Из огня да в полымя: вышел новый доклад об изменении климата | Российский Социально-экологический Союз

Из огня да в полымя: вышел новый доклад об изменении климата

«Российские компании должны занять ключевые позиции в тех отраслях и на тех рынках, которые будут определять характер экономики, уклад жизни людей через два-три десятилетия - считают авторы Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году»: изменение климата»

В государственном докладе традиционно приводится анализ данных мониторингаатмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, геологической среды, биоразнообразия. Также оценивается воздействие отдельных отраслей экономической деятельности на состояние окружающей средыи «основные экологические показатели в отраслевом разрезе». В докладе, как обычно, приводятся данные годовой давности, но это объясняется необходимостью обобщения огромного объема информации из всех регионов страны.

 

Авторы доклада приводят данные: средняя по России зимняя аномалия 2016 года составила+3,51°С. Самая большая температурная аномалия былазафиксирована в районе Обской губы и на Среднесибирском плоскогорье и превышала норму на 7°С. При этом на всей территории страны температурабыла выше климатической нормы. В Северной полярной области 2016 г. был рекордно теплым за период с 1936 г.

 

«Потепление климата в Арктике обусловило быстрое уменьшение площади морского льда в Арктической зоне Российской Федерации - льда почти вдвое меньше, чем в 80-е годы XX века.Протяженность арктического морского льда была ниже нормы в течение всего года».

 

Авторы доклада отмечают, что «в 2016 г. на территории России было зарегистрировано 590 случаев возникновения неблагоприятных метеорологических явлений. Это наибольшее количество опасных явлений за все годы наблюдений».

 

В Докладе приведены данные о негативных последствиях потепления климата для России. Прежде всего, это - рост засушливости и увеличение количества аномальных погодных явлений, пожары и наводнения. Так, повторяемость засух в основных зернопроизводящих регионах России может возрасти в 1,5−2 раза, отмечается в докладе. В европейской части России зимой становится больше дней, когда выпадает аномально много осадков. При этом на большей части земледельческой зоны России увеличивается засушливость. С 1996 года сильно выросло число опасных гидрометеорологических явлений, которые наносят значительный ущерб экономике и населению. «Эти процессы продолжаются и сегодня: нас ждут ещё больше ураганов и засух» - приходят к выводу авторы отчета.

 

«Если же говорить о влиянии потепления климата на конкретные регионы Россиинегативно потепление сказывается чаще всего в южных регионах из-за засухи — на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале, на территории Центрально-Черноземного региона, на юге Западной Сибири и в Алтайском крае. Особенно велики риски на Северном Кавказе: там урожайность может упасть до 22% от существующего сегодня среднестатистического уровня. В Поволжье она может снизиться на 13%, на Урале — на 14%, на юге Западной Сибири — на 12%, а в Центрально-Черноземном регионе — на 7%». 

 

Согласно данным, приведенным в докладе, основой объем выбросов (как и в предыдущие годы) связан с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием ископаемого топлива – 82,7%. Рост выбросов отмечен в большинстве отраслей включая «Энергетику» и «Сельское хозяйство, «Промышленные процессы и использование продукции», «Отходы».

 

Приводятся данные Росгидромета,согласно которым, в долгосрочной перспективе при изменении климата на большей части территории России будут складываться условия для увеличения эмиссии СО2 почвами и сокращения запасов почвенного углерода. Таким образом, происходит то, о чем предупреждали и независимые эксперты, и представители общественных экологических организаций – сектор лесного хозяйства из поглотителя парниковых газов становится его производителем.  К 2020 г. эмиссия СО2 почвами России увеличится по сравнению с базовым периодом 1981-2000 гг. в среднем на 6%, а к 2050 г. – на 17%. Поэтому необходима скорейшая разработка мер по защите и охране почв, поддержания баланса углерода в почвах – говорят эксперты.

 

«Минприроды России не раз подчеркивало необходимость адаптации, ее безусловную целесообразность» - следует из доклада, в котором также перечисляется необходимость  мер адаптации  в аграрном секторе, лесном хозяйстве, здравоохранении.

 

«Полноценной системы регулирования выбросов парниковых газов в России пока нет. – констатируют авторы доклада. -  Однако выбросы в отдельных секторах уже регулируются,к примеру, в нефтегазовой отрасли - метан при сжигании попутного нефтяного газа в факелах. Также установлены ограничения для предприятий на выбросы гексафторида серы (SF6) и хладона-23».

 

Как следует из доклада, в России проект долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития должен быть готов к концу 2019 года. «Российские компании должны занять ключевые позиции в тех отраслях и на тех рынках, которые будут определять характер экономики, уклад жизни людей через два-три десятилетия – так, как это произошло с IT-технологиями, которые за последние 20 лет коренным образом изменили нашу жизнь.Это потребует пересмотра прогнозов и программ и формирования новых, более амбициозных целей по повышению энергоэффективности, изменению структуры генерации в пользу ВИЭ и, соответственно, более значительного сокращения выбросов парниковых газов на период 2020-2030 гг. с выходом на траекторию низкоуглеродного развития в период до 2050 г. Нужно законодательно закрепить вопросы отчетности о выбросах парниковых газов, без которой невозможно запустить какие-либо схемы регулирования выбросов».

Представители общественных экологических организаций согласны с основными выводами государственного доклада, касающимися необходимости разработки стратегии низкоугеродного развития, реализации программ по адаптации к изменениям климата. Кроме того, в своей Позиции они предлагают «Скорректировать и усилить имеющийся вариант цели по выбросам парниковых газов на 2030 год: принять цель снижения суммарного выброса в секторах экономики России до 2500 млн т СО2-экв. в год (на 35 - 40 % ниже уровня 1990 года) без учета лесов. Принять отдельную цель по лесам…»