Как вовлечь молодежь в действия по защите климата? Формат: климатическая школа

Как создать интерактивную площадку, которая может объединить молодых людей в борьбе с климатическим кризисом? Какой должна быть по-настоящему крутая климатическая школа? Какие навыки и знания невозможно получить в университете и на онлайн-платформах? Эти и другие важные вопросы рождались в процессе встречи, посвященной обмену опытом и поиску новых форматов просвещения молодежи.

Двухдневный семинар собрал команду из экспертов, представителей общественных организаций и движений из Архангельска, Петербурга, Москвы и Берлина, включая экспертов Климатического секретариата Российского социально-экологического союза (РСоЭС) и участников Климатической программы Союза. На встрече обсуждали подходы в организации лагерей, школ и мастер-классов, посвященных проблемам климата и отходов, и разработали разносторонний план организации климатической школы для заинтересованной молодежи.

Школы и лагеря можно организовывать по-разному. Анастасия Кочнева из Движения 42 рассказала о лагере, который уже несколько лет проходит в Архангельской области. Молодые активисты из съезжаются из России и заграницы, чтобы познакомиться, поделиться опытом собственных действий в защиту климата и приобрести новые знания и навыки. Часто они организовывают лагерь в лесу или в деревне, живут в палатках, готовят на полевой кухне вегетарианскую еду, собирают раздельно мусор, который потом забирают с собой на переработку, используют только многоразовую посуду и заряжают гаджеты от портативных солнечных панелей. Главное - чтобы у участников была возможность самим формировать программу выезда: так они будут чувствовать себя полноценными участниками процесса и могут внести свой вклад в образование остальных - ведь у каждого есть знания и опыт, которыми можно поделиться с другими.

Ольга Сенова, директор АНЭО Друзья Балтики и руководитель Климатического секретариата РСоЭС, поделилась опытом образования по климату, энергии и ресурсам в проекте ШПИРЭ, подходам к организации просветительских программ среди школьников. Ольга отметила, что к разным возрастным группам нужен разный подход. Младшим школьникам интереснее узнавать новое в игровом формате, а материал должен быть максимально прост и понятен. Для старших школьников подойдет научный подход. К тому же, они уже думают о выборе профессии, поэтому важно не только говорить о проблеме и решениях, но и показать профессиональные перспективы. Например, востребованные рабочие места создает активно развивающаяся индустрия возобновляемой энергетики. Работающей молодежи интересны практические решения: как они сами простыми действиями могут помогать сохранять климат каждый день. В этом заключается один из важнейших принципов просвещения от Друзей Балтики и РСоЭС: рассказывать о том, какие действия может предпринять каждый из нас, и показать, что сделать вклад в сохранение окружающей среды и климата - проще, чем кажется, а глобальные изменения нужно начинать с себя.

Именно об этом говорила и Марианне из UfU e.V., независимого института экологических проблем, который является одновременно научной и неправительственной организацией и находится в Берлине. Марианне отметила, что важно рассказывать об ответственности на всех уровнях: личном, местном, национальном и глобальном. А перед началом разработки программы любого мероприятия - обязательно задать вопрос потенциальным участникам или представителям целевой группы, что им действительно интересно узнать и чему научиться.

Один из ключевых принципов для людей, вовлеченных в защиту окружающей среды, по-английски звучит как “Walk the talk”. Это значит, что недостаточно просто говорить о проблеме и решении - нужно подавать пример собственным поведением. Так, все спикеры детского лагеря “Зеленый Шаг”, опытом организации которого поделилась Анна Зив (Голоса за животных, Мусора Больше Нет), практикуют растительное питание, экономию ресурсов и раздельный сбор отходов.

Хорст Вайнлих, пожалуй, самый опытный из гостей, рассказал, как активисты из разных стран, а часто даже из конфликтующих регионов, собираются вместе и отправляются в путешествие, например, в Сибирь или в горы. Важно не только слушать лекции и участвовать в тренингах. Необходимо познакомиться с окружающим пространством вокруг, прогуляться в лес (хорошо, если с гидом-биологом), узнать о растениях и животных, которые населяют пространство, разобраться, какие ягоды и грибы съедобные, как ориентироваться на местности и, возможно, попытаться понять, как изменение климата уже отразилось на этой территории. Хорст особенно отмечает важность групповых практик: совместной физической активности, медитаций, ночевки на дикой природе. Совместные активности помогают сделать из группы незнакомцев близких людей.

Недостаточно просто организовать пространство для образовательной деятельности, нужно находить способы вовлекать людей в действия в защиту климата. Анна Гаркуша, эксперт Ассоциации РазДельный Сбор, говоря о повседневных решениях, отметила, что создание общественного запроса - это эффективная мера, поэтому мы должны четко понимать, что мы можем предложить молодежи в качестве повседневных практик, чтобы они знали, как они предотвращают глобальное потепление.

Павел Лыба (волонтерский проект Freecycle) рассказал о том, как он проводит бесплатные мастер-классы по превращению “мусора” в полезные и красивые предметы - на них приходят десятки людей. Татьяна Никишова из Ассоциации Зеленых ВУЗов поделилась опытом вовлечения через студенческие квесты. А Татьяна Шауро из крупнейшей международной климатической сети Climate Action Network рассказала о трендах в климатических действиях и о возможностях вовлечения молодежи. Татьяна считает, что молодых людей привлекают амбициозные цели и идеи, например, инициатива городов в переходе на 100% возобновляемую энергетику, а также техническая сторона вопроса: как я могу сам(а) установить и починить солнечную панель, насколько она эффективно работает? Эффективными считаются и мобилизации, например, Действуй за климат!/Rise for Climate!, и влияние на производителей (к примеру, аудит брендов, проведенный в 2018 году #BreakFreeFromPlastic). Но наиболее простой способ привлечь внимание людей к проблеме изменения климата - отсылка к собственному опыту. Поэтому в контексте кризиса важно говорить о влиянии на здоровье человека. Например, рассказать о волнах жары и загрязнении воздуха в городах.

После обсуждений прошел мозгоштурм и дискуссия о том, каким должен быть настоящий, интересный и продуктивный климатическая, какие правила организации нужно ввести, какие информационные блоки и тренинги включить в программу. Особенно важно было обсудить наполнение будущей климатической школы с участником движения школьных акций в защиту климата Fridays For Future. В разработке мы учли опыт и рекомендации всех экспертов и получили первые наработки организационной составляющей климатической школы и её просветительской программы.

Семинар проходил в рамках международного проекта ACCT! - Acting on Climate Change Together, цель которого - разработать пять инновационных просветительских форматов, которые помогут молодежи в северо-западном регионе России получить знания об изменении климата и навыки, чтобы с этими изменениями бороться. Проект входит в программу EuropeAid, финансируемую Европейской комиссией. Этот семинар – один из цикла встреч проекта, каждая из которых посвящена разработке образовательного формата, нацеленного на повышение информирования молодежи о климате и мотивирование их к собственным действиям для снижения негативного влияния человека на климат. Среди партнеров проекта: эксперты экологической некоммерческой организации Друзья Балтики, члены климатического секретариата РСоЭС, Движение 42 - участники климатической программы из Санкт-Петербурга и Архангельска, Русско-немецкое бюро экологической информации, Русско-немецкий обмен (DRA), UfU e.V. и Санкт-Петербургский Политехнический университет имени Петра Великого.

Этот проект дает важный эффект синергии, объединения усилий с климатической программой и климатическими действиями РСоЭС и проектом SPARE/ШПИРЭ.

Тип информации: