2-й конкурс российских проектов в рамках Киотского протокола – что будет выбрано – возобновляемая энергетика или поддержка углеродных монополистов?

Владимир Латка

Сбербанк России объявил о начале проведения экспертизы заявок, принятых на 2-й конкурс проектов совместного осуществления (ПСО - JI, Joint Implementation) в рамках Киотского протокола. Данных о результатах рассмотрения до сегодняшнего дня обнародовано не было. Сотрудничество в рамках ПСО может принести России 40 млрд. евро иностранных инвестиций и до 300 млн тонн снижения выбросов СО2.
В конкурсном отборе рассматриваются 58 проектных заявок. Перечень рассматриваемых проектов представлен на сайте Сбербанка России. По итогам 2-го конкурса будет распределяться 30 млн. единиц сокращения выбросов (ЕСВ), (ERU), каждая из которых эквивалентна 1 тонне выбросов СО2). Напомним, что на 1-ом конкурсе* был заявлен тот же объём, но Минэкономразвития в результате утвердило проекты, предусматривающие снижение эмиссии более чем на 40 млн. тонн (за время действия Киотского протокола, с 2008 по 2012 годы).

* Первый конкурс заявок на проекты совместного осуществления Сбербанк провел весной 2010 года, собрав 44 заявки от 35 компаний общим объемом сокращения в 77,5 миллиона тонн CO2-эквивалента. Из них 15 ПСО были утверждены Минэкономразвития РФ в конце июля 2010г. Первый проект, вошедший в число утвержденных – проект модернизации Шатурской ГРЭС - в конце августа начал рассматривать Комитет по надзору за совместным осуществлением (JISC).

Экспертиза осуществляется в соответствии с «Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», утвержденным ПП РФ № 843 и с «Правилами конкурсного отбора заявок…», утвержденными приказом МЭР РФ № 485. В соответствии с этими актами Сбербанк России является оператором углеродных единиц – структурой, через которую в рамках национальной процедуры торговли квотами осуществляется продажа ЕСВ (ERU). Проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола предполагают, что страна-донор инвестирует средства в проект по сокращению выбросов в принимающей стороне. По итогам осуществления проекта происходит сокращение выбросов, а ЕСВ передаются стране-донору.

Согласно одобренным правилам, отбор заявок будет осуществляться на основе соответствия трём основным критериям: энерго- и экологическая эффективность, технический и финансовый потенциал, экономический и социальный эффект проекта. Утверждать отобранные Сбербанком заявки будет Минэкономразвития РФ. Утвержденные проекты будут регистрироваться в реестре, который ведет это министерство.
Среди поданных на 2-й конкурс 58-и заявок значительную часть составляют заявки:

  • от энергогенерирующих компаний (11 заявок),
  • от металлургических предприятий (9 заявок),
  • от целюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий (9 заявок),
  • от нефте- и газодобывающих предприятий (8 заявок),
  • от химических и нефтехимических предприятий (7 заявок),
  • от цементных заводов (5 заявок).

Также поступили четыре проекта по модернизации теплоснабжения городов и поселков, и четыре заявки от предприятий, занимающихся утилизацией бытовых отходов. (Только последние четыре проекта, а также четыре проекта по утилизации кородревесных отходов на деревообрабатывающих предприятиях и один из проектов по теплоснабжению городов могут быть отнесены к проектам, способствующим развитию альтернативной энергетики.) Приятно отметить появление в числе заявок одного проекта от предприятия пищевой промышленности.

К сожалению приходится констатировать полное отсутствие в числе заявителей фирм – производителей энергогенерирующих установок, рассчитанных на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и комплектующих к ним, энергосберегающей техники и материалов, в том числе высокотехнологичных. Если никакого специального запрета (или фильтра) не было, то эта «странность» выявляет три нехорошие закономерности в структуре экономики, в управлении экономикой и в управлении подготовкой ПСО в России:

  • явный сырьевой перекос в структуре экономики,
  • нежелание, неготовность или неумение правительства и экономических ведомств стимулировать высокотехнологичные производства и отрасли, и в том числе энергетику на основе ВИЭ,
  • недостаточная, а возможно и плохая работа с возможными предприятиями – заявителями конкретно Минэкономразвития России и Сбербанка России (дирекции по управлению проектами в области энергосбережения), так как именно их работа могла в значительной степени скомпенсировать две первых отрицательных тенденции и способствовать вливанию ПСО в высокотехнологичную сферу.

Реализация целей, заявленных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года и в Основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г. (Утвержден РП РФ N 1-р от 08.01.09г.) опять пробуксовывает. Это касается как поддержки альтернативной энергетики, так и инновационного развития в энергетике в целом.

Приводим сокращенный список проектов поданных на 2-й российский конкурс ПСО по Киотскому протоколу с заявленными единицами сокращения выбросов по каждому из них.
Заявки энергогенерирующих компаний (суммарно 11 421 538 ЕСВ):

  • Строительство ПГУ-400 на Яйвинской ГРЭС (ОГК-4), Пермский край - 924 364 ЕСВ; строительство ПГУ-400 на Сургутской ГРЭС-2 (ОГК-4), Тюменская область - 2 344 040 ЕСВ;
  • строительство ПГУ-410 на Невинномысской ГРЭС (Энел-ОГК-5) – 1 296 735 ЕСВ и на Среднеуральской ГРЭС (Энел-ОГК-5) – 1 322 177 ЕСВ;
  • строительство Курганской ТЭЦ-2 – 849 422 ЕСВ; строительство газотурбинной теплоэлектростанции "Кожухово", г. Москва, – 809 849 ЕСВ;
  • строительство газотурбинной теплоэлектростанции "Терешково", г. Москва, – 627 472 ЕСВ;
  • расширение Южной ТЭЦ-22 (ТГК-1), г. Санкт-Петербург – 1 603 439 ЕСВ; реконструкция Первомайской ТЭЦ-14 (ТГК-1), г.Санкт-Петербург – 986 501 ЕСВ; развитие Тюменской ТЭЦ-1 (Fortum) – 997 625 ЕСВ; реконструкция гидроэлектростанций филиала "Невский" – 659 914 ЕСВ;

Заявки металлургических предприятий (суммарно 21 626 690 ЕСВ)

  • Внедрение электросталеплавильного способа производства стали на ОАО "ММК", г. Магнитогорск – 7 000 000 ЕСВ;
  • реконструкция производства на Северском трубном заводе – 2 241 465 ЕСВ; реконструкция производства на ОАО "Ашинский металлургический завод", г. Аша - 1 975 409 ЕСВ;
  • модернизация производства на ОАО "Амурметалл", г. Комсомольск-на-Амуре – 3 339 629 ЕСВ;
  • модернизация на производстве Группы ЧТПЗ – 2 338 874 ЕСВ;
  • модернизация на производстве компании "Эр Ликид Северсталь" – 514 726 ЕСВ; снижение выбросов перфторуглеродов на ОАО "РУСАЛ Красноярск" – 1 165 116 ЕСВ; реконструкция доменной печи на ОАО "КМЗ", г. Тула – 587 272 ЕСВ;
  • реализация энергоэффективных проектов на ОАО "НЛМК", Липецкая область - 2 464 199 ЕСВ.

Заявки целюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий (суммарно 7 011 674 ЕСВ)

  • Утилизация биомассы на ЦБК ОАО "Группа Илим", г. Братск – 1 391 280 ЕСВ; утилизация биомассы на ОАО "Сегежский ЦБК" – 284 370 ЕСВ;
  • утилизация биомассы на ОАО "Архангельский ЦБК" – 1 021 452 ЕСВ;
  • замена видов топлива и управление ликвидацией отходов на заводе КроноКлимат – 2 470 865 ЕСВ;
  • утилизация вторичного тепла за счет внедрения теплообменников фирмы "Альфа-лаваль" в филиале ОАО "Группа Илим", г. Усть-Илимск – 741 271 ЕСВ;
  • утилизация кородревесных отходов для выработки энергии на ЗАО "Лесозавод 25", г. Архангельск – 215 362 ЕСВ;
  • утилизация кородревесных отходов на производстве ОАО "Группа Илим" в г. Усть-Илимске – 612 590 ЕСВ;
  • утилизация кородревесных отходов на ОАО "Нововятский лыжный комбинат" – 172 705 ЕСВ;
  • производство топливных гранул из отходов деревообработки на ЗАО "Лесозавод 25", г. Архангельск, – 101 779 ЕСВ.

Заявки от нефте- и газодобывающих предприятий (суммарно 10 383 023 ЕСВ)

  • Утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ) на ООО "Енисей", г. Усинск, республика Коми – 159 596 ЕСВ;
  • утилизация ПНГ на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении - 588 349 ЕСВ; утилизация ПНГ на Сергинском нефтяном месторождении – 107 876 ЕСВ;
  • утилизация ПНГ на Харампурской группе месторождений компании ОАО "НК "Роснефть" – 1 500 000 ЕСВ;
  • утилизация ПНГ и производство электроэнергии на Хасырейском нефтяном месторождении – 711 277 ЕСВ;
  • утилизация ПНГ и производство электроэнергии на Южно-Хыльчуйском месторождении, Ненецкий АО – 1 300 000 ЕСВ;
  • эффективное использование ПНГ на объектах ОАО "Татнефть" – 115 925 ЕСВ; переработка ПНГ на Южно-Балыкском газоперерабатывающем комплексе – 5 900 000 ЕСВ.


Заявки от химических и нефтехимических предприятий (суммарно 12 255 011 ЕСВ)

  • Снижение выбросов закиси азота на предприятиях ОАО "Череповецкий "Азот" – 2 741 463 ЕСВ;
  • снижение выбросов закиси азота на ОАО "КуйбышевАзот" – 2 749 200 ЕСВ;
  • снижение выбросов закиси азота на предприятии ОАО "Минудобрения", г. Россошь, РФ – 4 058 676 ЕСВ;
  • утилизация сбросных газов на ОАО "Щекиноазот" – 153 721 ЕСВ;
  • использование сбросного газа в ООО ПО "Химпром" – 354 055 тонн;
  • Модернизация печей на предприятии ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", г. Пермь – 832 946 ЕСВ;
  • внедрение энергосберегающих технологий на ОАО "Нижнекамскнефтехим" – 1 364 950 ЕСВ.

Заявки от цементных заводов (суммарно 3 549 396 ЕСВ)

  • Энергоэффективное перевооружение на ОАО "Мордовцемент" – 1 170 036 ЕСВ; модернизация ЗАО "Савинский цементный завод" – 295 533 ЕСВ; модернизация на ОАО "Щуровский цемент" - 734 894 ЕСВ;
  • строительство новой технологической линии на ОАО "Сухоложскцемент" – 496 205 ЕСВ;
  • строительство нового энергоэффективного завода на ООО "Цемент", г.Сланцы – 852 728 ЕСВ.

Заявки по модернизации теплоснабжения городов и поселков ( суммарно 1 088 029 ЕСВ )

  • Комплексный проект по замене топлива и повышению энергоэффективности, г. Приозерск – 100 000 тонн СО2 эквивалента;
  • реконструкция центральных тепловых пунктов, г. Стрежевой, Томская область – 69 698 ЕСВ;
  • переход на энергию древесных отходов с угля, г. Онега, республика Карелия – 788 054 ЕСВ;
  • использование древесных отходов для теплоснабжения, п. Североонежск, Архангельская область – 130 277 ЕСВ.

Заявки от предприятий, занимающихся утилизацией бытовых отходов ( суммарно 4 813 868 ЕСВ)

  • Сбор и утилизация газа на полигоне "Широкореченский", г. Екатеринбург – 958 868 ЕСВ;
  • сбор биогаза на полигонах г. Москвы - полигон ДМИТРОВСКИЙ – 1 245 000 ЕСВ; полигон ХМЕТЬЕВО – 1 167 000 ЕСВ; полигон ТИМОХОВО – 1 443 000 тонн СО2 эквивалента.


Заявка от предприятия пищевой промышленности

  • Использование отходов маслоперерабатывающего производства для получения пара и электрической энергии на ОАО "Астон", Ростовская область – 229 827 тонн СО2 эквивалента.

РСоЭС считает необходимым поддержку в рамках не только проектов повышения энергоэффективности нефтегазовой отрасли и крупной индустрии. Механизмы Киотского Протокола должны поддерживать развитие возобновляемых источников энергии и энергосбережения, должны работать на будущее. В нынешних условиях, когда вероятность нового всеобъемлющего мирового соглашения по изменению климата ничтожна, развитие механизмов Киотского Протокола становится необходимым. Сотрудничество в рамках проектов совместного осуществления до 2020 года может принести России 40 млрд. евро иностранных инвестиций.

подготовка текста: Владимир Латка

Тип информации: