В Копенгагенском Соглашении Россия ослабила свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов по сравнению с целями, заявленными ранее

Рашид Алимов

Россия официально заявила, что планирует сокращение выбросов на 15-25% от уровня 1990 года, при этом уровень сокращений будет зависеть от того, будет ли учтен потенциал российских лесов в контексте вклада в сокращение выбросов и примут ли на себя юридически значимые обязательства «все крупнейшие эмитенты».
Об этом говорится в письме от 29 января, направленном исполнительному секретарю Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) Иво де Боеру. Письмо подписал и.о. руководителя Росгидромета Александр Фролов.
Конкретные объемы сокращений были направлены в РКИК ООН в соответствии с Копенгагенским соглашением (Copenhagen Accord) 55 странами. На эти страны в совокупности приходится 78 процентов глобальных выбросов.
Численные обязательства стран с их комментариями опубликованы на сайте Климатической конвенции ООН http://unfccc.int/home/items/5264.php.

Российский социально-экологический союз считает, что российские обязательства могли бы быть более амбициозными. В данном случае произошел откат назад по сравнению с цифрами, озвученными в декабре президентом Медведевым во время конференции в Копенгагене.

РСоЭС считает, что даже цель снижения выбросов на 25% - это более чем скромный ориентир, которому наша страна может следовать без специальных мер. При этом РСоЭС согласен с тем, что российские бореальные леса должны быть отражены в соглашении по климату наравне с тропическими лесами, и им должно быть уделено значительное внимание, как крупнейшему природному хранилищу углерода. Но заявленные теперь цели сокращения на 15-25% от уровня 1990 года поставленные в зависимость от учета лесов и от позиции основных эмитентов – это неконструктивная позиция. Это ставит под сомнение заявление президента Медведева в Копенгагене о том, что Россия будет сокращать выбросы, «независимо от того, сможем ли мы даже здесь договориться по всем существенным принципам, независимо от наличия юридически обязывающего соглашения ...нам самим это выгодно».

Получается, что, ожидая учета бореальных лесов в механизмах UNFCCC и ожидая обязательств крупнейших эмитентов мы будет проводить невыгодную России политику отказа от повышения энергоэффективности?

С учетом резкого спада выбросов в 90-е годы прошлого столетия, обязательство снизить выбросы на 15-25% от уровня 1990 года соответствует росту выбросов от уровня сегодняшнего дня более чем на 10 %, и не означает принятия существенных мер энергоэффективности. РСоЭС считает, что в период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65 % от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов, что означает цель снижения выбросов -35%.

При этом, например, Беларусь обязалась к 2020 снизить выбросы на 5-10% от уровня 1990 года, обязательства Евросоюза – снижение на 20-30% , обязательства Норвегии – 30-40%, обязательства США – 17% . По признанию исполнительного секретаря РКИК ООН де Боера, имеющиеся на данный момент обязательства стран в сумме недостаточны для того, чтобы остановить необратимые климатические изменения и требуются «большие амбиции».
В РКИК ООН участвует 194 стороны (страны, а также Европейский союз как отдельная сторона наряду с членами ЕС). Большая часть сторон РКИК присоединилась к Киотскому протоколу, в Приложении 1 которого фигурирует 37 промышленно развитых стран, в том числе Россия, взявших на себя юридически закрепленные обязательства по ограничению и сокращению выбросов. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012, конференции ООН в Копенгагене в декабре 2009 не удалось ни принять нового договора, ни договориться о продлении срока действия существующего Киотского протокола. Климатические переговоры будут продолжены летом в Бонне, а затем в декабре в Мексике.

География: