Как крупный бизнес убеждает нас, что переработка решит все проблемы

Большинство из нас делает все возможное, чтобы отходы, которые можно переработать, попадали на переработку. Мы надеемся, что таким образом наши отходы не окажутся на свалке и не будут загрязнять окружающую среду. Мы даже думаем, что переработанная пластиковая бутылка обретёт новую жизнь в качестве сопоставимого продукта, и что перерабатывать отходы можно бесконечно. Звучит хорошо, но это не совсем так.

 

 

Кому выгодно перекладывание ответственности на потребителей?

 

Корпорации заставляют нас думать, что, как только одноразовый пластик, произведённый ими, становится мусором, ответственность за него ложится на нас, потребителей. Нас убеждают, что уборки территорий и переработка – это главные решения проблемы всё увеличивающегося количества отходов, и что именно мы - покупатели – должны приложить максимум усилий для того, чтобы наши отходы не стали мусором. Но, выделяя по миллиону долларов в год на уборки морского мусора на побережьях и продолжая при этом производить одноразовый пластик на миллиарды долларов в год, корпорации не способствуют выходу из мусорного кризиса. И хотя производство из вторичного сырья действительно лучше, чем использование первичного, переработка не решает обостряющуюся проблему отходов.

Photo by Antoine GIRET on Unsplash

Почему переработка – это не главное решение?

 

  1. Переработка – это энерго- и ресурсоёмкий процесс. Пластмассы нужно доставить от пункта сбора до предприятия по переработке, отсортировать, измельчить, промыть и просушить или переплавить в гранулят. Все эти процессы требуют временных и человеческих ресурсов, электроэнергии и воды. Стоит ли покупать одноразовую бутылку воды, если на её переработку будет затрачено столько усилий?

 

  1. Перерабатывать пластик бесконечно невозможно. С каждой переработкой, а значит, с воздействием температуры, полимеры разрушаются. Качество переработанного пластика намного хуже, чем первично произведенного. Это называется downcycling – или переработка со снижением качества и функциональности. Пример – переработка упаковки  в скамейки.

 

  1. Большинство произведенного когда-либо пластика так и не переработали. За 60 лет люди произвели 8.3 миллиарда тонн пластика. Только 9 % от этого количества удалось переработать, а 12 % – сжечь. Более 6.5 миллиарда тонн пластмасс всё ещё находятся на свалках или загрязняют природную среду. При этом количество производимых человечеством отходов продолжает расти. Далеко не все полимеры пригодны для переработки, или их переработка экономически невыгодна. Например, пластмассы с маркировками 3, 6, 7 и любые типы многослойной упаковки с содержанием пластика перерабатываются очень редко и зачастую только благодаря инициативам экологически ответственного бизнеса. Переработка сложных материалов всё ещё нерентабельна, а продолжающееся производство товаров (особенно одноразовых) и упаковки из таких материалов приводит ко всё большему замусориванию нашей планеты.

 


ТНК не должны перекладывать ответственность за произведенный ими мусор на потребителя. Компании должны продумывать и создавать такую цепочку жизненного цикла своих товаров, чтобы по окончании их использования оставался минимум отходов. И это оставшееся минимальное количество отходов  было бы собрано и переработано или возвращено в ресурсный цикл. Эта инициатива должна исходить именно от бизнеса и не зависеть так сильно, как сейчас, от потребителя.


 

 

Как бизнес может сделать так, чтобы пластиковое загрязнение реально сокращалось?

 

Малый бизнес уже давно движется в сторону экологизации: магазины без упаковки,  местное производство для меньших энергозатрат. Но и крупный бизнес (например, российские ритейлеры) “зеленеет” благодаря запросу потребителей и работе общественных организаций. В «Пятёрочке» стали продавать экомешочки, стимулируя использование многоразовой упаковки. ВкусВилл открывает отделы с товарами на развес, сокращая количество используемой упаковки. Больше примеров – в статье Greenpeace Россия.

И даже для транснациональных корпораций есть правильные и работающие решения. Например, инициатива LOOP - это система доставки товаров для быта в залоговой таре. Инициативу поддержала одна из крупнейших корпораций по производству широкого спектра товаров Procter & Gamble.

 «Зачем покупать упаковку продукта (и выбрасывать ее, когда товар закончится), если все, что нам действительно нужно, – это содержимое?», – написано на сайте инициативы LOOP, и это правильный подход.

К сожалению, в России P&G делает упор не на сокращение количества упаковки, а на её сбор и переработку. Мы надеемся, что в следующий раз вместо спорной акции по переработке пластиковой тары в детские площадки и запуска экологического манифеста с Димой Биланом, российский Procter and Gamble запустит инициативу, направленную на реальное сокращение образования отходов, похожую на LOOP.

 

Сделайте вклад в будущее

 

К сожалению, сейчас делается упор на переработку, а то, что не мы пока можем переработать, называется "хвостами" и отправляется на полигоны или сжигание. Но эта логика неверна, если мы хотим выйти из мусорного кризиса. Мы должны делать упор на сокращение образования отходов, а переработка должна быть крайней мерой. То, что не получается минимизировать, должно называться "хвостами" и отправляться на переработку. А никакого сжигания и захоронения в будущем быть не должно.Сделайте вклад в наше будущее: проголосуйте ЗА петицию против трудноперерабатываемого и одноразового пластика.

 


 

Автор: Елизавета Меринова, Друзья Балтики, климатический секретариат РСоЭС

Материал вышел в рамках инфокампании РСоЭС #НольОтходовСтоПодходов

Тип информации: