Посланники климата: помочь Планете может каждый!

Вторые Всероссийские Дни действий в защиту климата прошли в пяти федеральных округах России, (Дальний Восток, Сибирь, Приволжский, Центральный и Северо-западный  ФО). Дни Действий стартовали в День Земли 22 апреля и продлились до июня.  Эта кампания было подготовлена Российским Социально-экологическим Союзом и общественной организацией «Друзья Балтики». В этом году кампания была приурочена к Общероссийской неделе климата,  объявленной Администрацией Президента РФ. 

Дни действий в защиту климата прошли в рамках международного проекта SPARE/ШПИРЭ (Школьный проект рационального использования ресурсов и энергии) и программы "Посланники климата". В Дни действий тысячи школьников и местных жителей в разных регионах России стали участниками лекций, уроков, игр, конкурсов и других акций, главной идеей которых было привлечение общества к решению проблем изменения климата.

Материал «Посланники климата», который предлагалось использовать всем участникам, состоит из презентации и методического пособия, в котором подробно описан каждый слайд. После изучения материала любой человек будет обладать необходимой информацией для того, чтобы проводить уроки или мероприятия по теме изменения климата и простых энергетических решений. Такого человека мы и называем Посланником климата. 

Главная идея материалов и акций Посланников климата в том, чтобы показать, что глобальные последствия изменения климата касаются каждого. Но и каждый человек может своими действиями дома, в школе, на работе внести вклад в снижение выбросов парниковых газов, в уменьшение влияния на климат.

В Санкт-Петербурге перед началом кампании прошел семинар-тренинг для Посланников климата, педагогов, которые провели такие же тренинги в своих школах. А для участников со всей России эксперты организации Друзья Балтики провели вебинар, на котором рассказали о материалах «Посланники климата» и подробно прошлись по каждому пункту презентации, ответили на сложные вопросы и развеяли «мифы» об изменении климата. 

Самыми главными зачинщиками мероприятий стали педагоги, которые провели по всей России массу тематических мероприятий направленных на мотивацию подрастающего поколения к практическим действиям в защиту климата, таким как сбережение энергии и ресурсов, распространение информации и активное участие в социально-экологической жизни своего региона, города, села, школы.

Хрипунова Татьяна Вадимовна, Школа № 19, город Заволжье, Нижегородская область.
Мы в школе провели урок по теме "Посланники климата и охрана Природы" в виде квест-игры в 4-х классах. От каждого класса выступала команда из 7 человек. Сначала ребятам была дана информация по теме урока на общем сборе: было рассказано о проблемах климата на Земле, о парниковом эффекте, о том, как государства стараются улучшить ситуацию посредством общих договоренностей. Потом каждая команда путешествовала по своему маршруту и выполняла задание на станциях. Помощь в подготовке и проведении игры оказали учащиеся 6 и 9 классов. Игра получилась очень увлекательная и познавательная для всех ее участников!

Игнатенкова Злата, ученица 10 “В” класса, Лицей №281, Санкт-Петербург.
Злата познакомила учащихся и педагогов своей школы с методическими материалами Посланников климата, провела презентацию и дискуссию для учеников 5 и 10 классов. Комментируя прошедшие мероприятия, Злата пишет: «Как выяснилось, многие имеют обширные  знания по данной теме. У 5х классов было больше мотивации к защите окружающей среды в отношении домашнего обихода (экономия электроэнергии, раздельный сбор). Среди школьников 10х классов обсудили более глобальные темы, такие как заводы, автомобильный транспорт. В целом, всем очень понравилось и мы вместе пришли к выводу, что лучше оберегать окружающую среду и сохранять климат».

Катышева Александра Александровна, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск.

«Я провела урок в одном из лицеев Архангельска на тему изменения климата. Ребята внимательно слушали лекцию, отвечали на вопросы, и вообще очень оживленно вели разговоры на тему. В конце занятия я попросила написать на листах, кто и что запомнил с урока.
Самое главное, они поняли, что человек – виновник процесса изменения климата и необходимо снижать выбросы. Надеюсь, в будущем они будут внимательнее относиться к не возобновляемым источникам энергии. Спасибо, что предоставили возможность быть волонтёром - Посланником Климата».

Педагогический коллектив, Детский Сад №32 (МБДОУ "ЦРР-ДС №32"), г. Братск, Иркутская область.

С 24 по 28 апреля в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №32»г. Братска, Иркутской области прошла экологическая неделя посвящённая Дню Земли. 

В рамках этой недели в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста были проведены тематические беседы на тему изменения климата на Земле. Ребята пытались ответить на вопросы, почему происходит изменение климата, что влияет на это и что мы – маленькие жители планеты можем сделать, что бы изменить ситуацию. Неделя закончилась праздником «Бережем энергию - сохраняем мир!». 

Для детей старшего дошкольного возраста и их родителей ребята группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи показали <a href="https://drive.google.com/file/d/0B3jIiFg_qG68dklNQURpSDZoNFk/view?usp=sh...">экологический спектакль «Что случилось с мальчиком Климатом»</a>, автор которого Дворянинова М. П., воспитатель МБДОУ «ЦРР-ДС №32», а так же нарисовали и представили экологические кодексы.

Наталия Павловна Корягина, учитель географии и директор, Средняя общеобразовательная школа «Домашовская», с. Глинищево, Брянская область. 

Школьники и учителя Домашовской средней общеобразовательной школы участвуют в программе ШПИРЭ много лет. Они решили подойти к проведению Кампании «Посланники климата» с инициативой и творческим интересом. Каждая активная энергетическая бригада школы создала свой плакат, положили в рюкзаки книги и материалы ШПИРЭ и отправились на велосипедах в маленькие деревни Брянского района. Школьники объясняли местным жителям возможности использования солнечной и ветровой энергии для сушки грибов, ягод, лекарственных трав, подарили им распечатанные чертежи такой самодельной сушилки. Это предложение  детей очень актуально, так как в последние годы каждая сельская семья стала использовать электрические сушилки в течение всего весенне-осеннего периода. Дети помогли рассчитать финансовую экономию и рассказали о возможностях беречь климат. 

Марина Шелкунова, Гимназия №1 Брянского района, Брянская область.

Учитель иностранных языков Гимназии №1, участник международной программы «Открытый мир» Марина Шелкунова  организовала и провела классные часы и деловые игры в рамках Кампании «Посланники климата». Школьники сравнивали климатические изменения в англоязычных и русскоговорящих странах, изучали традиционные знания каждой страны по сохранению ресурсов, приняли личные программы сохранения энергии на лето 2017. Каждый урок заканчивался небольшой арт-акцией для родителей.

Олег Георгиевич Калмыков, к.б.н., преподаватель биологии, Брянский педагогический колледж, Брянск.

Олег Георгиевич, дипломант конкурса ШПИРЭ в 2016-2017 гг. организовал мозговые штурмы для создания карты активных действий Кампании «Посланники климата» в Брянской области. Участники проекта «Очистим реки и спасем живой лес!» подготовили практические рекомендации для туристов и летних лагерей по использованию для костров только мореной и топленой древесины, а не свежесрубленных деревьев. Учащиеся  ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж» сделали математические расчеты энергоэффективности топленых дров и создали карту обезлесивания на территории Брянского региона, объяснили, что даже кусты и мелкие деревья берегут малые реки от высыхания. 

Инна Алексеевна Шпакова, директор, Суражский педагогический колледж, Брянская область.

Суражский педагогический колледж Брянской области в мае 2017 пригласил методистов экологической организации «Виола» провести тематические микро-семинары, беседы, круглые столы для преподавателей Колледжа. Огромное количество готовых качественных материалов программы ШПИРЭ  по климату, энергосбережению, современным вопросам экологии воодушевили преподавателей колледжа на совместную деятельность. Участники семинаров разработали собственные тематические планы действий с учащимися колледжа по теме «Посланники Климата» на период летней практики. Преподаватели предложили учащимся в ходе Кампании  использование велосипедов  вместо микроавтобуса,  термосов для еды вместо разогрева еды на костре. 

Валентина Ивановна Якушенко, директор, Гимназия №1, Брянский район, Брянская область.

Лето 2017 стоит дождливое: климат меняется! Поэтому 16 июня «Посланники климата» организовали тематические практикумы для детей в школьном летнем лагере на базе Гимназии №1. Открыла Кампанию директор Гимназии В.И.Якушенко. Следующий этап: мозговой штурм по школьной теме: «Как можно использовать старую бумагу?». Да, можно сдать в макулатуру. Но можно использовать несколько раз и до сдачи на переработку. Каждый школьник принес разную бумагу: старые газеты, салфетки, хозяйственную бумагу, старые конверты, папки, коробки. Обсуждение было веселым и информативным. Потом каждый воплощал свою идею в жизнь. Сделали пилотки для солнечного дня и пиратские карнавальные шляпы; кораблики и самолетики для малышей; нарисовали  цыпленка, которого можно запечь в хозяйственной бумаге; сделали аппликации и поделки для акции. Фантазии было больше, чем времени. Во время беседы посчитали, сколько деревьев можно уберечь от рубки, как сохраненные деревья могут очищать воздух и сохранять климат. Каждый школьник рассказал, сколько и каких деревьев он уже посадил. 

Наталия Викторовна Зайцева, Заместитель начальника Управления образования Брянского района. 

Управление образования Брянского района предложило провести Кампанию «Посланники климата» для сельских детей района, которые отдыхают в школьных лагерях. Более 80 детей приняли участие в деловых играх и практических занятиях. Мозговой штурм показал, что дети знают, что мотоблоки, удобрения, пестициды расходуют ресурсы, меняют климат, затратны и дают нам не вкусные, не полезные овощи. Альтернативу предложили одну: руки, свою силу, лопаты. Но члены энергетических бригад разных школ рассказали о своих проектах в программе ШПИРЭ. Они предложили использовать компосты из отходов и сорняков, дождевых червей, птиц. На улице все участвовали в деловых играх, изображая грядки, птиц, овощи, дождевых червей. А потом решили создать дома грядку органического земледелия и вырастить там вкусные овощи к 1 сентября.

Коптев Максим Евгеньевич, Православный центр образования во имя Св. Царственных мучеников, Яловенко Ирина Александровна, Повзикова Лидия Николаевна, Московская ГБОУ СОШ № 2056, Московская область.

Группа школьников Московской школы № 2056 в мае 2017 приняла участие в выставке рисунков и поделок  по энергосбережению и практическом семинаре в рамках Кампании «Посланники Климата», которые состоялись на базе сельской школы в селе Барково, Московской области. Школьники в рисунках ярко выразили свои предложения по спасению климата. После выставки они высадили молодые деревца и десятки  цветов около школы. Школьники уверены, что новые растения внесут свой вклад в поглощение углекислого газа и насыщения воздуха чистым кислородом. А цветы будут поднимать настроение всем жителям села Барково.

Репникова Ольга Валентиновна, учитель начальных классов, педагог – психолог, Цыплякова Любовь Николаевна, учитель начальных классов, МОУ средняя школа №7, город Жуковский.

В июне, в летнем лагере школьники средней школы №7 в городе Жуковский Московской области в ходе Кампании «Посланники климата» стали думать, какой реальный вклад они могут внести в сохранение климата. В городе протекают три реки - Москва, Пехорка и Быковка. Городские службы проводят санитарные рубки прибрежных кустов и много веток вербы, ивы просто сжигают. Школьники решили научиться делать из этих прутьев корзины, кресла, ограждения для клумб. Кроме того, многие семьи этой школы являются членами программы ШПИРЭ. Они решили сделать на своих приусадебных участках модели ветряков и солнечных коллекторов для популяризации «зеленой энергии».  

Смольянова Елена Николаевна, филиал Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище), Владивосток.

В рамках программы «Посланники климата» в мае 2017 года в филиале НВМУ (Владивостокское президентское кадетское училище) в 7 Г классе прошла деловая игра "Остановим изменение климата. Поможем себе и планете". В ходе игры ребята пытались ответить на вопрос: «Кто и как смог бы помочь нам уменьшить выбросы парниковых газов и замедлить изменение климата?»
После проведения игры, в продолжение темы, ребята побывали на заводе «МАЗДА СОЛЛЕРС». Особое внимание во время экскурсии было уделено вопросам энергосбережения, экологизации производства, использованию на заводе новейших водо- и воздухоочистных сооружений и других мер экологической безопасности, применяемых на современном производстве.

Ольга Цепенникова, учитель географии высшей категории, Школа №15 (МБОУ СОШ №15), с. Штыково, Приморский край.

Ольга провела экологические уроки " Климат и планета Земля" с учащимися 5-11 классов. Для проведения уроков использовала презентацию "Посланники климата" и справочник. Ребята активно задавали вопросы по изменению климата.  Многих  интересовали вопросы связанные с Приморским краем. 
«Продолжая работу, я провела парковый урок на водохранилище в с. Многоудобное, Шкотовского района, Приморского края. Тема урока: "Особенности формирования климата на территории водохранилища". Этот необычный урок вне классной комнаты вызвал большой интерес. Многими фактами по изменению климата с ребятами поделились специалисты водохранилища».

Ирина и Николай Скиба, Школьная сельскохозяйственная биодинамическая площадка, Первомайский район, Ярославская область.

Около деревни Юрьевское в Первомайском районе Ярославской области фермеры Николай и Ирина Скиба организовали Школьную сельскохозяйственную биодинамическую площадку (ШСХБП). Школьники проходят здесь летнюю полевую практику, выполняют проекты по ШПИРЭ. В июне 2017 года фермеры, студенты-волонтеры из Германии и местные школьники  начали программу для Посланников Климата. Сначала выявили реальные ресурсы. Отходы от шерсти 800 овец решено было не выбрасывать. Школьники изготовят из них материалы для утепления стен  гусятников, сделают прекрасные картины для ярмарки, сошьют жилетки и утепления для спины фермерам. На территории фермы «Юрьевское» школьники биодинамической площадки из выкорчеванных кустов уже создали показательные компостные гряды. Эти первые гряды будут демонстрационными для экскурсантов и обучающими для учеников ШСХБП. Ненужные отходы шерсти и древесины не загрязнят окружающую среду, а послужат людям.

Поливач Ольга Николаевна, Ульканский межотраслевой техникум, п. Улькан, Иркутская область.

Второй год Ульканский межотраслевой техникум принимает участие во Всероссийских днях действий в защиту климата. В начале мая на базе нашего техникума прошло развивающее занятие для учащихся 2 класса из Ульканской средней общеобразовательной школы № 2 по теме «Изменение климата». Во время занятия ребята узнали, что такое климат, парниковый эффект. Посмотрели мультфильм <a href="https://www.youtube.com/watch?v=knx2nQ9ox9o">«Stop-motion»</a>, сделанный студентами нашего техникума. Вдохновленные мультфильмом ребята нарисовали свои предложения по  снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Также школьники посетили выставку, посвященную году экологии, организованную Татьяной Андреевной, руководителем творческого объединения «Умелые руки». На выставке были представлены работы из бросового материала: Кофейное дерево, «Денежное дерево» и бижутерия из «джутовой филиграни».

Белова Елена Владимировна, Детский сад № 131, Калининград.

«22 апреля - в  нашем детском саду прошел "День Земли". В этот день в группах были организованы увлекательные наблюдения и эксперименты, сезонные экологические экскурсии, чтение экологических сказок и многое, многое другое. Для детей средних и старших групп был проведен  экологический праздник «День земли», где была показана презентация об изменениях, происходящих на Земле и о климате. Праздник проведен в форме путешествия по нашей замечательной планете со сказочными героями. В игровой форме герои подводят детей к важности и необходимости сохранения и проведения различных экологических акций и мероприятий. Было очень занимательно и интересно.
Для закрепления знаний детей, воспитатели нашего детского сада проводили познавательные беседы, показывали презентации. В рамках акции мы провели ряд бесед на тему «Что происходит с климатом?», «Почему тают ледники?», «Как помочь».
Рисовали исчезающие виды животных, растений. В средней группе прошло открытое занятие «Здравствуй  планета Земля!». А также убирали  свои участки и садили цветы, кустарники и деревца. В средней группе прошло открытое занятие «Здравствуй  планета Земля!».

Жирина Людмила Станиславовна, НГО «Виола», Лев Игоревич Евельсон, профессор, Брянский государственный инженерно-технологический университет. 

Большой межрегиональный семинар «Развитие сетевого взаимодействия региональной системы профессионального и дополнительного образования в сфере научно-технического творчества детей и молодежи» прошел на базе Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина 3 марта 2017. В семинаре приняли участие  руководители центров детского и молодежного инновационного творчества, специалисты в области робототехники, руководители объединений и лабораторий технического моделирования и конструирования для школьников Брянской, Смоленской, Орловской областей. Члены Брянской региональной общественной организации «Виола» предложили участникам материалы для участия в Кампании «Посланники Климата – 2017». Большое количество книг, брошюр, плакатов, Интернет-ресурсов заинтересовали всех участников семинара и приняли план действий в летних технических лагерях. Руководители нового регионального проекта «Кванториум» включили материалы ШПИРЭ, методические разработки «Посланников Климата» в новый Квант занятий по альтернативной  энергетике. 

Логунова Ольга  Александровна, Лицей № 18, Калининград.

«На протяжении Общероссийской климатической недели (5 – 15 июня 2017 года) смена нашего профильного отряда «Исследователи природы» работала по таким направлениям как: экология, химия, ботаника и краеведение; решали практические и расчётные задачи по экологии и химии.
Мы принимали активное участие  в экологических акциях «Разделяй и используй», «Посланники климата», «Зелёные лёгкие» и «Нашим озёрам и рекам – чистые берега».
Ребятам очень понравилось, было интересно. «Мы узнали много нового в области естественных наук, прекрасно и с пользой провели время» - из отзывов ребят о нашей работе».

Рубцова Вероника Сергеевна, Гимназия №22, Калининград.

22 мая в рамках урока географии по теме «Глобальные проблемы человечества» у параллели 10х классов был освещён и вынесен на обсуждение вопрос о глобальной разбалансировке климатической системы. Ученики приняли участие в обсуждении проблемы. Им было предложено озвучить не только минусы, но и плюсы в изменении климата. Такой взгляд стал неожиданным. В заключение минусов всё равно оказалось больше. Значит изменение климата – это проблема, а любая проблема требует решения. 
За время интерактивного урока ребята познакомились с такими понятиями как углеродный  и экологический след. Особое внимание было уделено связи между раздельным сбором отходов, ресурсосбережением и изменением климата. Каждый понял, что может помочь в решении глобальной проблемы человечества. 
Форма проведения занятия понравилась учащимся. Тема оказалась актуальна и близка, при этом отлично вписалась в учебную программу. Отзывы только положительные, многочисленные пожелания проводить подобные уроки чаще, это позволяет им ощутить свой маленький вклад в большое дело.

Кленовая Ольга Сергеевна, Привольненская средняя общеобразовательная школа, Калининградская область.

Учащиеся 8-11 классов приняли участие во всероссийских Днях действий в защиту климата. Для привлечения внимания к проблеме изменения климата в рамках Декады Земли была проведена дискуссия «Обуздаем ли мы климат?».
В роли Посланников климата выступили Попова Татьяна и Сандросян Аревика. Они рассказали о том, что такое парниковый эффект, почему он возникает, как влияет на нашу планету, каковы его последствия и как мы совместными усилиями можем его предотвратить. Также рассмотрели такой вопрос – как  можно замедлить изменение климата. В конце мероприятия была проведена игра «Климатическая шкатулка». 
Старшеклассники быстро  включились в обсуждение этой глобальной проблемы, высказывали своё мнение, спорили, и многие факты для них оказались новы и интересны. Оказывается можно решать глобальные проблемы с помощью простых действий в повседневной жизни.

Лебедева Наталья Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории, Детский сад «Солнышко», п. Коврово, Калининградская область.

Решение стать юными посланниками климата ребята приняли во время группового сбора - накануне Международного дня Земли, когда  с воспитателем беседовали о том, как помочь нашей планете. Вечером обо всём рассказали родителям, идея им понравилась. Обсудили  много предложений, выбрали лучшие из них и принялись за дело. В группе организовали патрули юных Берегош – «Капелька» и «Лучик», которые следили за тем, что бы закрывали воду и экономили электроэнергию. А дома следили за тем, чтобы родители не оставляли включенными зарядки для телефонов и другие электроприборы когда ими не пользовались, провели исследование энергоэффективности бытовой техники. Старались экономно расходовать воду в быту, на время проведения проекта во многих семьях наших воспитанников стали принимать душ вместо ванны. Вместе с родителями наши ребята приняли активное участие в акции «Сбережем энергию – сохраним планету!»,  в экологическом марафоне по сбору макулатуры «Сохрани дерево», в акции «Батарейка».
Ребята также высадили на участке детского сада 10 хвойных деревьев и  много цветов на клумбы, причем рассаду бархатцев и циний они вырастили сами. Воспитанники нашей группы приняли активное участие в традиционных акциях озеленения территории нашего сада – «Посади тюльпан» и «Сирень Победы». Вместе с родителями принимали активное участие в экологических субботниках  на территории детского сада, в поселках по месту проживания и на побережье Балтийского моря. После серии консультаций и бесед многие ребята нашей группы стали приезжать в сад на велосипедах, а их родители стали чаще пользоваться общественным транспортом. Выслушав рассказы детей о том, как можно сберечь ресурсы и помочь сохранить климат, многие мамы отказались от пластиковых пакетов и теперь ходят за покупками с авоськами. А в группе мы провели конкурс «Вторая жизнь вещей». В завершении провели экологический праздник «Чистая планета».

Пинюкова Анжела Григорьевна, заместитель директора по УВР, Средняя общеобразовательная школа №2" г. Людиново, Калужская область.

Участниками экологического урока на тему: "Остановим изменение климата" стали учащиеся 7А, Б, В и Г  классов. Урок  провела участник Всероссийской акции "Сделаем вместе" - эколидер Софья Киприч 9 класс. В ходе урока ребята ответили на вопросы анкеты по определению "экологического следа". Результаты  опроса станут основой экологического исследовательского проекта.

Повзикова Лидия Николаевна, учитель природоведения, Православный центр образования во имя Царственных мучеников, с. Барково, Московская область.

Серия классных часов прошла в мае 2017 в Православном центре образования во имя Царственных мучеников. Программа ШПИРЭ стала популярной и любимой экологической программой для школьников Центра. Поэтому серия тематических классных часов прошла интересно, позитивно, с реальными предложениями действий. Школьники предложили методы утепления своей столовой, которая находится в отдельном здании. Предложили создать выставку моделей ветряков и солнечных батарей, составить карту розы ветров своей местности и выявить возможности использования солнечных батарей в холодное и влажное лето. 

Коновалова Ирина Алексеевна, учитель географии, Арьёвская средняя общеобразовательная школа, р.п. Арья, Нижегородская область.

«Посланник климата – человек, которому не безразлично, что он оставит после себя. Нашлись такие люди и в нашей школе. Учащиеся присоединились к Всероссийской кампании «Посланники климата».  С 22 апреля по 15 июня было проведено ряд различных мероприятий. Среди учащихся старшего звена в виде диспута обсуждались проблемы по изменению климата, что вызвало неподдельный интерес к данной проблеме.
По итогам проведённого диспута было принято решение провести в школе акцию по сбору макулатуры, выпуск стенгазет, создание видеоролика и демонстрация среди учащихся школы. Силами учащихся и педагогов школы было посажено 35 деревьев на близлежащей территории у школы. Среди учащихся школы, с целью применения энергосберегающих технологий, была проведена квест – игра «Детективное агентство «Неоновый свет».
В ходе проведённых мероприятий дети поняли, что действия каждого из нас могут изменить ситуацию. Ни один ребёнок не остался равнодушным и решил для себя, что сделает всё возможное в его силах с цель сохранения природы.

Шевцова Елена Александровна, учитель биологии и химии, МБОУ школа №8 г. Кулебаки, Нижегородская область.

«22 апреля в «День Земли» мы провели уроки «посланники климата» в 6-10 классах. Главной целью таких занятий является привлечение внимания ребят к возможности личного вклада каждого в решение глобальной проблемы изменения климата  с помощью простых действий в своей повседневной жизни. Наиболее интересным моментом  во всех занятиях оказалось, что самый простой и доступный способ снизить выбросы парниковых газов  - это выработать привычку придерживаться нескольких правил:  
1. Изучить свой дом на предмет потерь энергии
2. Использовать энергоэффективное оборудование
3. Не оставлять приборы в режиме ожидания
4. Экономить воду, газ, электроэнергию
5. Сдавать макулатуру  и батарейки, а не выбрасывать их в мусорные баки.

Шуклина Мария Викторовна, учитель биологии, химии и экологии, Средняя школа №5, р.п. Центральный, Нижегородская область.

Уроки Посланников климата в нашей маленькой школе были проведены начиная с первого по одиннадцатый класс. В младших классах их проводили волонтёры- старшеклассники, активисты школьной экологической организации БРИГ.
На уроках в начальной школе мы использовали особенности семейных творческих занятий.  На классных часах в начальной школе семья Корнюшиных от имени своей героини сказки рассказали детям об энергосберегающих осветительных приборах. Заинтересовавшись идеей семьи Корнюшиных, другие семьи придумали Шипульке, героини семейной энергосберегающей сказки,  многочисленных друзей - Капельку, Вольтика, Сберегайку и других. Городок сказочных  энергосберегающих героев постоянно используется для Энергосберегающего всеобуча.
На занятиях кружка «Первые шаги в науку» велись наблюдения за скоростью таянья снега, которые легли в основу исследовательских работ и проектов школьной конференции «Снежный ком».
Кроме того совместно с родителями на уроках Посланников климата были продемонстрированы семейные проекты по энергосбережению. 
Старшеклассники  в ходе командных турниров и интеллектуальных игр продемонстрировали свои идеи по сохранению климата в локальном и глобальном масштабе.

Гагулина Галина Михайловна, Смирнова Елена Евгеньевна, Ближнеборисовская средняя школа, с. Ближнее Борисово, Нижегородская область.

В школе были проведены беседы среди обучающихся, а также классные часы. Вместе со школьниками мы решили следовать следующим правилам, чтобы сохранить климат:
1.    Для полива огорода использовать дождевую воду(такую воду можно получить простым путем-установить в огороде несколько бочек).
2.    Раздельно собирать мусор
3.    Экономить бумагу и собирать макулатуру
4.    Участвовать в озеленении города
5.    Чаще пользоваться велосипедом, как средством передвижения.

Буренкова Римма Владимировна, Прохорова Ольга Владимировна, Кабикова Марина Сергеевна, Детский сад № 6, Петергоф, Санкт-Петербург.

19 мая  2017 года в рамках Всероссийской акции «На работу на велосипеде» в детском саду № 6  г. Петергофа прошел флэшмоб «ВЕЛО-навигатор». Воспитанники и сотрудники раздавали  на улице  прохожим  листовки. Основная цель мероприятия, показать, что велосипед может быть инструментом улучшения экологической ситуации родного города. 

Яковлева Людмила Семёновна, учитель физики, Ломоносовская гимназия, город Петрозаводск.

С учащимися 8б класса было  проведено занятие-знакомство с материалами акции: презентацией и информацией – комментариями к ней. Были составлены команды из пар учащихся, которые подготовили сообщение, сопровождающее презентацию, и выступили с ним на классных часах в 5, 6, 7, 8 и 10 классах. Участие в акции, по отзывам гимназистов, вызвало интерес как выступающих, так и слушателей. Оно значительно  расширило их представление о проблемах в изменении климата и путях их решения. Некоторые направления действий в гимназии выполняются уже на протяжении нескольких лет: энергосбережение в потреблении электроэнергии и воды в школе, и дома, раздельный сбор отходов, посадка деревьев.

Иванова Ольга Мухтаровна, учитель биологии, руководитель клуба "Экос", Средняя общеобразовательная школа №684 "Берегиня", Санкт-Петербург.

Члены клуба «Экос» провели дискуссию о том, что такое изменение климата. Ребята с интересом включились в обсуждение этой глобальной проблемы, высказывали своё мнение,  спорили. 
Также в нашей школе состоялся урок для учащихся 10-11 классов в формате деловой игры «В защиту климата». Учащиеся класса были разделены на группы, каждой из которых было предложено найти пути решения различных последствий изменения климата и по очереди представить их друг другу.     
С учащимися 9-10 классов были проведены конференции о проблемах изменения климата. Особую тревогу учащиеся высказывали по поводу изменений в экосистеме реки Волга, которые возможно связаны с глобальными климатическими изменениями. 
Вместе с учащимися 5-8 классов клуб «Экос»  провел Экологический праздник «Мы с тобою, Земля!», а также запустили проект «Вторая жизнь мусора». 
Члены клуба «Экос» Пронина Юлия и Кодзаева Милана провели уроки-беседы для учеников 3-5 классов по презентации «Посланники климата». Дети внимательно слушали рассказ  и поддерживали интересную беседу, после чего оставили свои впечатления на небольших стикерах. Так же ребятам рассказали об энергосбережении и его роли в сохранении климата.

Шаталова Ольга Леонидовна, учитель географии, Школа №222 «Петришуле», Санкт-Петербург.

В начале мая в школе прошла игра по экологии среди 8 классов - ток-шоу «Ископаемые против возобновимых», которую провела учитель географии Шаталова Ольга Леонидовна.
Ребята, разбившись на группы, не только познакомились с видами природных ресурсов, но и  отстаивали свое мнение по той или иной позиции, говорили о достоинствах и недостатках разных видов минеральных ресурсов, о гидроэнергоресурсах, лесных, биологических и других. Каждой группе была поставлена своя задача. Например, задача ученых – найти научное подтверждение того, что будут предлагать группы сторонников возобновляемых и ископаемых ресурсов, а задача жителей - обсудить, по каким причинам они могут предпочесть те или иные ресурсы. Каждой группе необходимо было предоставить  аргументированный ответ, примеры из жизни. По необходимости изобразить условными знаками или составить ментальную карту  своего ответа.  Заслушав все стороны, ребята сделали для себя определенный вывод, что надо переходить на альтернативные виды топлива, энергии, рационально и бережно использовать все то, что дает природа человеку. А группа жителей еще и составили несколько правил по разумному расходованию ресурсов в домашних условиях. Эти правила должен соблюдать сегодня каждый.

Яковлева Светлана Степановна, Директор, Брянский профессионально-педагогический колледж, Брянск.

26 апреля 2017 года департамент образования и науки Брянской области, Брянский институт повышения квалификации работников образования, Совет директоров ССУЗов Брянской области, региональное отделение МАН «Интеллект будущего», Брянское отделение РСоЭС провели региональную научно-практическую конференцию «Экология России - Брянский регион: новые вызовы, устойчивость и развитие». Члены РСоЭС представили участникам конференции предложения о развитии и продвижении проекта ШПИРЭ и Кампании «Посланники Климата» в регионе. Участники письменно сформулировали практические предложения для развития экологических действий в каждом учебном заведении. Участие учебных заведений региона в Программе ШПИРЭ и Кампании позволит сформировать эффективную систему социального диалога  профессионального экспертного сообщества, образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерских движений по охране окружающей среды Брянской области. 

Дмитриченко Светлана Юрьевна, Школа № 72, Хабаровск.

Педагоги и учащиеся школы очень озабочены проблемой загрязнения нашей родной планеты.  И чтобы не оставлять эту проблему без внимания было решено провести конференцию, на которой  учащиеся представляли свои научные проекты, где главной задачей было разрешение трудной экологической ситуации на Земле. Среди проектов учащихся особенно интересными были следующие: 
«Энергия повсюду. Газ из отходов», Хайкина Дарья,
«Амур – чистая река», Чугуевский Иван,
«Новая жизнь старых вещей», Аднорал Екатерина.

Елена Юрьевна Калинина, Чачин Александр Вячеславович, Семеновская школа Первомайский район, Ярославская область.  

Семеновская школа Первомайского района Ярославской области является активным членом Сети ШПИРЭ в Центральном округе России. Каждый год учителя и школьники работают над проектами, создали энерго-бригаду. В 2016-2017 году проект этой школы «Гуси, овцы и ШПИРЭ» занял второе место по России. Директор школы Елена Юрьевна Калинина пригласила членов НГО «Виола» помочь им начать Кампанию «Посланники климата». Школьники и учителя выделили основные вопросы, которые могут помочь в сохранении климата. Огромные поля в этом районе заросли кустарниками. Фермеры выкорчевывают его и сжигают в огромных кострах. Школьники разработали листовки для фермеров, которые начали рассылать по почте и раздавать на сельских собраниях. Учащиеся предлагают выкорчеванные кусты использовать для нижнего слоя компостных куч. Это и воздушная подстилка на влажную глинистую почву, и часть будущего компоста. Такую большую работу школьники планируют провести летом 2017. Это реально поможет сохранить климат!