РОССИЯ

Школьный проект рационального использования ресурсов и энергии
School project for application of resources and energy

Крупнейший в России образовательный проект для школьников и педагогов об изменении климата,
чистой энергии и окружающей среде, о простых мерах энергосбережения и энергоэффективности

ШПИРЭ - платформа экологических программ школ Москвы и Киргизии

Авторы:

Пузанова Анна Юрьевна, педагог-организатор по экологическому воспитанию ОЧУ «Газпром школа»

Сатаркулов Артур Маратович, учитель физики частной школы  «Эрудит»

Гаврилова Александра Владимировна, ученица 10 класса ОЧУ «Газпром школа»

Аверина Елена Юрьевна, учитель математики

Мухтарова Руслана Мидхатовна, учитель английского языка

 

Коллектив Общеобразовательного частного учреждения  (ОЧУ) «Газпром школа» второй год принимает активное участие в мероприятиях образовательной программы по вопросам  изменения климата и энергетике SPARE. В 2019-2020 учебном году в нашей работе появился партнер: коллектив Учебно-образовательного комплекса (УОК ШГ ДС) «Эрудит» (Бишкек, Республика Кыргызстан).

 Мы используем материалы и рекомендации  ШПИРЭ в следующих формах работы:

  1. Раздельный сбор вторичного сырья и общественный контроль утилизации.
  2. Экологическое просвещение.
  3. Акции по посадке леса в рамках всероссийского проекта «Лес Победы».
  4. Ученические проекты.

В Газпром-школе 11 лет реализуется программа «Это наша с тобою Земля», направленная на формирование экологического мировоззрения всего коллектива. Раздельный сбор, акции по посадке леса и экологическое просвещение являются неотьемлемыми частями этой программы. Но теперь мы объясняем школьникам, что сдача отходов на переработку – это сбереженные ресурсы, а новые деревья –  фактор борьбы с парниковым эффектом и сохранения климата. В школе второй год используется личная книжка волонтёра. Познакомиться с программой можно здесь.

Остановимся подробнее на форме работы «Ученические проекты», которые показывают вклад каждого ученика в ресурсо- и энергоэффективность, сохранение биоразнообразия и решение продовольственной программы на Планете. Проекты экологической тематики выполняют школьники всех возрастов ежегодно. Они посвящены волонтёрской деятельности и целесообразности раздельного сбора вторсырья; изучение видового разнообразия птиц, растений и водных организмов; поиску способов увеличения урожая сельскохозяйственных культур и многие другие.

Отдельно стоит сказать о проектах, посвящённых энергосбережению. Ученик начальной школы посвятил работу использованию ВИЭ и создал ряд работающих моделей из конструктора LEGO. Интересным стал проект ««Эффективность энергосберегающих ламп», в ходе которого восьмиклассница выявила закономерность между типами ламп и энергопотреблением, а так же подготовила макет, демонстрирующий расход электроэнергии  при использовании лампочек разных видов. Эти модели были выставлены в техническом музее школы для учащихся и родителей.

Проекты старшеклассников «Газпром школы» (Москва)  и учебно-образовательного комплекса «Эрудит» (Бишкек, Кыргызстан) имеют серьёзную исследовательскую и научную базу. Так в учебно-образовательном комплексе «Эрудит» создана и апробирована конструкция автоматизированной комнатной микротеплицы «Sprig One Mark II». Она оснащена системами искусственного освещения, контроля длительности облучения, вентиляции, автоматического полива. Устройство выполнено с ориентированием на требования экологичности, энергоэффективности и снижения «углеродного следа», согласно принятому в Республике Кыргызстан курсу на внедрение «зеленых» технологий в экономике. Подробнее об экологических инициативах Учебно-образовательного комплекса "Эрудит" здесь.


УОК "Эрудит"

Большой интерес в обеих образовательных организациях вызывает тема рационального использования батареек. Совместный проект «Некоторые аспекты утилизации химических источников тока -  как мера снижения «углеродного следа» и обеспечения экологической безопасности», был представлен на Всероссийский конкурс ШПИРЭ «Энергия и среда обитания» 2019 – 2020 учебного года. Работа посвящена разработке и апробации алгоритма сбора использованных химических источников тока у населения; созданию способа уменьшения количества выбросов литий-ионных аккумуляторов методом рециклинга (продления срока эксплуатации) и создания, на базе восстановленных источников тока, новых эффективных устройств, например, портативных аккумуляторов.

За время апробации проектных методик (2018-2019 годы) были получены следующие количественные результаты:

  1. Собрано и передано на переработку «пальчиковых» аккумуляторов ~ 970 кг.
  2. Восстановленолитий-ионных аккумуляторов в пересчете на электрическую емкость ~100000 мА•ч.
  3.  Сбереженные от загрязнения водные ресурсы ~ 803714 м3 (из расчета загрязнения 1 средним химическим источником тока 400 литров питьевой воды).
  4. Предотвращено дополнительных выбросов CO2 ~ 600 кг (из усредненного расчета: 200 кг углекислого газа на 1 кВт•ч емкости химического источника тока (по данным TAMU, США).

Развитием этого проекта стала работа: «Определение степени загрязнения почвы отработавшими элементами питания, отслеживание транспортировки использованных батареек от пункта приема до завода по переработке». В ходе работы школьники выяснили степень загрязнения почвы тяжёлыми металлами, при условии нахождения в ней использованной батарейки в течение года. Исследование проводилось на примере трёх типов элементов питания: литиево-марганцевый диоксидный, никель-металлогидридный и марганцево-цинковый с щелочным электролитом. Кроме этого, при помощи GPS трекера АвтоФон Альфа-Маяк 2XL была подтверждена доставка батареек из приёмных пунктов магазинов ИКЕА Москвы на завод «Мегаполисресурс» в Челябинске.

 

Все проекты выполняются командами детей, педагогов и, в некоторых случаях, увлечённых темой, родителями. Расчеты делаются по формулам, предложенными Программой ШПИРЭ. Авторы активно выступают с презентацией своих работ на городских и федеральных площадках. Цель, которая всех нас объединяет – найти и показать пути улучшения экологической ситуации в своей стране. 

 

 

Тип информации: