Energy Observer – уникальное морское судно на ВИЭ отправилось в Одиссею будущего

Кругосветное путешествие французского полностью автономного судна, работающего на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), наглядно демонстрирует: альтернатива ископаемому топливу реальна. До 2015 г. Energy Observer был обычным гоночным катамараном, и за два года его полностью переделали. Капитан судна Викторьен Эрюссар поделился историей создания: в одном из его путешествий по Атлантике случился блэкаут, что заставило задуматься о надёжности традиционных кораблей, которые, к тому же, зачастую грязные и всегда шумные. Будущее должно быть другим. Как отметил капитан, “если мы живем в рамках краткосрочной перспективы, то живем в кредит. И придется отдавать.”

18 июня Друзьям Балтики, представителям Климатического секретариата Социально-экологического союза, посчастливилось посетить катамаран, пообщаться с командой и воочию увидеть, как работает судно. Energy Observer совершил остановку в центре Петербурга у Адмиралтейской набережной, это уже 41-я остановка судна в кругосветном плавании, которое займёт 6 лет. Катамаран автономен за счёт выработки электроэнергии с помощью ВИЭ: солнечные панели площадью 170 м2 с максимальной мощностью 28 кВт, максимальная мощность выработки гидроэнергии – 4кВт, планируется увеличение до10 кВт. Energy Observer оснащён системой выделения водорода из воды путём электролиза. Водород используется в качестве топлива. До того, как вода «превращается» в водород, она очищается, так как различные вещества-загрязнители могут повредить установку. Водород – это вторичный источник энергии: для его производства нужна энергия, поэтому судно периодически вынуждено останавливаться для выработки энергии из других ресурсов. Однако такой источник энергии позволяет снизить количество аккумуляторов, необходимых для накопления энергии солнца.

Ещё одна особенность катамарана – так называемые Ocean Wings (крылья океана). Эта установка является своеобразным парусом и позволяет экономить энергию.

Помимо уникальности Energy Observer с точки зрения выработки электроэнергии, он имеет и ряд других преимуществ. При его работе не создаётся шумовое загрязнение, не происходит негативного влияния на биоразнообразие. Такие технологии, по словам Эрюссара, могут быть использованы и при строительстве грузовых судов. Для развития этой отрасли во Франции уже создан консорциум под названием «Energy Observer Development» (рус. развитие).

Интересно сравнение автономного катамарана со стандартными судами на ископаемом топливе. По словам капитана, средняя скорость двух таких судов сопоставимо. Средняя скорость Energy Observer составляет 5 узлов, максимальная – 12.

Хотя катамаран автономен в отношении выработки энергии, питьевую воду команда пока что закупает, хотя уже есть установка для очистки и опреснения. Сточные воды фильтруются, и очищенная вода используются для смыва в туалете, а твёрдая часть собирается и отправляется на утилизацию на суше. Все отходы на Energy Observer сортируются, кроме того, 90% установленных солнечных панелей подлежит переработке.

По словам капитана, водород в 4 раза эффективнее угля, в 3,5 – нефти, в 2,5 – природного газа.

Energy Observer – эксперимент, и команда постоянно работает над усовершенствованием технологий. Для плавания в Балтийском море было добавлено больше солнечных панелей из-за низкого солнца здесь по сравнению со Средиземным. Интересный факт: показатели по выработке солнечной энергии на Балтике и в Средиземном море оказались схожи. В скором будущем экипаж планирует введение в эксплуатацию второй установки по добыче водорода.

Технология по добыче водородного топлива развивается в Японии, Корее, Китае, США, Канаде, Северной Европе и Франции. Как отметил капитан катамарана, у РФ тоже большой потенциал: есть ресурсы для ВИЭ, с помощью которых может быть получена и энергия водорода. “Россия обладает огромным потенциалом с точки зрения альтернативной энергетики и могла бы стать крупнейшим игроком на рынке. Мы сейчас переживаем переход на новые источники энергии - нужно следовать этой модели,” – отметил Эрюссар. Сейчас технология извлечения водорода в 2-4 раза дороже классических источников, но с распространением таких систем цена будет падать, уверен капитан.

Ещё один факт об Energy Observer: команда судна не только занимается развитием технологий, но и работает в качестве СМИ. Съёмочная группа проекта встречается с людьми из разных городов и собирает лучшие практики по устойчивому развитию. Надеемся с их помощью узнать новые интересные технологии.

Тип информации: