О результатах обзора мероприятий в субъектах РФ по выполнению Климатической Доктрины Российской Федерации | Российский Социально-экологический Союз

О результатах обзора мероприятий в субъектах РФ по выполнению Климатической Доктрины Российской Федерации


В 2014 и 2015 годах Общероссийская общественная организация «Социально экологический союз» (РСоЭС) проводила опрос регионов по выполнению Климатической доктрины РФ. Были отправлены письма по все регионы России с запросом о предоставлении информации.

Полученные ответы показали, что в большинстве регионов пока не проводится системной работы в области изучения последствий изменения климата для конкретных территорий, разработки мер адаптации для различных сфер деятельности и инфраструктуры городов, сельских территориальных образований, нет комплексных мер снижения выбросов парниковых газов – за исключением мероприятий в рамках региональных программ энергосбережения и энергоэффективности. Целый ряд регионов не ответил на запрос (В 2014 году ответило 67 регионов, не ответило 16. В 2015 году ответило 65 регионов, не ответило 20).

В то же время в некоторых регионах осуществляются первые шаги в построении комплексных планов климатических действий:
• В 2009 г. была разработана модельная климатическая стратегия устойчивого развития для Мурманской области.
• В декабре 2013 года принят «План действий в сфере изменения климата в рамках сотрудничества в Баренцевом регионе на 2013-2015 гг.».
• В марте 2014 подготовлен план действий по разработке региональных климатических стратегий в Баренцевом регионе на 2014-2015 гг. Эти планы затрагивают Мурманскую, Архангельскую области, Республики Карелия, Коми и Ненецкий АО.
• 29 сентября 2015 года была представлена первая версия региональной климатической стратегии для г. Санкт-Петербурга.
• Правительством Республики Тыва разработан план мероприятий по снижению выбросов парниковых газов на период до 2018 года.
• Утвержден «План мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов в Республике Крым».
• Разработан план действий по исследованиям регионального изменения климата и его возможного влияния на социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа.
• Разработан и реализуется «План мероприятий Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению к 2020 году сокращения выбросов парниковых газов»;

Многие регионы писали, что провести инвентаризацию парниковых газов из-за нехватки нормативно правовой базы или финансов не возможно. Например Волгоградская область считает, что «добровольная инвентаризация пока не возможна, так как акт в указанной сфере до настоящего времени не принят, механизм реализации не урегулирован». При том, что 22.04.2015 вышло Распоряжение Правительства РФ N 716-р <Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в РФ>, которое непосредственно вменяет регионам обязанность учитывать выбросы парниковых газов.

Есть регионы, которые, не ссылаясь на недостаточность нормативной базы, осуществляют учет выбросов парниковых газов в масштабах субъекта: Архангельская область, Ленинградская область, Ненецкий автономный округ, Свердловская область, Республика Татарстан Республика Тыва, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Следующие регионы планируют провести инвентаризацию в ближайшее время: Кировская область, Сахалинская область, Ярославская область.
В Саратовской области и Республике Саха (Якутия) методические рекомендации по добровольной инвентаризации выбросов парниковых газов доведены министерством природных ресурсов до крупных предприятий региона.
В Москве ведется учет парниковых газов в воздухе по проекту Carbon Disclosure Project (CDP).

В ряде регионов осуществляются отдельные мероприятия, которые также могут быть хорошим примером климатических действий.
1. Несмотря на то, что, согласно ответам некоторых регионов, план сокращения выбросов парниковых газов к 2020 до уровня 75%, «не входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и формально это так, тем не менее в ряде регионов осуществляются меры снижения выбросов парниковых газов:
• Во многих субъектах РФ есть успешные примеры реализации региональных программ энергосбережения и энергоэффективности, включая переход на энергоэффективное освещение в зданиях и улицах, улучшение теплоизоляции зданий, энергоэффективную модернизацию теплоснабжения и другие меры. В частности.
• Целевая программа «Модернизация систем коммунального теплоснабжения Курганской области на 2010-2015 годы» (модернизация 600 котельных, утепление теплотрасс и т.д.) позволит сократить выбросы парниковых газов на 86,17 тыс. тонн в год.
В Свердловской области выполнена оценка программ социально-экономического развития, потенциала сокращения эмиссий парниковых газов и разработка плана по реализации Киотского протокола в Свердловской области; в рамках областной программы по энергоэффективности с 2006 года энергопотребление снижено на 20%, экономия ресурсов составила 13236 т.у.т./год; принято распоряжение «Об использовании энерго- и ресурсосберегающего оборудования при переводе электрокотельных на альтернативные виды топлива»; принято распоряжение «О внедрении энерго- и ресурсосберегающих систем управления электроприводами технологического оборудования на промышленных предприятиях и ЖКХ…» (позволило сэкономить 2460 т.у.т./год); реализуется проект ЕС EuropeAid/126554/C/SER/RU «Привлечение инвестиций в энергоэффективные проекты регионов России» (подготовлен энергобаланс, произведен расчет факторов эмиссий, оценка потенциала энергоэффективности, оценка динамики выбросов, разработка документов по территориальному планированию и т.д.).
В Санкт-Петербурге выполняется организация работ по обеспечению учета выбросов на крупных предприятиях (2014-2015 годы); ведется разработка инструментов государственной поддержки проектной деятельности и реализация проектов сокращения выбросов (2014-2018 годы); идет разработка сценариев экономического регулирования выбросов парниковых газов и возможного принятия дополнительных мер по ограничению выбросов (2016 год и далее).
В Республике Марий-Эл осуществляются целевые программы для малого и среднего бизнеса по модернизации производств, внедрению энергосберегающих технологий, снижению энерго- и ресурсоемкости, переработке.
• Во многих регионах осуществляется перевод автомобилей и сельскохозяйственного транспорта на газ.
В Республике Башкортостан реализуется план внедрения Системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты» (включающих высокие требования по энергоэффективности зданий).
• В ряде нефтедобывающих регионов осуществляются мероприятия по увеличению коэффициента использования попутно-добываемого газа.
В Москве ведется учет парниковых газов в воздухе по проекту (Carbon Disclosure Project). Снижение выбросов парниковых газов за 2012 год составило 6 216,86 тыс. тонн СО2-экв. В рамках действий по снижению выбросов парниковых газов от транспорта внедряются «меры сдерживания моторизированной мобильности в виде платных паркингов в центре города»; с сентября 2015 года будут установлены требования к грузовому транспорту о соответствии определенному экологическому классу.
В г. Казань в 2013 году в начата реализация проекта «Сокращение выбросов парниковых газов от авто транспорта в городах России» до 2017 года (создание единого городского центра управления дорожным движением, создание центрального органа по мониторингу воздействия транспорта, организация перехватывающих парковок, использование гибридных и электро автомобилей и т.д.), реализуется государственная программа по развитию рынка газомоторного топлива; реализован проект производства биогаза из фекальных сбросов.
В Удмуртской Республике была реализована республиканская программа по газификации (перевод котельных, жилых домов, автомобилей и т.д.) – это снизило самозаготовку дров населением на ООПТ; на всех автозаправках внедрена система дыхательного устройства топливных резервуаров – снижение выбросов на 95%; с целью снижения выбросов от пробок внедряются автоматизированные системы регулирования дорожного движения; осуществляется контроль поступающего в республику топлива; внедряется система утилизации попутного газа; завершена исследовательская работа о подготовке реестра выбросов парниковых газов.
В Ямало-Ненецком АО - в 2013 году разработаны проекты стандартов по управлению выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов для 3-х уровней; разработана система управления выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе парниковых газов, в атмосферу автономного округа; создан кадастр источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; планируется разработать рекомендации по снижению выброса парниковых газов; выполнен расчет объема выбросов парниковых газов в муниципальных образованиях; началось строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) осуществляется в ряде субъектов РФ:
В Республике Алтай в 2013 году запущена автономная солнечная гибридная электростанция в поселке Яйлю; в 2014 году в селе Кош-Агач запущена крупнейшая в России первая сетевая солнечная электростанция, выше 2000 метров над уровнем моря, вырабатывает 5МВт; в перспективе планируется построить солнечную станцию с выработкой 45МВт для работы на оптовом рынке электроэнергии; в труднодоступных населенных пунктах планируется строительство дизельно-солнечных электростанций.

В Белгородской области введены в эксплуатацию биогазовая станция «Лучки» в Прохоровском районе мощностью 2,4 МВт, ветрогенераторная установка и солнечные батареи в Яковлевском районе суммарной мощностью 0,2 МВт; в селе Байцуры Борисовского района построена биогазовая станция Регионального центра биотехнологий мощностью 0,5 МВт.

В Кемеровской области открылся завод по производству древесных пеллет, проводится техническое перевооружение котельных с переводом на сжигание пеллетного топлива вместо угля; стоки свинокомплекса используют для изготовления топливных брикетов; с 2012 г. запущена в строй первая в Кузбассе биогазовая установка.

В Красноярском крае создаются демонстративные зоны с ВИЭ – в 2013 прошла модернизация энергосистемы в поселке Беляки Богучанского района с использованием автономной ветро-солнечной станции; планируется внедрение ветроэнергетических установок в поселке Диксон.

На территории Республики Крым построено и функционирует 7 ветростанций и 6 гелиопарков; за счет использования энергии солнца и ветра вырабатывается около 10% потребности электроэнергии необходимой потребителям, все компоненты этих электростанций могут быть подвержены 100% вторичной переработке.1 МВт такой энергии B среднем способствует сокращению вредных выбросов на 1014 т CО2 в год;

Республика Мордовия стимулирует развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины.

Республика Коми осуществляет переработку отходов лесозаготовок в топливо (пеллеты) и перевод котельных на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

В Оренбургской области ведется строительство солнечных электростанций, суммарная мощность которых на территории области должна достигнуть 100 МВт, а также установка ветроэнергетических и биогазовых установок.

На территории Сахалинской области работает объект с 2 ветро установками А-27 (по 225 кВт) и дизель- генераторами Cammins (по 145 кВт); планируется увеличение мощности геотермальной станции с 3,6 МВт до 7,4 МВт; проводятся работы по установке ветроэнергетического генератора мощностью 450 кВт.

В Тюменской области действует 8 котельных на отходах деревопереработки, на данный вид топлива планируется перевести еще 62 котельных.

В Чукотском Автономном округе построена ветроэнергетическая станция мощностью 1 МВт для энергоснабжения в п. Шахтерский и Угольные Копи.

Хочется отметить, что основную часть информации по ВИЭ регионы прислали только после второго запроса в 2015г. Из этого можно сделать вывод, что за последнее время произошел сильный рывок в развитии альтернативных источников энергии.

2. В области адаптации к изменениям климата:

o В Санкт-Петербурге ведется разработка и внедрение системы предупреждения экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями; обеспечение эффективной системы защиты территории Санкт-Петербурга от опасных погодно-климатических явлений; проводится паспортизация и контроль за мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями на территории Санкт-Петербурга; подготовлено техническое задание по определению климатических изменений, оказывающих влияние на развитие и безопасность города, и разработке практических рекомендаций по адаптации; введен в действие СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*», выпущены в 2013 году рекомендации РМД 20-19-2013 «Снеговые нагрузки» (региональный документ); в действующем Законе о Генплане Санкт-Петербурга в разделе «3.9. Мероприятия по инженерной подготовке территорий» отражены меры, необходимые для адаптации городского хозяйства к изменению климата (защита от затопления, разрушения берегов и т.д.); проводится ряд мероприятий по территориальному планированию Санкт-Петербурга (улучшение экологической обстановки, увеличение количества зеленых насаждений, предупреждение о чрезвычайных ситуациях и т.д.).

o В Ростовской области вместе с ГГО им. Воейкова провели исследования по оценке тенденций изменения климатических условий на 2020 и 2050 года для предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды и экономики области – выработаны рекомендации, которые рекомендованы Правительством области органам власти и хозяйствующим субъектам.

o В Нижегородской области начата реализация пилотного проекта «Восстановление торфяных болот в России в целях предотвращения пожаров и смягчения изменений климата»; разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата.

o В Сахалинской области утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования с учетом факторов изменения климата; планируется приведение механических характеристик электросетевого комплекса в соответствие с фактическими расчетно-климатическими условиями региона; проводится реконструкция внутрихозяйственных мелиоративных систем; проходит обследование паводкоопасных участков гидротехнических сооружений и модернизация системы противопаводковых мероприятий; проводятся мероприятия по охране, защите и воспроизводстве лесов.

o В Свердловской области разработаны нормативы градостроительного проектирования с учетом местных климатических явлений.

o В Орловской области в рамках Киотского протокола проведены работы по подготовке почвы, посадке лесных насаждений и агротехническому уходу за лесом на площади 504,7 га.

Лесовосстановительные мероприятия проводятся во многих регионах РФ.

o В Казани проводится разработка и внедрение региональных систем эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления;

o В Ямало-Ненецком АО проводится прогноз и оценка последствий глобальных климатических изменений, происходящих в Арктике.

Это только некоторые примеры климатических действий в регионах.

Регионы много писали про проблемы, с которыми им приходится сталкиваться во время исполнения Климатической Доктрины РФ и формирования собственной климатической политики.

Регионами были отмечены следующие проблемы:

1) Отсутствие финансирования (Архангельская область, Курганская область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва);

2) На федеральном уровне не подготовлена соответствующая нормативно-правовая база (Волгоградская область, Еврейская автономная область, Калининградская область, Орловская область, Приморский край, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Тюменская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ);

3) Чувствуют разрозненность между государственными органами и структурами (Вологодская область, Краснодарский край, Республика Северная Осетия – Алания, Тюменская область, Чукотский автономный округ);

4) Считают, что в Климатической Доктрине компетенция региональных органов власти законодательно не установлена (Республика Дагестан, Приморский край, Смоленская область).

В ответе Краснодарского края можно увидеть более конкретные проблемы возникающие при существующей системе учета и отчетности по выбросам парниковых газов:
- форма 2-тп (воздух) учет относится к полномочиям Росстата России и не предполагает отдельного учета выбросов парниковых газов;
- в настоящее время не предусмотрено формирование выходных форм статистического учета по форме 2-тп (воздух), с данными по выбросам предприятий;
- доступность сведений ограничена органами Росстата для органов исполнительной власти субъектов РФ по причине конфиденциальности.

Северная Осетия пишет, что по данным Минприроды региона мониторинг парниковых газов на территории республики не входит в обязанности центра по гидрометеорологии. В формах статистической отчетности 2ТП-воздух парниковые газы также отсутствуют, за исключением метана на специфических источниках.

Тамбовская область пишет: «Реализация восстановительных мероприятий (лесополосы) затрудняется отсутствием единого уполномоченного органа в сфере контроля за состоянием лесополос, ухода за ними и проведения восстановительных работ. Часть лесополос находится в ведении сельхозпредприятий и иных землепользователей, часть в ведении железнодорожников, часть фактически бесхозна. Кроме того, существуют серьезные пробелы, как в федеральном, так и в региональном законодательстве».

Яркий пример
Стоит отметить регион, который сильно изменил свою климатическую политику всего за 1 год.
В 2014 году Омская область ответила, что в регионе есть только система экологического мониторинга и ежегодный доклад по охране окружающей среды.
В 2015 году ответ написал тот же человек, но разница была очень значительная.
Вот какие мероприятия Омская область осуществляет сейчас:
- региональная программа по энергоэффективности (новые технологии, ВИЭ, эко эффективность, малая генерация, снижение выбросов парниковых газов);
- муниципальная программа города Омск по энергоэффективности;
- меры по адаптации сельского хозяйства: использование более подходящих к погодным условиям региона сортов, правильное размещение культур в севообороте, проведение комплекса агротехнических мероприятий и т.д.;
- областная программа по повышению продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв в условиях изменения климата и природных аномалий;
- программа по регулированию режимов использования паводкоопасных территорий;
- программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС»;
- доклад "Климатические особенности Омской области";
- рассматривается возможность перехода на газомоторное топливо и строительство газонаполнительных компрессорных станций;
- осуществляется внедрение систем учета потребления энергоресурсов в зданиях, использования энергоэффективного оборудования;
- применение рациональных методов ведения лесного хозяйства, в том числе лесовосстановление, сокращение числа лесных пожаров.

Ответы регионов во 2-3 квартале 2015 года по сравнению с опросом, проведенным в первом квартале 2014 года, показывают положительную тенденцию. Наряду с совершенствованием нормативной базы РФ в этом важную роль сыграло еще одно обстоятельство:
Многие регионы после получения запроса обращались в РСоЭС с просьбой о более подробном разъяснении, какие действия могут считаться климатическими. РСоЭС направил в десятки регионов краткое описание примерного содержания климатического плана региона (на примере проекта климатического плана Баренц-региона), что, по свидетельству представителей администраций субъектов РФ, очень им помогло.

Это показывает потребность регионов в методической помощи в планировании и реализации климатических действий. Российский Социально-Экологический Союз готов оказать помощь в этом процессе в виде обзора лучших практик разработки и выполнения климатических планов регионов, городов и поселений.

Более конкретную информацию по ответу каждого региона вы можете найти ЗДЕСЬ

По запросу, мы готовы проставить вам официальный ответ конкретного региона.