Резолюция по климату и энергетике V всероссийской конференции Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики» | Российский Социально-экологический Союз

Резолюция по климату и энергетике V всероссийской конференции Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики»

Резолюция по климату и энергетике V всероссийской конференции Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики»

2-4 ноября 2012 года, Санкт-Петербург

Неправительственные организации (НПО) отмечают важность принятых в России в последние годы нормативных актов – таких, как Федеральный Закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Энергетическая Стратегия РФ на период до 2030 года, Климатическая Доктрина РФ и Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 года.

Подчеркивая, что международные климатические соглашения в целом отвечают национальным интересам России по модернизации и технологическому обновлению, мы призываем Президента и Правительство Российской Федерации обеспечить выполнение дополнительных и немедленных мер, необходимых для реализации действенной международной и национальной политики в области климата и энергетики:
На международном уровне:

  • Приложить все усилия для принятия Конференцией ООН 2012 года UNFCCC COP-18/MOP-8 необходимых решений для всеобъемлющего юридически обязательного соглашения, которое должно быть выработано к концу 2015 года. Соглашение должно быть таким, чтобы нынешний рост глобальных антропогенных выбросов парниковых газов был остановлен не позднее 2020 года.
  • Соглашение должно отвечать стратегической цели – снижению к 2050 году глобальных выбросов как минимум на 50% от уровня 1990 г., при этом в развитых странах снижение должно быть не менее 80%. Россия должна отстаивать это точку зрения.
  • Россия должна поддержать поправку к Киотскому протоколу, регламентирующую второй период его обязательств.
  • Россия должна присоединиться ко второму периоду обязательств Киотского протокола, что позволит сохранить вектор развития проектов совместного осуществления.
  • Внести предложение о разработке и принятии решением РКИК ООН схемы зеленых инвестиций, направленной на глобальное сохранение всех типов лесов и водно-болотных угодий. Особое значение имеет научно обоснованный, четкий и прозрачный учет поглощения и эмиссии парниковых газов наземными экосистемами, включая леса, почвы, водно-болотные угодья и торфяники. Новое соглашение должно обеспечить сохранение экосистемных функций как тропических, так и бореальных лесов, лесов умеренного пояса, водно-болотных систем и зон вечной мерзлоты.

На национальном уровне:

  • Принять национальную стратегическую цель на 2050 г.: снижение выбросов как минимум на 50 % от уровня 1990 года суммарно по всем источникам и поглотителям, и стремиться к 80% снижению. Комплексный план выполнения Климатической Доктрины дополнить разработкой «дорожной карты» такого снижения выбросов парниковых газов.
  • Принять национальную цель на 2020 год по выбросам парниковых газов – удержать нынешний рост на уровне не более 75% от базового уровня 1990 г. (без учета поглощения лесов).
  • Принять решение о дате остановки роста выбросов, которое соответствует достижению заявленной цели национальной по 40 % снижению энергоемкости экономики за 2007 - 2020 гг.
  • Разработать четкие национальные приоритеты и план действий по уменьшению выбросов сажи («черного углерода») и снижения их влияния на здоровье людей и климат. Этому может содействовать международная Рамочная коалиция «Климат и чистый воздух», решение о присоединении к которой Россия приняла в 2012 г.
  • Переориентировать субсидирование атомной энергетики и ископаемого топлива на государственную поддержку производства возобновляемых источников энергии и оборудования для них, энергосберегающих материалов для строительства и энергоэффективного оборудования.
  • Переориентировать развитие тарифной системы в интересах национальной экономики и потребителей, а не монополистов, чтобы система тарифов на энергоносители стала механизмом стимулирования энергосбережения.
  • Дополнить Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ и соответствующие государственные документы по его выполнению разработкой мер снижения выбросов парниковых газов от транспорта, а также по климатической адаптации плотинных ГЭС.

По вопросу роли естественных экосистем в проблеме изменения климата мы подчеркиваем, что леса и болота являются не только регуляторами процессов, связанных с парниковым эффектом, но и также поддерживают режим естественного речного стока, в частности, в бассейн Северного Ледовитого океана, играющего одну из ключевых ролей в формировании региональных и глобальных климатических изменений.

Наряду с этим лесные экосистемы в бассейнах рек позволяют снизить риски катастрофических наводнений и паводков в периоды снеготаяния и обильных осадков.
Кроме того, бореальные леса являются исконной средой обитания коренных народов, тесно живущих с природой и наиболее подверженных изменению климата. В связи с этим считаем необходимым выполнение следующих мер:

По поглощению СО2 лесами России и сохранению климаторегулирующих функций лесов следует разработать отдельную национальную цель, которая бы стимулировала устойчивое и экологически грамотное ведение лесного хозяйства в долгосрочной перспективе.

Отмечая, что одним из эффективных механизмов сохранения экосистемных функций лесов и увеличения стока углерода, не требующим существенных сторонних бюджетных вливаний, может выступать устойчивое лесопользование местных сообществ коренных народов, считаем необходимым создание специальной соответствующей категории лесов.

Мы также считаем необходимым строго соблюдать установленные законодательством России нормы, обеспечивающие участие общественности в принятии решений по вопросам энергетики и климата, учитывать мнение местного населения и экологических организаций. Мы готовы к гражданскому диалогу по вышеупомянутым проблемам.

Участники V всероссийской конференции Российского Социально-экологического союза «Участие общественности в развитии гражданского диалога по вопросам изменения климата и устойчивой энергетики» (2-4 ноября 2012 года, Санкт-Петербург, 53 участника из 24 регионов РФ).