Посланники климата провели в российских регионах Дни действий в защиту климата

В День Земли 22 апреля начались всероссийские Дни действий в защиту климата, которые длились до 1 мая во всех регионах страны. Эта кампания было подготовлена Российским Социально-экологическим союзом и общественной организацией «Друзья Балтики». Она прошла в рамках международного проекта SPARE/ШПИРЭ (Школьный проект рационального использования ресурсов и энергии) и программы "Посланники климата". В Дни действий тысячи школьников и местных жителейв разных регионах России стали участниками лекций, уроков, игр, конкурсов и других акций, главной идеей которых было привлечение общества к решению проблем изменения климата.

Двигателями кампании в регионах стали молодые Посланники климата - участники всероссийского тренинга РСоЭС, прошедшего в конце 2015 года, региональные координаторы проекта SPARE, активные SPARE-педагоги, старшие школьники и активные жители. В начале апреля организаторы кампании провели вебинар по методике работы Посланников климата; всем активистам Дней действий выслано пособие «Посланники климата».

По словам Ольги Сеновой, руководителя организации Друзья Балтики, главная идея материалов и акций Посланников климата в том, чтобы показать, что глобальные последствия изменения климата касаются каждого. Но и каждый человек может своими действиями дома, в школе, на работе внести вклад в снижение выбросов парниковых газов, в уменьшение влияния на климат.

В Санкт-Петербурге перед началом кампании прошел семинар-тренинг для Посланников климата, педагогов, которые провели такие же тренинги в своих школах.

Цикл занятий Посланники климата был проведен в Эколого-биологическом центре "Крестовский остров" в рамках образовательной программы "Человек и окружающая среда", где школьники разбирались в теме глобального изменения климата, и в том, как они сами могут повлиять на глобальные процессы, происходящие на планете.

В Нижнем Новгороде прошел цикл лекций и круглых столов по проблеме изменения климата, и развития низкоуглеродной энергетики при участии Георгия Сафонова, директора центра окружающей среды Высшей школы экономики, г. Москва. Слушателями и участниками стали студенты экономических и технических специальностей, представители Законодательного собрания Нижегородской области, Городского комитета экологии г. Нижнего Новгорода, преподавательский состав Высшей школы экономики.

В Центральном Федеральном округе РФ всероссийские дни действий «Посланников климата» охватили 6 областей, 12 районов и городов, несколько университетов и колледжей, более 35 школ, около 600 дошкольников, школьников и студентов. В апреле и мае в образовательных и воспитательных учреждениях прошли мастер-классы, лекции, классные часы, круглые столы, арт-акции и практические действия в обычном режиме и дистанционно. Методисты Брянской региональной общественной организации «Виола» и РСоЭС организовали обмен материалами и консультации для участников кампании по простым энергетических решениям, которые помогут замедлить изменение климата.

В Москве ученые пригласили «Посланников климата» объединить усилия с проведением фенологической программы Русского Географического общества. Многие школы теоретические занятия и деловые игры превратили в практические посадки деревьев, раздельный сбор мусора и передачу части технического и лабораторного оборудования для экологического образования в SPARE-школы экопоселений России.

В Екатеринбурге прошли “Климатические игры“, занятия в игровой форме для школьников и педагогов, организованные активистами Уральского экологического союза совместно с екатеринбургским образовательным клубом “Надежда“.

В Калининграде в рамках Экологического Форума «Зеленые решения для Северо-запада России» специалисты организации «Друзья Балтики»провели тренинг «Посланники климата» для учащихся 9-11 классов школ Калининграда и области. Школьники рассуждали о простых энергетических решениях, которые помогут замедлить изменение климата, а по итогам каждый участник подготовил климатический план действий для своей школы.

Но как всегда самыми главными зачинщиками мероприятий стали педагоги, которые провели по всей России массу тематических мероприятий направленных на мотивацию подрастающего поколения к практическим действиям в защиту климата, таким как сбережение энергии и ресурсов, распространение информации и активное участие в социально-экологической жизни своего региона, города, села, школы.

Калашникова Елена Ивановна, МБОУ Троицкая СОШ №1, Алтайский край, Троицкий район

«Мы с ребятами провели дискуссию о том, что такое изменение климата. Ребята быстро включились в обсуждение этой глобальной проблемы, высказывали своё мнение, порой спорили, и многие факты для них оказались новы и интересны.Задача этого мероприятия главным образом, состояла в привлечении внимания к возможности личного вклада каждого в решение глобальной проблемы с помощью простых действий в своей повседневной жизни».

Куликова Татьяна Николаевна, МБОУ Ближнеборисовская СШ, Кстовский район, Нижегородская область

«Мы предложили всем одноклассникам месяц не использовать полиэтиленовые пакеты, а вместо них использовать сумки из ткани. К нам присоединились друзья из других классов, некоторые учителя и родители. Получилось всего 54 человека. Мы посчитали, что в среднем каждый из нас в месяц использует 22 пакета, получается, что 1188 пакетов не были востребованы участниками акции.

1188 х 0.0001 = 0,1188т или 118кг СО2 - не были выброшены в атмосферу
Для 5-6 классов мы провели игру «Энергосберегайка», а 11 классы поучаствовали в климатических дебатах».

Цыганкова Юлия Геннадьевна, МКОУ «Новоярковская СОШ», Алтайский край, Каменский район

«В нашей школе состоялся урок для учащихся 11 класса в формате деловой игры «В защиту климата». Он был построен на материалах справочника для Посланников климата. Учащиеся класса были разделены на две группы, каждой из которых было предложено найти пути решения различных последствий изменения климата и по очереди представить их друг другу. В процессе представления, возник конструктивный диалог и активное обсуждение вопросов по теме сохранения климата».

Поливач Ольга Николаевна, Тарасова Галина Сергеевна, ГБПОУ "УМТ", Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Улькан

Ольга Николаевна и Галина Сергеевна провели со студентами автомеханиками дискуссию
«Остановим изменение климата!». Студенты, размышляя над темой, выясняли, что оказывает влияние на изменение климата, какие изменения климата произошли за последние годы в Прибайкалье. В завершении работы, студенты предложили идеи по сохранению климата на нашей Земле.

Также было проведено занятие для ребят, которые временно проживают в Центре социальной помощи семьи и детям п. Улькан. Ребятам рассказали о парниковом эффекте, какое влияние это явление оказывает на нашу планету и что можно сделать, чтобы внести свой вклад в борьбу с изменением климата. Ребята поблагодарили Посланников климата за беседу и пообещали соблюдать рекомендации по экологически дружественному потреблению".

Тупицын Игорь Иннокентьевич, Педагогический институт Иркутского государственного университета, Иркутск

В Иркутском Педагогическом институте проведены две лекции-беседы о проблемах изменения климата со студентами. Особую тревогу студенты высказывали по поводу изменений в экосистеме озера Байкал, которые возможно связаны с глобальными климатическими изменениями.

Сезик Ольга Михайловна, МБДОУ "Детский сад № 17 "Тополёк", Иркутская область, Усольский район, село Новожилкино

Вместе с детьми педагоги провели Экологический праздник «Мы с тобою, Земля!», а также запустили проект «Вторая жизнь мусора».

Семеней Ирина Николаевна, МОУ ИРМО "Максимовская СОШ", Иркутский район, с. Максимовщина

Ирина Николаевна провела уроки-беседы для учеников 3-5 классов по презентации «Посланники климата». Дети внимательно слушали рассказ учителя и поддерживали интересную беседу, после чего оставили свои впечатления на небольших стикерах. Так же ребятам рассказали об энергосбережении и его роли в сохранении климата.

Амвросьева Лариса Валериановна, МАОУ СОШ № 6 с УИОП, Калининградский областной институт развития образования, Калининград

«Мы провели занятия по материалам «Посланники климата» в 10 классах, задействовав более 300 человек. Планируем продолжить в летнем пришкольном лагере. Также в рамках Дней Действий мы провели централизованный сбор макулатуры "Экомарафон", собрав 5400 кг макулатуры, 344 отработанных батарейки, 15 кг пластика. А Посланники климата обучили команду волонтёров, которые также стали Посланниками и продолжают наше общее дело – сохранение климата».

Крупнова Ольга Ивановна, МБОУ гимназия №7, г. Балтийск, Калининградская область

«В своем 5А классе, 22 апреля в День Земли, я провела вводное занятие «Добавь свое имя в ряды посланников климата!» под лозунгом «Сохраним климат вместе!». А после урока педагоги со школьниками распространили наглядную агитацию, призывающую беречь энергию в любом виде для сохранения климата Земли по почтовым ящикам, и на входах в подъезды жилых домов и остановках.

Крапивина Надежда Александровна, МОУ Калининская СОШ, г.Гусев, Калининградская область

«Юные экологи «Хранители природы» Калининской СОШ в своих действиях по охране природы делают не мало, например, сажают деревья на территории образовательного учреждения, работают с населением, организуют сбор батареек и следят, чтобы не было поджогов травы, которые могут привести к лесным пожарам».

Лебедева Наталья Анатольевна, МАДОУ детский сад «Солнышко», п.Коврово, Калининградская область

«Мы провели беседу с детьми об изменении климата, вместе с ребятами разобрались в проблеме и решили, что необходимо помочь планете. Так родилась идея проекта «Поможем планете». Нашу идею поддержали родители воспитанников. Участники проекта разделились на группы: «Исследователи», «Берегоши» и «Знайки». «Исследователи» собирали информацию о проблеме изменения климата. «Берегоши» следили за тем, что бы экономно расходовали воду, электроэнергию, бумагу. А «Знайки» следили за тем, что бы мусор выбрасывали раздельно, собирали макулатуру и не нужные батарейки, а так же следили за сохранностью деревьев, кустарников и цветочных клумб. В проекте участвовали дети младшей группы, родители воспитанников и педагоги».

Логунова Ольга Александровна, МАОУ лицей № 18, г. Калининград

«В увлекательной форме мы провели рассказ - рассуждение об изменении климата и о том, какими действиями каждый из нас может снизить свое негативное воздействие на климат. Каждый из участников дискуссии по теме энергетических и других решений, которые могут замедлить изменение климата, смог предложить возможности личного вклада в решение глобальной проблемы с помощью простых действий в своей повседневной жизни».

Цауните Ирина Владимировна, МБОУ "Петровская СОШ", посёлок Петрово, Калининградская область

Посланники климата, ученицы 8-го класса Козловская Екатерина и Вирясова Ксения, провели беседы и практические занятия в начальных классах и 5-6 классах школы по теме климат и энергосбережения. На этих занятиях ребята узнали, что климатические изменения ведут к большим ущербам и потерям на нашей планете и наибольший вклад в изменение климата вносит деятельность человека. На практических занятиях ученики рассчитали свой личный углеродный след и попытались найти пути его уменьшения, провели энергоаудит школы и нашли пути снижения потребления энергии.

Лаврова Полина, Новикова Лизавета, учащиеся 8в класса, МБОУ СОШ г. Правдинска, Калининградская область

«Воодушевившись с моей одноклассницей тренингом «Посланники Климата», который нам провели, в рамках Экологического Форума «Зелёные решения для Северо–Запада России», мы решили, что проведем открытый урок на эту тему и в нашей школе. Дети активно обсуждали с нами экологические проблемы, с которыми мы можем столкнуться в будущем. На уроке мы сделали вывод, что главная задача человечества - это сохранение природы. Чтобы слова не расходились с делом, учащиеся 9, 10 классов посадили в Сосновом бору саженцы ели и красного дуба, ведь лес наш главный помощник в деле сохранения климата!»

Гаврилова Анфиса,Шершова Елена, Центр экологии, краеведения и туризма, г. Калининград

Учащиеся организовали интерактивное занятие на котором рассказали о глобальных катастрофах, изменении климата на планете и конкретно в Балтийском регионе. В качестве итога ребята устроили энергоаудит, где в творческой форме предложили способы экономии энергии в доме и школе.

Борисенко Анжелла Денисовна, МАОУ СОШ №5, г. Калининград

«Ребят удалось заинтересовать темой и вовлечь в диалог. На большинство вопросов они отвечали достаточно активно и задавали вопросы, высказывали известные им факты о климате, говорили о том, какие изменения заметили сами. Все узнали что-то новое для себя и получили положительные эмоции от занятия».



Шершнева Зоя Юрьевна, МАОУ СОШ № 33, г. Калининград

«В 8-А классе интересное и полезное занятие провели Машаровский Е. и Абрамова В., которые обучались на семинаре в областном эколого-биологическом центре по программе "Посланники климата". Кроме того, ребята - Посланники климата провели классные часы в 5-А и 5-В классах, их аудиторию составили 35 человек. Старшеклассники стали участниками Круглого стола «Ресурсосбережение: от теории к практике». Им была представлена презентация Посланников климата и проведена дискуссия об изменении климата. Свои творческие способности ребята продемонстрировали в создании «Кодекса землянина».

Цыплякова Любовь Николаевна, кружок "Исследователь", городское поселение Красково, Московская область

«Занятия у нас проходили в библиотеке, участвовали дети и родители вместе. Ребята очень внимательно слушали, родители были удивлены их познаниями в области климата. Большой интерес вызвали слайды про изменение климата в России, особенно про беженцев и клещей. Обсуждение заданий вызвало дискуссию, что надо покупать, а что вредное. Дети решили, что самый лучший транспорт - велосипед. И тут же намекнули родителям, что нужно купить им на день рождения».

Абрамова Надежда Олеговна, МБОУ НШ № 17, г. Бор, Нижегородская область

«Мы провели беседы с учащимися "В защиту климата" с опорой на учебное пособие по теме "Энергия вокруг нас", организовали конкурс рисунков "Земля наш общий дом", группа учащихся готовится к отчету о своих наблюдениях «Я сберегаю энергию».

Воронцова Наталья Ивановна и Оксана Чернышова, МБОУ СШ № 3 им. В.П. Чкалова, г. Арзамас, Нижегородская область

Вместе со школьниками поговорили о климате и изменении климата, уроки прошли в игровой форме.

Верещагина Ирина Сергеевна, МБОУ ДОД Дом детского творчества Володарского района, пос. Смолино Нижегородская область

«В течение всей последней недели апреля в 5-11 классах нашей школы № 6 были проведены Уроки "Посланники климата", на которых мы узнали, какие климатические изменения происходят и как мы можем помочь планете и всему человечеству остановить негативные последствия. Для привлечения внимания общественности всех жителей нашего посёлка мы с ребятами рисовали плакаты и рисунки на тему "Сохраним климат вместе!", провели конкурс проектов "Экополис". И главным событием этой недели стала посадка зелёных насаждений на территории посёлка, а также сбор вторсырья, который организовали волонтёрское объединение "Экос" и объединение "Культура экологии". Когда мы вместе - мы сможем решить любые проблемы!»

Гагулина Галина Михайловна, МБОУ «Ближнеборисовская СШ», Нижегородская область

«Учащиеся 11 класса провели урок - игру "Суд над человеком о природе". Данный урок проходил в виде заседания суда, со всеми правилами проведения судебного процесса. Выступали обвинители - в чем виноват человек (пожары, вырубка леса, загрязнение воздуха и рек и т.д.), были названы причины изменения климата и пути его сохранения. Поговорили о том, что делают учащиеся нашего класса для сохранения климата. Игра была проведена для учащихся 3 класса».

Коновалова Ирина Алексеевна, МБОУ "Арьёвская СОШ", р.п. Арья, Нижегородская область

«На базе нашей школы проходила районная экологическая конференция в рамках которой обсуждались вопросы экологии и изменения климата, среди учащихся школ Уренского района. Проводились тематические мероприятия для учащихся нашей школы, конкурс рисунков экологической направленности. В ходе обсуждения проблем по изменению климата было принято решение посадить аллею деревьев на территории школы, что и было сделано (было высажено 45 кустов сирени)».

Ольга Прихунова, МБОУ Арефинская СОШ, Вачский район, Нижегородская область

«С учащимися 7-11 классов мы провели уроки по теме "Сохраним климат". А после уроков собрали мусор вдоль берегов местного пруда. Так же был почищен местный родник и выложена деревянная дорожка-настил к нему».



Фомичева Яна Федоровна, МБОУ "Пожарская СОШ", село Пожарки, Нижегородская область

«На нашем уроке ученики старались выяснить, к чему изменение климата может привести. В конце беседы 6-класcники нашли и записали множество способов, как можно сохранить климат. Одним из способов является бережное энергопотребление, поэтому ученикам была предложена онлайн-игра "ЖЕКА", где каждый из них на практике, хоть и виртуально, смог найти способы снижения энергопотребления».

Хрипунова Татьяна Вадимовна, МБОУ СШ № 19 с УИОП, г. Заволжье, Нижегородской области

«Урок прошел после подписания Парижского соглашения 22 апреля. Учеников тема изменения климата очень заинтересовала. Они познакомились с фактами, которые могут привести к нему, с их последствиями. Им пришлось задуматься над теми катастрофами, которые происходят на Земле в последнее время. Мы попробовали спроецировать все эти последствия на нашу страну и конкретно наш регион. Особенно ребят заинтересовала информация об углеродном следе человека на земле, они попробовали провести в группах энергоаудит по своим домам и квартирам. Все они получили задание на дом - подсчитать, где и сколько они могут дома экономить энергоресурсы в течение суток, недели, месяца, года как в киловатт-часах, так и в денежном выражении. Урок был полезным, как для учащихся, так и для учителей».

Чердакова Арина Валерьевна, МБОУ "Школа № 91", Нижний Новгород

«Школьники научились подсчитывать "углеродный след" своей семьи, посмотрели мультимедийные презентации и видеоматериалы, предложили необходимые меры, способствующие снижению выбросов парниковых газов. Итогом работы стали иллюстрированные стикеры и эко-плакаты, размещение информации на сайте школыhttp://school91-nn.ru/».

Шевцова Елена Александровна, МБОУ школа № 8, г. Кулебаки, Нижегородская область

«В нашей школе прошла неделя действий, в которой приняли участие более 200 школьников. Ребята узнали об изменении климата, а также о том, как решить проблему своими действиями»

Шуклина Мария Викторовна, МБОУ СШ № 5, р.п. Центральный, Нижегородская область

«Уроки Посланников климата в нашей маленькой школе были проведены начиная с первого по одиннадцатый класс. В младших классах их проводили волонтёры-старшеклассники, активисты школьной экологической организации БРИГ.Заинтересовавшись идеей энергосбережения и её распространения среди взрослых и детей, мама с дочкой придумали сказку и смастерили (выпилили из тонкой фанеры и раскрасили) её главную героиню - энергосберегающую лампочку - Шипульку. На классных часах в начальной школе семья Корнюшиных от имени своей героини сказки рассказали детям об энергосберегающих осветительных приборах».



Чечиленко Любовь Васильевна, МБОУ "СОШ с. Ракитное", Приморский край

«В 9-11 классах мы провели уроки " Остановим изменение климата". А учащиеся 11 класса подготовили проект " Климат в кредит", цель которого показать, как нерациональное использование электрической энергии влияет на изменение климата нашей местности и планеты».



Хохлова Дарья Николаевна, МОУ ИРМО "Малоголоустненская СОШ", село Малое Голоустное, Иркутская область

Уроки «Остановим изменение климата» проведены для 2-8 классов школы.

Россихина Лариса Анатольевна, МАОУ "Гимназия №14", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

«У нас прошел конкурс эссе на тему изменения климата. А игра «Климатическое многоборье» стала проверкой экологических знаний. После просмотра фильма возникло немало вопросов и ответы на них искали сами ребята. Пути решения экологических проблем юным экологам предстоит искать летом, в ходе работы летнего экологического лагеря. Наши действия в защиту климата продолжаются!»

Голионцева Ирина Валерьевна, МДОБУ детский сад комбинированного вида №67, город-курорт Сочи

«Благодаря вашей презентации и справочнику я и дети узнали о понятии «климат» намного больше, стали отличать климат от погоды, узнали об альтернативных видах энергии, о которых редко задумывались, о способах защиты и поддержания климата в норме. Воспитанники детского сада в перспективе хотят устроить настоящую акцию в защиту климата с шествием по микрорайону».

Осколкова Мария Николаевна, ГБОУ СОШ №535, Санкт-Петербург

«Ребята активно включились и с интересом работали. По итогам занятия поступило предложение в следующем году провести масштабную акцию в школе силами самих ребят. Они хотят сами выступить в роли посланников климата для более младших учеников. Так что, будем их готовить».

Буренкова Р.В., Тарасова Т.А., ГБДОУ детский сад № 6, Санкт-Петербург

«В рамках кампании «Посланники климата»у нас прошли интересные мероприятия, такие как: экологический марафон- «Наш дом природа», общесадовский субботник «Служение городу».

Сергеева Нелли Витальевна, ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида, Санкт-Петербург

В мероприятия недели действий в защиту климата включились почти все педагоги детского сада.Были проведены уроки, игры и круглые столы.

Самкова Светлана Александровна, ГУО "Средняя школа № 2", г.Полоцк, Витебская область, Беларусь

«Наша школа тоже включилась в программу "Посланники климата". Был проведен экоурок "Остановим изменения климата. Помоги себе и планете", в ходе которого был сделан акцент на понимание важности проблемы изменения климата, показаны способы улучшения экологической ситуации. В ходе занятия ребята пришли к выводу, что только от нас самих, от наших решений и действий зависит климат нашей планеты».

Юсупова Лола Ильясовна, город Токмок, Чуйская область, Кыргызстан

«Урок прошел очень хорошо, ребятам понравилось. Они задавали много вопросов. Благодаря материалам «Посланники климата» я узнала много нового и поделилась этим с ребятами. Что-то мы знали с предмета экология, но вы помогли нам закрепить еще лучше».

Чернышенко Анжелика Геннадьевна, город Токмок, Чуйская область, Кыргызстан

«По материалам Кампании мы провели лекцию в университете. Я считаю, что она прошла удачно. Студенты с удовольствием слушали, обменивались мнениями. Я и сама узнала много нового».