Горячий воздух – «горячая» тема переговоров в Дохе | Российский Социально-экологический Союз

Горячий воздух – «горячая» тема переговоров в Дохе

В рамках киотской системы в настоящее время существует значительный излишек единиц снижения выбросов. Россия и Украина выступили за перенос квот на КП 2 и далее за его пределы. НКО критикуют эту позицию и призывают к запрету переноса «горячего воздуха», создающего лазейки для ложного снижения выбросов.

В рамках киотской системы в настоящее время существует значительный излишек единиц снижения выбросов. Если решение по поводу ограничения или запрета переноса этих излишков из одного периода обязательств в другой не будет принято, то у стран-участниц Киото-2, имеющих право торговать «горячим воздухом», в ближайшее десятилетие не будет никаких поводов отходить от сценариев своего обычного развития.

За перенос квот давно активно выступает Польша, получившая недавно антинаграду «ископаемое дня» за блокирование переговоров по этому поводу. Сегодня, 30 ноября, заявлениями по поводу переноса «горячего воздуха» на закрытой встрече отметились российская и украинская официальные делегации, не продемонстрировав никакой гибкости в подходе к решению этого вопроса. Обе страны выступают за перенос квот на второй период обязательств по КП и за его пределы, на период после 2020 года (второе актуально для России, не поддерживающей второй период обязательств и выступающей за принципиально новое глобальное соглашение).

Со стороны российской делегации прозвучало заявление о том, что «наши ЕУК (единицы установленного количества выбросов) – это результат наших усилий по снижению выбросов». И у страны должно быть право распоряжаться ими по своему усмотрению, т.е. иметь возможность торговать ими.

На это следует заметить, что ни для кого не является секретом, что снижением уровня выбросов по сравнению с 1990 годом Россия и многие другие страны постсоветского пространства исторически обязаны исключительно промышленному спаду начала 90-х. В данное время российские выбросы незначительно, но постепенно растут, и в настоящее время составляют около минус 35% от уровня 1990 года.

В качестве оправдания своей позиции также приводится мнение о том, что России необходимо время на развитие новых технологий и проектов, а снижать выбросы можно потом. Наличие излишек квот планируется использовать для «поддержания доверия» и создания дополнительных стимулов для участия российского бизнеса.

В этой связи опять не понятна официальная Российская позиция, так как уже объявленный отказ от участия в Киото-2 фактически похоронил возможность участия российского бизнеса в проектах совместного осуществления, что дало бы возможность низко-углеродной модернизации российской промышленности.

Проблема излишков квот обсуждается в рамках климатических переговоров уже несколько лет- пока безрезультатно. В этом году от группы G77 и Китая поступило предложение о минимизации переноса излишков ЕУК на второй период обязательств, о введении запрета на торговлю и аннулирование излишков «горячего воздуха» по окончании второго периода.

В настоящее время участники сети CAN-international ведут информационную кампанию по данной тематике. Основными пунктами позиции являются:

  1. отмена всех избыточных киотских единиц по окончании КП-2,
  2. запрещение торговли перенесенными единицами, если они не произведены в рамках проектов механизма чистого развития
  3. Если цели по снижению выбросов страны выше, чем ее текущие выбросы в 2012 году, то она не может участвовать в киотских механизмах.

Последний пункт в основном касается Украины, т.к. участие в Киото-2 при крайне низких обязательствах по снижению выбросов создаст дополнительные излишки ЕУК.
Отсутствие решения по вопросу переноса квот и возможность их использования при текущих условиях в рамках КП и РКИК будет образовывать новые лазейки, позволяющие свести на нет реальные усилия по снижению выбросов в группе Приложения 1, создавая пути для ложного снижения выбросов.