"Киотские проекты Сбербанка - отрасли на выброс?

Автор Ольга Подосенова

Сбербанк объявил очередной конкурс киотских проектов с увеличенным лимитом в 70 млн тонн CO2-эквивалента. Впервые конкурировать между собой проекты будут на отраслевой основе. Однако пока конкурсные лимиты не равнозначны, квоты части секторов могут остаться невыбранными – считают эксперты. Проектам же возобновляемой энергетики (кроме, разве что, производства пеллет) в таких условиях будет еще сложнее тягаться с энергетическими гигантами: «малой» энергетике не выдержать увеличившейся конкуренции в отраслевом списке «Энергетика»– считают представители общественных экологических организаций.

Напомним, что первый конкурс проектов совместного осуществления в рамках механизма совместного осуществления, был объявлен в феврале 2010 года. К настоящему времени Сбербанк провел два конкурса, в ходе которых было одобрено 33 проекта чуть менее чем на 60 миллионов тонн CO2-эквивалента - примерно 0,7% от общего объема квот, имеющихся в распоряжении у России (всего их около 8 миллиардов тонн). Лимиты третьего «киотского конкурса» на данный момент разделены так: 30 млн тонн — на проекты в области энергетики, столько же — на "промышленные процессы", а оставшиеся 10 млн тонн СО2-эквивалента — на проекты в области управления отходами. По мнению руководителя рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по изменению климата Михаила Юлкина, результатом отраслевого разделения станет высокая конкуренция в секторе "Энергетика". При этом, квоты по секторам "Промышленные процессы" "Отходы", скорее всего, останутся невыбранными. Эксперт приводит свой анализ ситуации разбив на группы проекты, неутвержденные в двух предыдущих тендерах: К категории «Энергетика», по оценке Михаила Юлкина, относится 31 проект общим объемом 24 633 145 тонн СО2-эквивалента. В соответствии с Приложением А Киотского протокола к этой категории относятся все проекты, так или иначе связанные с уменьшением сжигания ископаемого топлива для выработки энергии (включая повышение эффективности использования топлива при выработке энергии, перевод мощностей на природный газ, использование возобновляемых источников энергии и биотоплива, а также энергосбережение в обрабатывающих отраслях, таких как металлургия, цементная и целлюлозно-бумажная промышленность, т.д.). Сюда же входят проекты, направленные на уменьшение утечек парниковых газов при добыче топливно-энергетических ресурсов (включая утилизацию попутного нефтяного газа и шахтного метана). Категория «Промышленные процессы» это 6 проектов общим объемом 15 815 114 тонн СО2-экв. Это все проекты, связанные со снижением выбросов закиси азота при производстве минеральных удобрений. Категория «Отходы» - 4 проекта общим объемом 6 808 234 тонн СО2-экв. Это проекты, связанные с утилизацией свалочного газа, а также с использованием отходов для производства конечной продукции (пеллет)… Кроме того, по словам Михаила Юлкина, представители Сбербанка должны дать разъяснение потенциальным участникам конкурса о том, что проекты, направленные на энергосбережение в отраслях промышленности, могут подаваться на тендер и по сектору "Энергетика", и "Промышленные процессы". При этом проекты могут быть поданы на конкурс только по одному из секторов… Изменение процедуры проведения конкурса «киотских проектов» Сбербанка давно ожидаемо. В начале лета на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Президент РФ Дмитрий Медведев поручил согласовать проект нового постановления, упрощающего процедуру отбора и утверждения проектов совместного осуществления (JI) - одного из так называемых "механизмов гибкости" Киотского протокола. Однако пока процедурные изменения серьезного прорыва для поддержки реальных климатических проектов (какими, например, является возобновляемая энергетика) не сулят. Новый порядок подачи проектов по отраслевому принципу вряд ли сможет укрепить слабые позиции ВИЭ – обособление сектора «Энергетика» ставит проекты по альтернативной энергетике в условия еще большей конкуренции. Возможным процедурным выходом могло бы стать выделение отдельной номинации для относительно небольших проектов с упрощенным порядком рассмотрения, как это происходит в некоторых странах.