Возобновляемая энергетика от Минэнерго: комплекс мер по стимулированию чего? | Российский Социально-экологический Союз

Возобновляемая энергетика от Минэнерго: комплекс мер по стимулированию чего?

Ольга Подосенова

Минэнерго направило на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти проект «комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии». Эксперты считают, что меры, предлагаемые Минэнерго, не сделают погоды для возобновляемой энергетики без реального реформирования рынка электроэнергии.

Минэнерго направило на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти проект «комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии». Эксперты считают, что меры, предлагаемые Минэнерго, не сделают погоды для возобновляемой энергети без реального реформирования рынка электроэнергии.

Комплекс мер был разработан Минэнерго во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 12 июня 2010 г. Документ предполагает изменения в федеральном законодательстве и нормативно-правовых актах. Предполагается, что к июню 2012 года в правила работы оптового и розничного рынков будут внесены изменения, регламентирующие продажу электроэнергии объектами возобновляемой энергетики (мощностью от 25 МВт до 150 МВт) в розницу сетевым компаниям.

О необходимости стимулировать развитие ВИЭ (ветровой, солнечной, приливной энергетики, биогазовых и геотермальных электростанций, а также малых ГЭС мощностью до 25 МВт) на разных уровнях говорят давно. За рубежом для поддержки альтернативной энергетики используют «зеленый» тариф: электроэнергию ВИЭ закупают чуть дороже, а государство субсидирует разницу. В России также предполагалось, что ВИЭ должны продавать свою энергию на оптовом рынке дороже остальной генерации, но госсубсидии для компенсации дополнительных расходов до настоящего момента не планировались.

На этот раз Минэнерго, наконец, предложило список льгот для «зеленой» энергетики. Нестабильные источники (ветровые и солнечные) получат повышенный тариф и будут использоваться для компенсации сетевых потерь. Они могут продавать свою выработку на розничном рынке электроэнергии (РРЭ), причем в качестве основных покупателей видятся сетевые компании. Для ВИЭ, работающих на компенсацию сетевых потерь, должен устанавливаться тариф, «обеспечивающий экономически обоснованную доходность инвестированного капитала», предлагает Минэнерго. Причем для ВИЭ будут сделаны исключения из общих правил. Так, сейчас генерация мощнее 25 МВт обязана выходить на оптовый рынок, но для ВИЭ этот порог будет поднят до 150 МВт. Кроме того, сейчас сетевым организациям запрещено одновременно владеть активами в конкурентных секторах энергетики (генерацией или сбытовыми компаниями). Но для компенсации потерь сетям предложено разрешить строительство собственной генерации на ВИЭ.

Более крупная генерация (например, малые ГЭС) будет строиться по схемам, аналогичным тем, что использованы для обязательных программ ОГК и ТГК. Часть расходов (25%) предлагается компенсировать государству: до 2020 года бюджет может потратить до 80 млрд. руб. Остальные 75% вправе, но не обязаны полностью или частично субсидировать субъекты РФ, говорят в Минэнерго.

Минэнерго отказывается от идеи введения надбавки к цене «зеленой» энергии на оптовом рынке (ОРЭМ), сославшись на практическую невозможность преимущественного приобретения энергии нестабильных ВИЭ (выработка солнечной или ветровой энергетики сильно зависит от внешних условий, прогнозировать реальный объем производства сложно). Вместо этого для оптового рынка предложены договоры на продажу мощности (ДПМ).

Как позитивное изменение можно рассматривать предложение ввести дополнительные критерии квалификации генерирующего объекта на основе ВИЭ, а именно: его соответствие критериям экологической эффективности и локализации производства технологического оборудования на территории Российской Федерации, используемого в генерирующих объектах, однако, как и кем будут определяться эти критерии, пока непонятно.

Особое недоумение экспертов вызывают предложенные «комплексом мер» уточнения в ряд положений, определяющих организацию государственного регулирования. В настоящее время целевой показатель развития использования ВИЭ определен Федеральным законом «Об электроэнергетике» как объем производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии. «В связи с практической невозможностью определения данного показателя» предлагается заменить его на показатель суммарной установленной мощности генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.

«Проблема невозможности определения объема производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ надуманна – считает Михаил Юлкин, руководитель рабочей группы по климату Российского союза промышленников и предпринимателей. - Во всем мире считают, а у нас - невозможно? Понятно, что когда нет рынка электроэнергии и нет системы "зеленых сертификатов", то понять, кто, сколько именно зеленой энергии потребил, в общем случае затруднительно, но с производством-то какая проблема? Получается, что можно смонтировать мощность и ничего на ней не производить?».

Кроме того, замена параметра объема производства и потребления (КвТЧ) на мощность, расширяет возможности для финансирования и без того не обойденной субсидиями государства гидроэнергетики, которая имеет технологическую возможность закрепления постоянной мощности. Подтверждает эти опасения и список энергетических объектов, которые прошли государственную квалификацию: в подавляющем большинстве это проекты совсем не малой гидроэнергетики, которую, несмотря на возобновляемый характер, назвать устойчивой, экологичной и безопасной, нельзя.

По мнению аналитиков, введение договоров на продажу мощности для ВИЭ вряд ли существенным образом скажется на конечных ценах на электроэнергию, прежде всего потому, что объем этих мощностей не велик. Согласно схеме и программе развития Единой энергосистемы России на 2011–2017 годы, за весь этот период будет введено всего 660 МВт ВИЭ.

Несмотря на кажущуюся «революционность» энергетических предложений Минэнерго, приходится констатировать, что до понимания реальной важности этой сферы специалистам федеральных ведомств пока далеко. В своем интервью Российской газете (www.rg.ru) заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Минэнерго (РЭА) Владимир Басков подчеркивая, что господдержка нужна для финансирования пилотных проектов, говорит: "Мы планируем создать в регионах специальные демонстрационные полигоны, где будут построены соответствующие объекты. Это поможет привлечь как российских, так и зарубежных инвесторов, обладающих нужными технологиями и опытом. Кроме того, особое внимание хотим уделить экологическим вопросам, особенно при подходе к процессам переработки и сжиганию сырья".

Как видно, федеральные энергетики не радеют ни о солнце, ни о ветре. Остается надеяться на финансирование проектов по ВИЭ на основе частно-государственного партнерства. Однако частный инвестор пока с неохотой берется за "зеленую" энергетику. Основная причина кроется во все том же, устаревшем подходе к формированию тарифной политики в электроэнергетике страны.

Климатический Секретариат РСоЭС считает, что меры, предлагаемые Минэнерго для стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектам ВИЭ, комплексом пока назвать нельзя, - необходимо коренным образом реформировать энергетическую отрасль, избавлять ее от паразитирующих на госсубсидиях АЭС и крупных ГЭС, вводить ясную и прозрачную схему «зеленых сертификатов», поддерживать реальное производство чистой энергии, а не пустые мощности.