Арктическая Программа Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз»

*** Программа в новой редакции одобрена 11 декабря 2017 года решением 13 Конференции РСоЭС.  В разработке программы приняли участие следующие регионы: Республика Бурятия, Республика Коми, Мурманская область, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ.

Общие положения

Арктическая Программа (далее по тексту — Программа) общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз» (далее по тексту — РСоЭС) охватывает разнообразные вопросы устойчивого развития регионов, включенных в арктическую зону России*).

*) Согласно Указа Президента РФ от 02.05.2014 N 296 (ред. от 27.06.2017) "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", в арктические регионы России входят полностью или частично территории девяти субъектов: республик Саха (Якутия), Коми, Карелия (с 2017 г.), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов.

Программа формируется на основе региональных инициатив членов РСоЭС, открыта для присоединения и осуществляет сотрудничество с другими общественными организациями, в том числе международными, цели которых не противоречат уставным целям РСоЭС, а также с партнерами из коммерческих предприятий, органов власти различного уровня, организаций науки, культуры и образования, средств массовой информации.

Реализация Программы осуществляется в следующих взаимосвязанных тематических направлениях, соответствующих деятельности Арктического Совета, Северного форума и других международных организаций:

  • природа (животный и растительный мир, особо охраняемые природные территории и др.);
  • коренные народы (сохранение и развитие языка и культуры, среды обитания);
  • климат;
  • устойчивое развитие территорий (регионов, отдельных муниципалитетов, экономических районов (согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОК 024-95)).

Ввиду своего территориального характера реализация Программы дополнительно к своим самостоятельным направлениям включает в себя тематическую деятельность и других программ РСоЭС, проводимую в Арктических регионах России. Направления координируются ответственными лицами из числа членов РСоЭС по согласованию с руководителем (координатором) Программы.

Работа по направлениям осуществляется в рамках проектов, акций и кампаний регионального, межрегионального и международного характера согласно внутренним документам РСоЭС.

Программа имеет рамочный характер, т.е., единую платформу и следующие общие подходы к реализации тематических направлений:

  • концепция Больших Морских Экосистем, которая рассматривает функционирование экосистем Арктических морей вместе с прилегающими к ним водосборными бассейнами впадающих в них рек. К Арктическим морям отнесены: Баренцево и Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово и Охотское моря и, соответственно, их водосборные бассейны. Таким образом, территория деятельности Программы не ограничивается только субъектами Российской Федерации, включенными в Арктическую зону России.
  • экосистемный подход как основной инструмент реализации устойчивого развития, т. е. при рассмотрении изменений в окружающей природной среде, среде обитания в целом следует анализировать происходящие процессы и явления в живой природе, включая человека, и возникающие при этом социальные и экономические проблемы;
  • международный принцип предосторожности, согласно Принципу 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.) и иным международным соглашениям;
  • принципы участия общественности в процессе принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды (согласно Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция] (1998 г.) и соответствующим положениям российского законодательства);
  • международный принцип свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов, согласно Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 г.). Наряду с признанием других прав, в этой Декларации отдельно упомянуто их право на свободное, предварительное и осознанное согласие (СПОС), которое является необходимым условием любой деятельности, имеющей отношение к их исконным землям, территориям и ресурсам;
  • иные международные принципы и успешные практики, широко используемые в вопросах охраны окружающей природной среды.

Постановка проблемы

Согласно «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» текущее состояние социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации характеризуется наличием разнообразных рисков и угроз в социальной и экономической сферах, сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Наличие данных рисков и угроз негативно влияет на основные национальные интересы Российской Федерации в Арктике, среди которых приоритетными являются (1) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества и (2) сбережение уникальных экологических систем Арктики.

Управление рисками и устранение угроз предполагается осуществить путем перехода на устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, которое реализуется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества.

Цель Программы

Основная цель — содействие устойчивому развитию субъектов Российской Федерации, включенных в Арктическую зону России путем партнерского участия в обеспечении экологической безопасности их социально-экономического развития, сохранении культурного наследия проживающих в них коренных народов, физического и духовного здоровья населения данных территорий. Содействие организуется мероприятиями неполитической формы, т.е. не входящими в политическую деятельность (деятельность иностранного агента) по смыслу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Задачи Программы

  Деятельность программы сфокусирована на решении следующих основных задач программы:

  1. осуществлять информационно-аналитическое сопровождение субъектов Российской Федерации, включенных в Арктическую зону России, посредством участия в общественных и государственных экологических, этнологических экспертизах, публичных слушаниях, иных формах общественного участия и гражданской активности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятиях дополнительного образования и просвещения, касающихся процессов освоения российской Арктики;
  1. осуществлять пропаганду и продвижение наилучших доступных технологий экологически дружелюбного, грамотного промышленного освоения территорий (например, альтернативная энергетика, энергосбережение, экосистемное планирование и пр.), а также технологий гармоничного управления иными процессами устойчивого развития, в том числе на основе «принципа предосторожности».

Механизмы реализации

Для реализации поставленной цели и решении задач программа использует следующие механизмы:

  1. конструктивное взаимодействие с различными юридическими лицами и персонами,  участвующими в развитии Арктической зоны России (органы законодательной, исполнительной, судебной властей национального, регионального и муниципального уровней; коммерческие предприятия; организации науки, культуры и образования; некоммерческие объединения, гражданские активисты, лидеры общественного мнения; средства массовой информации субъектов Российской Федерации).

Среди неполитических способов взаимодействия основными, но не исключающими и не ограничивающими использования иных способов взаимодействия, являются:

  • официальная переписка ходатайствующего, справочно-разъяснительного характера;
  • участие в коллегиальных органах, в официальных публичных обсуждениях проектов нормативно-правовых актов;
  • организация и участие в общественном мониторинге исполнения законодательства, общественного контроля реализации социально-экологической ответственности предприятий, в разработке и реализации совместных проектов.
  1. тематические проекты, кампании Программы, которые формируются на основе региональных, муниципальных и личных инициатив членов РСоЭС. Любой член или партнер РСоЭС может обоснованно инициировать тематические проекты, кампании содействующие достижению целей и выполнению задач Программы. Документация проектов, кампаний составляется с учетом международных и российских стандартов и методических рекомендаций проектной деятельности, проектного управления.

Ресурсы программы

  • Интеллектуальный потенциал и организационные возможности индивидуальных членов и организаций-членов РСоЭС,
  • Развитие партнерства;
  • Проектная деятельность.

Участники

  • Члены РСоЭС,
  • Партнерские организации, индивидуальные участники (эксперты, лидеры общественного мнения).

Стратегический план на 2018-2020 годы:

  1. Информационное сопровождение деятельности Программы (подготовка и публикация справочной, новостной, аналитической информации на информационных площадках РСоЭС, иных ресурсах)
  2. Интеграция с другими программами, подпрограммами, проектами, кампаниями РСоЭС.
  3. Подготовка и реализация тематических проектов, кампаний по направлениям.
  4. Развитие международного сотрудничества.

Управление Программой

Управление Программой осуществляет координатор Программы во взаимодействии с Советом РCоЭС, руководителями проектов и направлений Программы, а также с участниками выполнения мероприятий Стратегического плана Программы.

Координатор Программы на период 2018-2020 гг.: Андрей Тентюков (Республика Коми, г.Сыктывкар, тел. моб. +7(912)1720554, электропочта: atentyukov@yandex.com).