Стратегия «ноль»

К 2020-му году большинство компаний мира могут перейти на 100%-е обеспечение от возобновляемой энергетики, а к 2050-му – свести к нулю свои выбросы парниковых газов – считают эксперты Track 0, выпустившие исследование о «зеленых» ориентирах для бизнеса.

В независимом докладе Track 0 речь идет о стратегическом и сиюминутном эффектах на пути к достижению «нулевой цели» выбросов парниковых газов. Позиция бизнеса имеет решающее значение для реализации климатической политики на всех уровнях – уверены эксперты. Тот, кто инвестирует и активно действует уже сейчас, будут у руля серьезных мировых преобразований и будут иметь серьезное преимущество перед теми, кто действует по инерции.

Эксперты указывают десять причин, которые должны побудить бизнес стремиться к нулевым выбросам. Среди них – однозначная оценка ситуации с последствиями изменения климата с научной точки зрения, формирующаяся международная политика регуляции и контроля за выбросами, актуальность проблемы и возможность участия бизнеса разного уровня (от малого локального до транснациональных корпораций), стимулы к инновациям и развитию, поддержка мировых лидеров и одобрение общественности.

Авторы доклада о перспективах безуглеродной экономики надеются придать своим документом импульс к формированию у бизнеса стратегий «нулевых выбросов». В документе приводятся конкретные примеры экономической целесообразности малых и крупных безуглеродных проектов. В списке Track 0 примеры известных и малоизвестных компаний и фирм – от крупного энергетического и IT-бизнеса до производителей косметики и кондитерских изделий.

«Научный анализ показывает возможность удержания потепления в пределах 2°С с помощью сокращений выбросов. – пишут эксперты. Климатологи ставят перед бизнесом цели: существенное снижение выбросов и 100%-е использование возобновляемых источников энергии к 2020-му году». А к 2050-му они видят реальные перспективы выйти на нулевой показатель выбросов.

По мнению авторов доклада Trek 0, на пути низкоуглеродного развития у бизнеса есть три основных драйвера: наука и политика, экономика и финансы, а также репутация.
И если сейчас в основном бизнесом движет забота о том, как деятельность будет выглядеть в глазах потребителей, то в будущем решающим станет фактор конкуренции и экономического преимущества безуглеродных стратегий.

Эксперты приводят примеры того, что «стремление к зеленому» имеет обоюдный эффект. С одной стороны, потребители воспитывают бизнес выбирая экологически чистое, с другой - инновационные продукты и предложения существенно меняют поведение потребителей в пользу зеленого выбора.

Местные, региональные власти и национальные правительства по всему миру начали внедрять углеродные рынки – пишут эксперты. - Активные схемы ценообразования углерода существуют в почти 40 странах и более 20 городах, штатах и провинциях. Ведущие компании рассматривают его как мощный инвестиционный инструмент.
Глубокая экономическая трансформация, по мнению авторов доклада, означает, что предприятия должны взять на себя инициативу по установлению целевых показателей для их собственной деятельности и оценить полную цепочку создания продукта от поставок и закупочных стандартов до формирования поведения потребителя.

Процесс создания углеродных рынков инициирован отечественным бизнесом и обсуждается в Минэкономразвития. Россия пока только примеряет на себя углеродный рынок, и в реальности вместо нулевых выбросов к нулю сводится бюджетное финансирование программ по энергоэффективности.

Пока тон реального зеленого развития в России задают в основном западные компании. Активно работающий на российском рынке энергетический концерн E.On объявил о стратегической цели нулевых выбросов и ставке на возобновляемые источники энергии вместо угля, газа и атомной энергетики. Возможно в скором времени и российские энергетические гиганты проникнутся актуальностью мировых бизнес тенденций и включатся в необратимое уже движение за нулевые выбросы.