«Депрессивные» отходы

Правительство РФ приняло решение сократить затраты на постройку мощностей по переработке отходов. Как продвигается «мусорная реформа» в регионах России?

Реформа сферы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) была запущена в январе нынешнего года. Преобразования должны происходить по трем направлениям:сбор и сортировка отходов, их переработка и утилизация, а также ликвидация несанкционированных свалок.

Необходимость реформы назрела давно: ежегодно, по данным Минприроды, в России образуется около 70 млн тонн отходов, и каждый год эта цифра увеличивается на 3%. Перерабатывается 5-7% от всего объема, остальное – захоранивается или складируется под открытым небом.

Правительство рассчитывало кардинальным образом изменить ситуацию с помощью нацпроекта «Экология»: согласно планам, к 2024 году должно перерабатываться 36% отходов. Для этогопланировалось построить заводы по переработке общей мощностью 37 млн тонн отходов. Реформа только начала набирать обороты, как выяснилось, что финансирование из федерального бюджета будет сокращено. Объем средств, выделяемых на «мусорное» направление проекта «Экология», планируют урезать на 20% в 2020 году и на 26% в 2021 году. При этом в начале сентября специальный представитель президента России по экологии Сергей Иванов заявлял, что первых результатов реформы российской системы обращения с ТКО можно ожидать, только, когда в стране построят около 200 заводов по сортировке и переработке мусора.

По словам замминистра природных ресурсов Дениса Храмова, причина урезания финансирования - снижение поступлений экологического сбора. Ожидается, что в 2020 году собранная сумма составит 2,8 млрд рублей — вдвое меньше, чем было предусмотрено действующим бюджетом, в 2021 году — 3,8 млрд рублей вместо 8 млрд, и столько же в 2022 году.

Из-за снижения финансирования в некоторых регионах мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы не будут построены, и сократить захоронение отходов в этих городах в краткосрочной перспективе не удастся, - ссылаются Ведомости на слова учредителя Центра мусороперерабатывающих технологий Алексея Волошина. По его мнению, нельзя финансирование реформы ставить в зависимость от поступлений сбора -  мусорная проблема достигла катастрофических масштабов.

По словам исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светланы Бик, сфера  отходов  теряет частных инвесторов, а теперь еще и финансирование от государства. Коммунальные отходы — одна из самых депрессивных сфер на рынке соглашений, - констатирует Бик, - инвестор не чувствует, что его вложения защищены из-за частых изменений правил.

На днях Счётная палата РФ представила заключение, что основные показатели «мусорной» реформы, отражённые в госпрограмме «Охрана окружающей среды», «сформулированы неэффективно», показатели не позволяют оценить ход реформы и создают риск провала намеченных задач. В докладе отмечено, что в госпрограмме отсутствуют меры и целевые показатели для продвижения раздельного сбора мусора.

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на первом межрегиональном совещании по проблеме мусорной реформы в Екатеринбурге заявил, что, несмотря на три года подготовки к реформе, ни один регион толком не смог запустить реформу без проблем: за прошедший год прокуроры выявили в стране десятки тысяч различных нарушений.

 

Заместитель главы Минприроды России Владимир Логинов говорит, что риск сорвать реформу есть во многих регионах. Риски несоблюдения сроков особенно велики в Архангельской области, Забайкальском и Красноярском краях, Еврейской автономной области и в Ненецком автономном округе. Причина, по словам Логинова, - в некорректно сформированных схемах обращения с мусором и отсутствием обоснованных тарифов для региональных операторов.

Напомним, территориальная схема обращения с мусором –это основной инструмент реформы для регионов, «инструкция» для работы региональных операторов, расписывающая работы по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов.Задолго до начала реформы ТКО, в конце 2017 года большинство регионов утвердили схемы обращения с отходами, но в большинстве случаев они уже столкнулись с необходимостью их пересматривать и корректировать. И процесс обсуждения и корректировки до сих пор не закончен.

Больным вопросом в реализации мусорной реформы во многих регионах становятся несанкционированные свалки. Способы борьбы с ними предлагают и эксперты, и активисты-общественники. Они считают необходимым обязать муниципалитеты ликвидировать свалки, организовать регулярные межведомственные и общественные рейды. Есть предложение наносить выявленные замусоренные территории на карту – в сетях уже появилась карта свалок России.Некоторые предлагают решать проблему не только «кнутом», но и «пряником». В социальных сетях ходит общественная петиция - граждане предлагают вместо установки баков и найма дворников организовать пункты приема мусора, в которых будут принимать несортированный мусор за небольшую плату.

Тяжело приживается в российских реалиях сортировка мусора. В большинстве населенных пунктов проходят эксперименты по созданию мусорных площадок для раздельного сбора. Но пока и особых мотивов у населения нет, но главное - не простроена вся цепочка: отсортированный мусор важно сдавать в пункты переработки, а не сваливать в одну кучу на свалке.

По мнению экологов, пробелом официальной реформы является отсутствиепланов по снижению объемов образования мусора. Кампании против пластика (именно он, как показывают исследования, составляет существенную долю отходов) как правило, реализуются в рамках общественных инициатив. Но именно вопрос снижения образования отходов должен стать важнейшим звеном национальной мусорной реформы. Логика проста: меньше отходов - меньше необходимо заводов по переработке.

По мнению Ольги Сеновой, руководителя Климатической программы Российскогосоциально-экологического союз (РСоЭС), снижение количества отходов в производстве и в потреблении должно быть главной задачей и федеральных органов, и руководителей регионов, и производителей товаров, и бизнеса, оперирующего отходами. Разумные инициативы общественности, активных муниципалитетов и малых предприятия показывают, что это возможно, но их мощности не хватает, чтобы изменить ситуацию.

РСоЭС подготовил Позицию по отходам, которая «отражает обеспокоенность общественности экологическими и социальными проблемами, связанными с нерациональным обращением с твердыми коммунальными отходами». Позициюпланируется принять во время конференции, на которой соберутся общественные активисты из регионов России.