Парижское соглашение… на Сахалине

Сахалинская область планирует стать пилотным регионом, где в рамках Парижского соглашения будет проводиться работа по снижению выбросов парниковых газов.  Представители общественных экологических организаций приветствуют эту инициативу и считают, что разработку и реализацию региональных и муниципальных климатических планов необходимо поддерживать на национальном уровне

Начать работу по Парижскому соглашению планируется к 2022 году. Но сначала власти Сахалина намерены заняться декарбонизацией энергетики –в самое ближайшее время будет внедрена региональная система мониторинга выбросов парниковых газов – с такой инициативой выступил губернатор области Валерий Лимаренко. Для этого Минэкономразвития России совместно с регионом готовят проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для внедрения в Сахалинской области технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов».

 

Реализовать низкоуглеродные планы, по словам руководства Сахалинской области, помогут «проекты ускоренного перехода на экологически чистый природный газ и метано-водородные смеси, использование водорода на транспорте и в других секторах экономики, развитие чистой энергетики на основе возобновляемых источников».

 

Это не первая инициатива островного дальневосточного региона: в прошлом году здесь было подписано соглашение о сотрудничестве по возобновляемой энергетике с Российской академией наук, а недавно сахалинский губернаторобъявил о планах полного отказа от традиционных автомобилей в регионе в пользу электрокаров и газомоторного транспорта к 2030 году.

 

В Сахалинском университете создается научный центр по изучению климата. А в следующем учебном году планируется открыть новые специальности по направлениям водородной энергетики и климатических исследований.Не так давно в рамках планов подготовки и реализации проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, Правительство Сахалинской области подписало соглашение с Институтом глобального климата и экологии имени Ю.А.Израэля.

 

«Климатический марш-бросок» Сахалина нельзя назвать случайным:остров не связан с «большой землей», не входит в Единую энергосистему России и не имеет собственной сети, охватывающей весь регион – только локальные станции.При этом объекты энергетики в регионе разнообразны – от дизельных генераторов до ГРЭС и малых ГЭС и ветряков. Можно сказать, что Сахалин с точки зрения создания энергосистемы настоящий чистый лист.

 

По словам Президента Российской академии наук Александра Сергеева, получается, что Сахалин, не очень развитый в научно-техническом плане, может стать полигоном для развития передовых технологий. Немалую роль в этом процессе играет соседство с Японией: сахалинцам есть на кого равняться – японцы давно экспериментируют с энергией воды, они создали первые эффективные установки по генерации электроэнергии из морских течений. Оценки по тем течениям, которые омывают тихоокеанские берега, показывают, что это практически неограниченный источник энергии.

 

На Сахалине есть и первые объекты возобновляемой энергетики:  две мини-ГЭС на Парамушире общей мощностью 1,6 МВт, Менделеевская геотермальная ТЭС - 7,4 МВт и ветряки в Головнино и Новиково по 0,5 МВт каждый. Расчеты по новой методике Высшей школы экономики показали, что прибрежные зоны Сахалина наиболее перспективны для развития ветроэнергетики.

 

При этом как любой остров Сахалин – территория крайне уязвимая к изменению климата. Он находится в сейсмически активной зоне и нередко попадает под влияние ураганов и тайфунов, зарождающихся в океане. Населенные пункты острова периодически затапливаются нагонной волной.

 

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко называет низкоуглеродные планы «экспериментом». Он считает, что регион является «уникальной территорией в силу своей островной изолированности, большого разнообразия природно-климатических условий, присутствия здесь глобальных отечественных и международных энергетических компаний с передовыми решениями в области сокращения выбросов парниковых газов, а также сильными экономическими связями со странами АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона) и развивающегося рынка климатических услуг».

 

Разработка климатических планов регионов – это то, о чем говорят и представители общественных экологических организаций. У России не так давно появился план климатической адаптации, но документ - рамочный и требует наполнения реальными программами и мероприятиями.

 

В своей Позиции представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС) предлагают утвердить цели адаптации по отраслям и секторам экономики, а также для регионов и муниципалитетов.Также они считают необходимым разработать и принять нормативно-методическую базу для формирования и реализации климатических планов субъектов РФ и муниципалитетов, включающих как низкоуглеродное развитие, так и адаптацию. Кроме тог, по мнению представителей гражданского общества, необходимо сформировать региональные рабочие группы с участием общественности для разработки и реализации планов адаптации и включить климатические действия и их результаты в показатели рейтинговгубернаторов регионов.

Тип информации: