Курс на Варшаву – начались международные переговоры ООН по климату COP-19

11 ноября в Варшаве началась 19-я Международная конференция ООН по климату COP-19. Накануне конференции эксперты разделились во мнениях – одни настроены весьма скептически и не связывают с мероприятием никаких надежд, другие полны оптимизма. «Варшава должна стать переломным моментом переговоров – сторонам процесса давно пора перейти от слов к делу» - считают представители общественных экологических организаций.

По сообщениям информационных агентств, на время климатической конференции Польша восстанавливает границы с Германией, Чехией, Словакией и Литвой, объясняя это необходимостью обеспечения безопасности для участников СОР-19. «Охрана» делегатов дело мировой важности - в ходе конференции Сторонам необходимо выработать фундамент будущего соглашения о снижении выбросов парниковых газов, которое без преувеличения будет влиять на будущее всей планеты.

Напомним, новый климатический документ должен прийти на смену Киотскому протоколу. Подписание соглашения по климату запланировано на 2015 год и должно состояться в Париже. Варшаве в процессе подготовки климатического документа уготована немаловажная роль. Результатом конференции в польской столице должна стать полная «дорожная карта» соглашения.

В идеале должен быть определен список ключевых элементов, список его основных статей и приложений. Страны должны начать официальные переговоры по «архитектуре» нового соглашения, то есть - его общему построению и правовой форме. Представители стран должны «зарезервировать» места для численных параметров: долгосрочной перспективы - цели мирового сообщества, определиться к какому глобальному суммарному выбросу будет стремиться каждая страна. В новом соглашении должно найтись место и для индивидуальных целей стран на 2020-2030 гг. и для стратегий дальнейшей полной «декарбонизации» экономики в период до 2050 г.

Одним из немаловажных вопросов предстоящей конференции является достижение большей определенности в целях по выбросам стран на 2020 г. Страны, особенно развитые, должны усилить свои цели по выбросам парниковых газов на 2020 г. Развивающиеся страны, которые еще не подали своих предложений, тоже должны это сделать это в Варшаве.

На данный момент все крупнейшие по выбросам парниковых газов страны дали численные предложения на период до 2020 г. Бразилия, ЮАР, Индонезия, Южная Корея, Мексика представили такие предложения по снижению удельных выбросов на единицу ВВП, которые к 2020 г. фактически приводят к стабилизации их выбросов в абсолютном выражении. Однако углеродные гиганты – Китай и Индия – хотя тоже подали серьезные предложения снижать углеродоемкость ежегодно на 3% и 2% (соответственно), к 2020 г., прекратить рост выбросов не обещают. Что касается России, она хотя и отказалась от участия во втором периоде Киотского протокола, снизить свои выбросы на 15-25% от уровня 1990 г. все-таки берется. Кстати, в глобальном масштабе это 5% от всех выбросов.

Вопрос ответственности за выбросы и сокращений – самый спорный момент переговоров. Ни одна из крупных стран не готова к тому, чтобы ее обязательства по выбросам устанавливались извне. Страны ратуют за самостоятельное принятие решений по своим выбросам с учетом особенностей национальной экономики, уровня и образа жизни, климата и т.п. Полагать, что компромисс легко будет найден, не приходится.

Во второй половине работы Конференции Сторон пройдет министерский сегмент политического уровня, призванный найти решения по принципиальным вопросам, по которым делегациям не удается прийти к общему мнению. Ожидается, что именно он станет «ключом» для продвижения по некоторым направлениям.

Эксперты не отрицают, что при принятии повестки дня Конференции сторон может сложиться ситуация, аналогичная наблюдавшейся на сессии Бонне в июне этого года, когда развивающиеся страны были против включения в повестку дня рассмотрения правил процедуры, предложенного Россией, Украиной и Беларусью. Тогда это полностью заблокировало работу одной из рабочих групп. Теперь тот же вопрос включен в предварительный вариант повестки дня Конференции как органа, отвечающего за организацию работы РКИК ООН. Как вариант, эксперты прогнозируют, что в той или иной форме вопросы правил процедуры в повестку дня войдут, будет образована рабочая группа, однако никаких смысловых решений скорее всего не будет. «Блокады» на этот раз не будет – надеется большинство наблюдателей.

Развивающиеся страны от Варшавы ждут большей определенности по климатическому финансированию. Развитые страны должны принять обязательства о выделении не менее 300 млн долларов для работы Адаптационного фонда и Фонда наименее развитых стран, финансирующих проекты по адаптации в развивающихся странах.

Сложным и инновационным моментом Варшавы станет обсуждение международного механизма по ущербу и компенсациям, который может стать частью нового соглашения. В польской столице должна быть проведена работа по разработке этого механизма. Если сейчас в случае стихийных бедствий климатического характера (засух, наводнений, ураганов и т.п.) доноры помогают на добровольной основе, то в будущем при соблюдении определенных правил «ущерба и потерь» платежи становятся обязательными. Страны-доноры фактически должны превратиться в страховщиков.

По мнению некоторых экспертов, Конференции в Варшаве (как и следующей – в Перу) отводится роль промежуточной, подготовительной. Однако учитывая крайнюю медлительность общего процесса, представители общественных экологических организаций, ждут от Варшавы прорыва – они считают, что мероприятие нынешнего года должно стать переломным моментом переговоров. И сделать-то Сторонам климатического процесса нужно совсем немного: принять четкие и действенные решения, ведущие к быстрому снижению выбросов парниковых газов и помочь наиболее слабым и уязвимым.