В России появились поезда-вегетарианцы

Отечественный транспорт становится низкоуглеродным: Российские железные дороги (РЖД) начали использовать биотопливо - установили около 300 котлов на пеллетах. Биоэнергетика в стране развивается, но имеет свою специфику - основным «конкурентом» для массового производства биотоплива является алкоголь.
Биоэнергетика пришла на смену углю в 15%-м сегменте железной дороги, не оборудованном электрическими сетями. «Вагоны, курсирующие по данным путям, и переводятся сегодня на топливные гранулы, — говорит руководитель ООО «Биотехтранс» Олег Канунников. – Проводники соревнуются за то, чтобы ездить в пеллетных вагонах, так как экология в биотопливном вагоне в разы лучше, чем в угольном".

Как показывают исследования, индекс токсичности воздуха в купе вагона при отоплении углем в 5 раз превышает максимально допустимую степень токсичности. При использовании топливных гранул этот показатель в 15-20 раз ниже максимально допустимого коэффициента. Кроме того, пеллеты – это чистое топливо, о которое «не надо марать руки» и образование золы в разы меньше, чем при сжигании угля.

За год российская железная дорога намерена «употребить» около 6 тыс. тонн биотоплива. Пеллеты уже используются в Московском, Северном, Южно-Уральском и Северо-Кавказском филиалах РЖД. В ближайших планах железной дороги полностью уйти от отопления углем и использовать только топливные гранулы и электричество.

Сейчас трудно найти из чего люди не научились делать биотопливо – в ход идет буквально все – от мусора до водорослей. За последние 15 лет производство «зеленого» топлива в мире увеличилось в десятки раз, а его текущий объем превысил 60 млн. тонн в год. Международные организации, независимые консультанты и ассоциации производителей биотоплива прогнозируют существенный рост производства и потребления биотоплива в мире к 2020 году. Предполагается, что к 2020 г. около 15% топлива для транспортных средств в мире будет производиться из биологического сырья.

Однако мировые эксперты неоднозначно оценивают его перспективы. Экономические, экологические и социальные последствия использования биотоплива первого поколения - предмет политических дебатов и кампаний гражданского общества.

Одной из главных претензий является проблема «отчуждения» огромного количество сельскохозяйственных площадей под посадки «энергетических растений». Повышение урожайности уже сейчас оборачивается использованием генно-модифицированных организмов (ГМО), вытесняющих аборигенные виды растений и уничтожающих все вокруг себя.

Для России такие угрозы пока только гипотетические. Производство и использование жидкого биотоплива у нас пока развито слабо (по сравнению в остальным миром). Производство биодизеля в стране началось в 2007 г. с выращивания рапса в промышленных масштабах и изготовления рапсового масла. Однако отсутствие единой программы развития биодизельного топлива в стране тормозит процесс. Развитие биоэнергетики сегодня в основном региональные инициативы. Самым востребованным видом сырья у нас на ближайшее время являются био-отходы от деревопереработки. Сегодня производство биотопливо стало буквально спасением для отечественной лесной промышленности, страдавшей от отсутствия технологий переработки.

Реальной перспективой для России, по словам экспертов, может стать возможность экспорта биотоплива и биосырья в Европу. Интересно, что некоторые эксперты считают основным конкурентом для производства биотоплива алкоголь, так как главным источником производства биоэтанола в стране (примерно 1,5 млрд литров ежегодно) пока является пищевое сырье - зерновые, при этом 80% этанола идет на изготовление алкогольных напитков. Перспективной с точки зрения выпуска транспортного топлива выглядит возможность использования в качестве сырья других крахмалосодержащих продуктов: мелассы (отходы сахарного производства), картофеля, сладкого сорго, клубней и зеленой массы топинамбура.

По мнению экспертов, для цивилизованного развития биоэнергетики, России необходимо разработать стандарты устойчивого развития в области производства и использования биотоплива. Такие стандарты должны охватывать процессы производства и переработки основных энергетических культур и включать единые меры контроля и сертификации.