Директива ЕС по качеству бензина и дизельного топлива эквивалентна прекращению использования 7 миллионов автомобилей

8 мая европейская федерация «Транспорт и окружающая среда» опубликовала результаты исследования, которое подтвердило ожидаемую эффективность Директивы Европейского Союза по качеству топлива. Разница в цене между топливами, произведенными из нефтяных песков и из обычной нефти, в результате применения этой Директивы приведет к предотвращению роста применения топлива из нефтяных песков и сокращению выбросов СО2 в объеме 19 Mт в год. Это эквивалентно прекращению использования 7 миллионов автомобилей.

Новые данные [http://www.transportenvironment.org/] об ожидаемых последствиях Директивы Европейского Союза по качеству топлива [ http://eur-lex.europa.eu/ ] опровергают утверждения нефтяных корпораций, что эта директива не приведет к снижению выбросов парниковых газов (ПГ).

Исследования, проведенные по заказу федерации «Транспорт и окружающая среда» двумя консалтинговыми компаниями (Carbon Matters и CE Delft), выявили, что потенциальная разница в цене между топливами, произведенными из нефтяных песков и из обычной нефти, в результате их дифференциации в зависимости от среднего уровня выбросов СО2 в соответствии с Директивой ЕС по качеству топлива (Fuel Quality Directive, FQD), приведет к экономическим преимуществам топлива из обычной нефти. В результате оттока инвестиций из производства топлива из нефтяных песков будет сокращены выбросы СО2 в объеме 19 Mт в год. Это эквивалентно прекращению использования 7 миллионов автомобилей.

Эти результаты были опубликованы на той же неделе, когда канадский министр природных ресурсов, Джо Оливер, наносил визит в Европу, чтобы снова лоббировать против экологической дифференциации традиционных и нетрадиционных источников нефти. Канада, в которой битуминозные (нефтяные) пески хранят третьи по величине в мире доказанные запасы нефти, чрезвычайно активно выступает против действий ЕС в области климата.

Руководитель кампании федерации «Транспорт и окружающая среда» по чистому топливу Нуса Урбанчик говорит: "Научные исследования неоднократно показывали, что топливо из битуминозных песков имеет очень высокий коэффициент эмиссии двуокиси углерода. Это новое исследование доказывает: значения коэффициентов эмиссии двуокиси углерода, устанавливаемые для различных видов топлива в Евросоюзе, явятся мощным сигналом для инвесторов о том, что топливо из битуминозных песков не совместимо с европейской климатической политикой."

Директива ЕС по качеству топлива ставит нефтяным компаниям задачу снижения углеродоемкость бензина и дизельного топлива на 6 % к 2020 году. В октябре 2011 года Европейская комиссия предложила подробные правила для реализации цели, которая включает в себя так называемые «значения по умолчанию» для выбросов углерода (в зависимости от их средней величины при добыче, переработке и сжигании) для различных видов топлива из ископаемых источников. Например, значение по умолчанию для битуминозных песков на 23 % выше, чем значение для обычной нефти, так как извлечение нефти из битуминозных песков Канады требует больше энергии.

Исследование также опровергает заявления нефтяной промышленности, что директива может нанести урон нефтеперерабатывающим заводам в Европе, просто потому, что эти заводы не оборудованы для переработки нетрадиционных нефтей.

В настоящее время Канада экспортирует небольшие объемы нефти из битуминозных песков в Европу. Это может быстро измениться в связи со строительством новых нефтепроводов. Наиболее важным из них является чрезвычайно спорный нефтепровод Keystone XL, который ожидает одобрения президента США Обамы.

На фоне интенсивного канадского лоббирования Технический комитет экспертов государств - членов ЕС не смог принять окончательного решения в феврале 2012 года. Европейской комиссии было предложено сделать полную оценку воздействия закона, которая ожидается к началу лета.

Суммарные мировые запасы тяжелых и битуминозных нефтей оцениваются в 800 млрд тонн, что почти в пять раз превышает объем остаточных извлекаемых запасов нефтей малой и средней вязкости. Наиболее крупными запасами располагает Канада, запасы которой составляют 520 млрд т, а второй страной в мире по запасам этого вида нефтей является Венесуэла с 180 млрд т. Геологические запасы высоковязкой и тяжелой нефти в России достигают 6-7 млрд т.

Помимо непосредственной климатической губительности нефти из битуминозных песков, её добыча требует чрезвычайно значительных расходов пресной воды, а также разрушает природные ландшафты на огромных территориях, потому что нефтяные пески в целях экономии разрабатываются открытым способом. Самое же главное возражение против использования «нетрадиционных» нефтяных ресурсов заключается в том, что при сжигании всех запасов нефти только малой и средней вязкости человечество переступит через допустимый порог концентрации углекислого газа в атмосфере, за которым произойдет неминуемая климатическая катастрофа.

На днях уровень содержания двуокиси углерода в атмосфере впервые в истории измерений превысил 400 частиц на миллион, то есть 400 молекул СО2 на каждый миллион молекул в воздухе. В последний раз такой уровень углекислого газа существовал на Земле около 3-5 миллионов лет назад. Полтора столетия назад, до начала широкомасштабного использования нефти, этот уровень был равен 280, а в 1958 году – 315.