Декомиссия

 

ДЕКОМАТОМ

проект сети экологических некоммерческих организаций, выступающих за открытость и общественное участие в вопросе будущего ядерных реакторов Северо-Запада России, выработавших плановый ресурс  

Плавучая атомная теплоэлектростанция “Академик Ломоносов”

Одним из громких событий Росатома в этом году, является окончание строительства плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» (ПАТЭС). Общественные эксперты Российского социально — экологического союза (РСоЭС) прослеживают хронологию событий создание этой станции от появления идеи до её реализации и задают вопрос: во сколько обошлось строительство ПАТЭС для бюджета нашей стране, а также отмечают другие особенности этого проекта.

Зарубежный опыт  

Росатом позиционирует данный объект как уникальный. Но сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Германии, в США данная технология применялась в 60-70-е года XX века.  

Плавучие реакторы предназначались для энергоснабжения различных стратегических объектов базирования вооружённых сил США за рубежом. Строительство АЭС на море также обосновывалось тем, что АЭС требуют огромное количество воды для охлаждения, с наличием которой в океане проблем нет.  

 

Плавучая АЭС Sturgis  

Так, в 1968-1975 году осуществлялся первый проект плавучей АЭС Sturgis для обеспечения энергией Панамского канала - за дело взялась компания Offshore Power Systems. Мощность той плавучей АЭС составляла 45 МВт.  

 

Энтузиазм был настолько огромным, что в США стали планировать постройку восьми подобных мобильных атомных станций общей мощностью 1150 МВт. Но данный проект не оправдал себя и в 1976 году первую американскую плавучую АЭС вывели из эксплуатации. Общественное мнение к середине 1970-х годов оказалось настроено против ядерной энергетики и авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 году еще более усугубила эти антиядерные настроения. При этом 180 млн. долларов, которые были вложены в технологию, «пошли на ветер».  

 

Баржа с атомным реактором «Стерджис»  

Та же участь постигла и баржу с атомным реактором «Стерджис». «Стерджис» несколько десятилетий простоял на якоре в штате Вирджиния, пока в 2012 году Министерство обороны США не приняло решение об его утилизации.  

 

Но и здесь не обошлось без форс-мажора. Изначально планировалось потратить на вывод из эксплуатации этого объекта энергетики 35 млн. долларов, но из-за задержек и задействовании дополнительного специального оборудования стоимость проекта пришлось увеличить до 51 млн. долларов. И, наконец, в сентябре 2018 года Управление инженерными войсками армии США отчиталось о завершении демонтажных работах на «Стерджисе».  

 

История с плавучими АЭС в Соединенных Штатах Америки не подошла к концу. Более 200 млн. долларов американские налогоплательщики потратили на эксперименты в области передвижных (мобильных) АЭС малой мощности. В результате стало ясно о полной экономической неэффективности данной технологии, и самое главное в области безопасности этих атомных станций. Власти прибрежных штатов совместно с общественностью были категорически против размещения подобных источников энергии у них под боком и проекты в этой области с треском провалились.  

 

Российский опыт   

 


Фото: ТАСС / Лев Федосеев

  

Строительство ПАТЭС началось в 2007 году на АО “ПО “Севмаш” в городе Северодвинск Архангельской области. В связи с тем, что сроки строительства ПАТЭС на “Севмаше” постоянно переносились, в 2008 году строительство было перенесено АО “Балтийский завод” г. Санкт-Петербург. Летом 2010 года начался монтаж реакторного и энергетического оборудования ПЭБ у причала АО “Балтийский завод”. В сентябре 2011 году городе Певек проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, где будет базироваться плавучая теплоэлектростанция. В октябре 2016 года началось строительство береговой инфраструктуры в городе Певек. 28 апреля 2018 года АО “Балтийский завод” приступил к буксировке плавучего энергоблока в город Мурманск на ФГУП “Атомфлот” для проведения комплексных испытаний. Буксировка несамоходного плавучего объекта с ядерным топливом не соответствует нормам международного права и чтобы избежать проблем, транспортировка ПЭБ производилась без него. 19 мая 2019 года плавучий энергоблок прибыл в Мурманск на “Атомфлот”. В июле этого года началась загрузка ядерного топлива, в ноябре произведен сначала пуск первого реактора, в конце месяца второго. В марте 2019 года реакторы вывели на 100% мощность. В апреле этого года комплексные испытания завершились. 26 июня ПЭБ получил от Ростехнадзора лицензию на эксплуатацию до 2029 года. 23 августа началась транспортировка в г. Певек. 14 сентября плавучий энергоблок прибыл в место базирования. В результате строительство плавучей теплоэлектростанции продолжалось больше 10 лет.  

 

Согласно информации газеты “Ведомости”, стоимость строительства плавучей станции оценивалась примерно в 30 млрд руб., из этой суммы более 7 млрд планировалось потратить на создание береговых сооружений. Окончательная стоимость проекта варьируется примерно от 50 млрд. до 70 млрд. рублей.  

 

«Стоимость одного кВт установленной мощности плавучей атомной станции - 7200 долларов. Эта сумма никогда не окупится. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации», - так оценил экономическую сторону проекта Герман Греф, будучи министром экономического развития. Для сравнения стоимость строительства тепловых станций на угле примерно в 3 раза ниже, примерно во столько же раз дешевле обойдется строительство геотермальных станций, которые уже сегодня обеспечивают Камчатку теплом и энергией. Стоимость электроэнергии плавучей АЭС на Камчатке будет намного выше той, что производит сегодня энергосистема полуострова с помощью геотермальных станций и ГЭС. 

 

Росатом утверждает, что плавучие реакторы будут экономически выгодны в отдаленных российских регионах, где электроэнергия стоит очень дорого. Например, на Камчатке.  Но по данным руководства Камчатки, себестоимость производства электроэнергии плавучих реакторов будет почти в 1,5 раза выше, чем себестоимость действующей генерации на полуострове. Установка ПАТЭС на Камчатке нанесет удар по экономике региона.  

 

Нельзя исключать риск аварий. Количество топлива, а значит и последствия радиационной аварии на ПАТЭС и, например, на ВВЭР-1000 различаются. Однако последствия аварии даже с тем количеством топлива, которое есть на ПАТЭС, могут быть значительны.  

 

В заключении нужно отметить, что срок эксплуатации ПАТЭС минимально запланирован на 36 лет с тремя циклами по 12 лет, когда необходимо будет осуществлять перезагрузку активных зон реакторных установок. В связи с этим придется построить замену на время перезагрузке станции. Это будет резервная ТЭЦ и дизельная электростанция с водогрейной котельной. Будет ли такой дорогой и опасный проект интересен для других стран и инвесторов? Скорее всего нет. В нашей стране, этот проект реализовать оказалось возможным, за счет государственного бюджета, то есть за счет нас, налогоплательщиков.  

 

Тонкости получение лицензии на эксплуатацию ПЭБ 

Согласно статье опубликованной на сайте Росатома, 27 июня 2019 года АО «Концерн Росэнергоатом» получил лицензию на эксплуатацию Плавучего ЭнергоБлока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» до 2029 года.  

 

На том же сайте опубликована новость о том, что 4 июля этого года исполнитель этого проекта АО «Балтийский завод» после всех испытаний, которые прошла эта энергетическая установка, передал заказчику АО «Концерн Росэнергоатом» плавучий энергоблок. Стороны подписали акт о передаче, пожали друг другу руки и остались довольны. Любопытно, что лицензию выдали концерну до подписания акта приемки — передачи энергоустановки, по сути ПЭБ еще находился во владении АО «Балтийский завод», а лицензию на 10 лет эксплуатации получил АО «Концерн Росэнергоатом». Именно получил, а не подал документы для выдачи лицензии как новый владелец ПЭБ.  

 

Этой оперативности позавидовали бы представители бизнеса, которые занимаются эксплуатацией промышленного оборудования требующей получения лицензии от Ростехнадзора. В прошлом году Росатом планировал начать буксировку ПЭБ «Академик Ломоносов» в город Певек — место эксплуатации энергоустановки в середине июля, потом  планы концерна сдвинулись, речь шла уже об августе 2019 года.  

 

Скорее всего, причина такой оперативной выдачи лицензии Ростехнадзором юридическому лицу, который не является собственником данной установки, вызвана сроками буксировки. В общем, государственная структура Ростехнадзор выдала лицензию государственной корпорации Росатом без задержек и проволочек ещё до того как концерн стал полноправным владельцем ПЭБа.  

 

Подобный «самоконтроль» был и в СССР, но в то время не было частных предприятий и поэтому вся надежда была на независимую оценку экспертов контролирующей организации их порядочностью в совокупности с ответственностью перед обществом.   

 

На данный момент плавучий энергоблок находится у причала г. Певек. В самом городе ведутся работы для подключения энергоблока в сеть. На сколько этот проект будет эффективен, покажет будущее. Остается надеяться, что эксплуатация ПАТЭС не повлечет за собой каких-либо аварийных последствий в этом регионе.  

 

Юрий Иванов  

Дарья Матвеенкова

Тип информации: