Как ведущие страны собираются выполнять Парижское соглашение по климату

22 апреля 2017 года исполняется год со дня подписания на торжественной церемонии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Парижского соглашения по климату. В настоящее время его подписали уже 197 государств, а 143 государства уже и ратифицировали. 4 ноября 2016 года Парижское соглашение по климату вступило в силу.

Этим соглашением государства-участники договорились удержать рост глобальной средней температуры ниже 2 °C по сравнению с её средней величиной во второй половине 18-го века.

Для достижения цели Парижского соглашения его страны-участницы принимают на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ). Эти обязательства называются «определяемые на национальном уровне вклады» (ОНУВ), в английском варианте INDC (Intended Nationally Determined Contributions) и являются важнейшим компонентом Парижского соглашения. К настоящему времени 164 страны-участницы Парижского соглашения сообщили в секретариат соглашения свои добровольные обязательства. Что же собираются делать для выполнения Парижского соглашения 8 главных эмитентов («выбрасывателей») ПГ, на которые приходится около 2/3 мировых выбросов этих газов?

Больше всего парниковых газов выбрасывает Китай, почти четверть их мирового объема. Китай обязался достичь пика выбросов СО2 около 2030 г. Фактически, обязательства Китая не содержат никаких ограничений. В последующие 13 лет Китай может, если захочет, удвоить, утроить или еще больше увеличить выбросы парниковых газов. Все, что он обязался - прекратить увеличивать выбросы ПГ после 2030 года. Поэтому важно проанализировать, что происходит с китайскими выбросами ПГ на самом деле. А на самом деле все не так плохо. Уже несколько лет выбросы ПГ в Китае не растут, а даже немножко уменьшаются, если верить китайской статистике. Китай действительно прилагает значительные усилия для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На конец 2015 года в КНР установленная мощность солнечных (СЭС) и ветровых (ВЭС) электростанций составила более 170 ГВт, более четверти от всех мировых мощностей СЭС и ВЭС. Для сравнения: установленная мощность Единой энергосистемы России на 2015 г. составила 232,45 ГВт. Китай смог снизить удельную углеродоемкость своего ВВП вдвое с 1990 к 2011 году, с 4,14 до 2,08 кгСО2/US$. Судя по фактическим тенденциям, Китай смог стабилизировать выбросы ПГ, несмотря на продолжающийся быстрый рост экономики, около 8 % в год. Таким образом, в ближайшие 13 лет выбросы ПГ Китая будут оставаться, по-видимому, почти на постоянном уровне.

На втором месте по выбросам парниковых газов стоят США (приблизительно 1/8 мировых выбросов ПГ). Они взяли обязательства не на 2030 год, а на 2025 год. И сравнивают свои выбросы не с 1990 годом, а с 2005 годом, когда этих выбросов у них было больше всего. Если пересчитать на выбросы ПГ в 1990 году, то обещаемый США диапазон сокращений выбросов ПГ к 2025 году составляет 15-17 % от выбросов 1990 г. Президент Трамп подвергает Парижское соглашение критике и угрожает вывести США из этого соглашения. Тем не менее, в США, как и в большинстве стран мира, происходит снижение углеродоемкости единицы ВВП (с 0,63 кгСО2/US$ в 1990 до 0,41 кгСО2/US$ в 2011 году).

Третье место по выбросам занимает Европейский Союз (ЕС). В совокупности на ЕС приходится около 10 % мировых выбросов ПГ. Обязательства ЕС достаточно серьезные — уменьшить к 2030 году выбросы ПГ на 40 % по сравнению с 1990 годом. Это самые сильные обязательства из всех. Текущее ежегодное снижение выбросов ПГ в ЕС показывает, что эта цель реальна и будет, скорее всего, достигнута.

На четвертом месте в рейтинге эмитентов ПГ стоит Индия с шестью процентами. Индия обязалась уменьшить к 2030 году энергоемкость своего валового национального продукта на 33-35 % по сравнению с 2005 годом. Поскольку неизвестно, как будет развиваться экономика Индии в ближайшие 13 лет, нельзя сказать, произойдет ли в Индии снижение выбросов ПГ или нет. Однако за 21 год, с 1990 по 2011 год, эта страна снизила углеродоемкость своего ВВП с 1,65 до 1,29 кгСО2/US$, что подтверждает реальность и достаточную амбициозность индийских планов.

За Индией следует Россия с приблизительно пятью процентами выбросов ПГ. Россия в своем определяемом на национальном уровне вкладе заявляет, что «Долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации может быть показатель в 70–75 процентов выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.». Следует отметить, что выбросы ПГ в России уже в течение более чем двадцати последних лет составляют существенно меньше 70 % от уровня 1990 года. Важно и то, что в настоящее время в Российской Федерации действуют имеющие обязательную юридическую силу акты, в которых содержится цель обеспечить к 2020 году уровень выбросов не более 75 % от их объема в 1990 году (Указ Президента РФ от 30.09.2013 и Распоряжение Правительства РФ от 2.04.2014 № 504-р). Поэтому заявленная на 2030 год цель означает, что Россия оставляет за собой право увеличивать выбросы ПГ по сравнению с сегодняшними. Если бы на 2030 год была принята цель удерживания уровня выбросов ПГ на 30 % ниже 1990 г. без учета лесов (то есть мерами энергетики и энергоэффективности), это бы означало реальное ограничение роста выбросов ПГ и соответствовало бы Энергетической Стратегии России до 2030 года. Энергоемкость российской экономики сравнима с китайской и почти в пять раз выше, чем американской. С 1991 по 2011 год Россия снизила углеродоемкость своего ВВП с 2,95 до 1,90 кг СО2/US$. Так что у России имеются огромные резервы, которые можно и нужно использовать.

А вот какая страна стоит на шестом месте по выбросам ПГ, зависит от методологии подсчета. Если учитывать только прямые выбросы, то шестое место занимает Япония. Но если учесть изменения в землепользовании и поглощение и эмиссию в лесном хозяйстве, то Япония уступит место Индонезии и Бразилии, в которых производится широкомасштабное сведение лесов. Индонезия обязалась сократить к 2030 году свои выбросы ПГ на 29 % по сравнению с вариантом business as usual (BAU). Если сравнить обещанные Индонезией на 2030 год выбросы с 1990 годом, то это составляет рост выбросов в 4,4 раза. Правда, трудно Индонезию осуждать за это — выбросы ПГ на душу населения в Индонезии в 2013 году составили 1,9 тСО2-экв/чел, в 8 раз меньше, чем в США.

Бразилия обещает сократить выбросы ПГ к 2030 году на 43 % по сравнению с 2005 годом. В пересчете к 1990 году это сокращение составит 10 %. Япония взяла обязательства уменьшить выбросы ПГ на 26 % к 2030 году по сравнению с 2013 годом (на 20 % в пересчете к 1990 году).

Следует особо отметить, что в список крупнейших эмитентов парниковых газов входят международное судоходство и международная авиация. Их выбросы ПГ составили в 2014 году 1,74 и 1,38 % от мировых выбросов соответственно и никак не учитываются в выбросах отдельных стран. Однако Международная морская организация и Международная организация гражданской авиации уже много лет успешно сопротивляются принятию обязательств по сокращению выбросов ПГ. Уступая давлению, они соглашаются на некоторые ограничения, которые соответствуют лишь общей естественной тенденции повышения энергоэффективности транспортных средств.

По оценкам экспертов, при сохранении объема выбросов парниковых газов на существующем уровне среднегодовая температура к концу 21-го века поднимется на 3 °C, а планируемые уменьшения выбросов недостаточны для достижения цели парижского соглашения - удержания роста средней температуры в пределах 2 °C. Поэтому настойчивая работа общественных организаций, требующих усиления обязательств всех стран по спасению климата планеты, приобретает особое значение.

Российский Социально-Экологический Союз уже много лет в рамках своей Климатической программы  занимается поддержкой в России климатических действий, обеспечивающих снижение выбросов парниковых газов за счет развития устойчивой «зеленой» энергетики и защиту интересов граждан от последствий изменения климата. В Позиции российских неправительственных организаций , принятой на 9-й Климатической конференции Российского Социально-экологического союза 3 ноября 2016 г., говорится о необходимости к 2018 годупересмотреть национальные цели по выбросам на 2030 год, как минимум приведя их в соответствие с новой Энергетической стратегией на период до 2035 года (удерживание постоянного уровня выбросов СО2 без учета лесов - на 30 % ниже уровня 1990 г.) Руководитель Климатического секретариата РСоЭС Ольга Сенова считает, что несмотря ряд принятых в последние годы важных государственных решений, включая План реализации Парижского соглашения, практическая реализация необходимых решений запаздывает и не отвечает ни глобальным климатическим целям, ни имеющемуся в стране потенциалу энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

 

А. В. Федоров