на постоянные реформы и работающий в нынешнем виде РОП не приводят к увеличению доли переработки отходов и росту использования биоразлагаемой упаковки.  

Именно поэтому систему управления отходами в очередной раз планируют реформировать. В последнем варианте Концепции совершенствования системы РОП в числе прочего предполагается «укрупнить» оператора  - управление собранными средствами предлагается передать единому Российскому экологическому оператору (РЭО). Также предлагается ввести норматив по 100%-й утилизации упаковки уже в 2021 году. 

Казалось бы, столь амбициозные планы можно только приветствовать. Но предложенные изменения Концепции обращения с отходами вызвали недовольство у представителей бизнес-сообщества. Участники отраслевых ассоциаций, считают, что корректировка механизма РОП, «укрупнение» оператора лишит компании стимулов к развитию индустрии по раздельному сбору и переработке отходов. Опыт показывает, что наиболее успешно с этой задачей справляются сами производители и их ассоциации, которые хорошо знают свою продукцию, ее особенности. К примеру, обращение с органическими отходами и переработка вышедшей из строя сложной электронной техники – разные процессы, и эффективно перерабатывать их нужно со знанием этой специфики. Новый вариант концепции, по словам экспертов, эти отраслевые моменты не учитывает.  

Представители бизнеса считают, что проект Концепции «вводит чисто фискальный механизм в виде обязательной уплаты экологического сбора без возможности самостоятельной утилизации, а отсутствие конкуренции в этой сфере будет способствовать неэффективному управлению имеющейся инфраструктурой и может привести к непомерным тратам на содержание аппарата руководства». Кроме того, из-за переноса ответственности за исполнение РОП полностью на производителей упаковки может нанести дополнительный вред экологии, поскольку производители товара в упаковке не будут заинтересованы в ее дальнейшей утилизации». 

«Принятие нового варианта концепции убьет ростки РОП, которые только начали появляться после принятия в 2018 г. подзаконных актов, остановит развитие раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) и переработку трудно перерабатываемых компонентов, - считает исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров, осуществляющих самостоятельное выполнение нормативов по утилизации отходов от использования товаров и упаковки "РусПРО" Павел Рудась. - Отходы будут просто сжигать и называть это переработкой. Налог, который, по сути, подменяет РОП, ляжет на простых потребителей, товары в упаковке станут дороже. Ко всему прочему, этот документ идет вразрез с планами и целями нацпроекта "Экология". При этом профессиональные союзы и ассоциации абсолютно не против усиления норм. Мы всегда готовы предоставить свои предложения по совершенствованию этого важного механизма. Нужно, чтобы ответственные министерства и ведомства были готовы нас выслушать и не относились к нашим инициативам формально». 

Представители российского бизнеса приводят успешные примеры реализации расширенной ответственности производителя. «В некоторых отраслях созданы организации, которым производители делегировали сбор и переработку своих отходов, требующих специализированных технологий и площадок. Так в 2018 г. только Ассоциация "РусПРО" за год переработала более 35 тыс. т отходов упаковки. Но частая смена правил игры затрудняет эту деятельность, создает неопределенность в ее перспективах», - говорят эксперты. 

Участники рынка полагают, что модернизацию РОП необходимо проводить с привлечением лучших международных экспертов, с опорой на передовые мировые практики. Именно такой подход позволит решить основную задачу реформы – не просто увеличить «отходные» сборы, а снизить количество отходов и увеличить долю их переработки. 

О необходимости использования лучших практик международного и российского опыта обращения с отходами подчеркивают в своей Позиции представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС). Они уверены, что «необходимо системное изменение принципов производства и потребления, внедрение принципов циклической экономики и экономики совместного потребления - наиболее эффективных способов использования ресурсов». Также они считают важным «повсеместно обеспечить такую процедуру принятия решений и согласования проектов с участием всех заинтересованных сторон: производителей отходов в лице жителей и производителей товаров и услуг, субъектов общественного контроля, региональных операторов… Промышленные и торговые предприятия должны внедрять добровольные меры, экономически выгодные в средней и долгосрочной перспективе».