Углеродные квоты: прерванный полет | Российский Социально-экологический Союз

Углеродные квоты: прерванный полет


Мировой рывок рынка углеродных сборов за авиаперелеты пока откладывается. Своим решением ассамблея Международная организация гражданской авиации (ICAO) из-за противодействия России и ряда стран отложила введение углеродного рынка в этой сфере на неопределенный срок. Несмотря на временное «замораживание» процесса, Европа не отказывается от планов - с 1 января 2014 года платить за выбросы парниковых газов при полетах над Евросоюзом придется.

Напомним, Евросоюз включил гражданскую авиацию в систему покупки-продажи квот на выбросы еще в 2011 году. Запустить ее планировали в 2012-м, но действия на международных рейсах были временно приостановлены Еврокомиссией.

Первоначальная схема предполагала, что 85 % квот от выбросов базового 2010 года будут предоставляться перевозчикам, летающим в ЕС, бесплатно, остальное авиакомпании обязаны приобретать на аукционе. За превышение бесплатной квоты предусматривались санкции — € 100 за тонну или запрет на полеты.

По данным экспертов ЕС, объем выбросов парниковых газов в авиаперевозках составляет 2 % от общего объема (к 2050 году этот показатель должен вырасти в шесть раз). Торговля квотами могла приносить ЕС $ 2 млрд в год, а расчет по первым платежам был намечен на апрель 2013 года.

Но авиаперевозчиков 27 стран (в том числе России, США, Канады, Китая, Бразилии, Японии и Индии) схема не устроила. Основное недовольство вызвало то, что платить за выбросы надо было за весь маршрут, а не только за полет над территорией стран—членов ЕС. В КНР, Индии, США авиакомпаниям законодательно запретили участвовать в ETS или передавать какие-либо данные о выбросах. В России также рассматривались аналогичные меры. На фоне угроз начала торговой войны ЕС принял решение сохранить платежи только за выбросы над его территорией, а более масштабный вариант заморозить.

Еврокомиссия внесла в действующую систему сбора углеродных квот за авиаперелеты поправки. С 1 января 2014 года к выплатам, действующим сейчас, предлагается добавить норму, по которой платить придется за часть полета, проходящую над территорией ЕС, Норвегии и Исландии (при условии, если взлет или посадка осуществляются в Европе). Освобождение от покупки квот должны получить лишь страны, "не являющиеся развитыми, и на чей флот приходится менее 1 % мировых выбросов парниковых газов", говорится в сообщении ЕС. Предлагаемая схема будет действовать до 2020 года. К этому времени компании должны выработать глобальную систему торговли квотами на выбросы.

Нынешнее предложение Еврокомиссии мягче, чем схема, предлагавшаяся ранее - тогда Брюссель требовал, чтобы авиакомпании при полетах в Европу или из Европы платили за всю длину маршрута.

Однако часть участников ассамблеи ICAO - Россия, Бразилия, Индия, США, Китай и ряд других государств - отказались поддержать вариант, по которому ЕС сохраняет на три года право взимать платежи за выбросы над его территорией. Затем, в ходе переговоров противники инициатив Евросоюза отказались поддержать и «урезанный» вариант.

В ICAO подсчитали, что при введении квот за 15 лет авиакомпаниям пришлось бы заплатить 150 млрд долларов. Из-за серьезных разногласий, Международная организация гражданской авиации не смогла выработать глобальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Теперь авиаторам и климатологам три года надо будет разработать новый механизм, который будет внедрен лишь в 2020 году. Решение Ассамблеи ICAO означает, что введение ETS откладывается на неопределенный срок.

Будут ли платить российские авиаперевозчики за выбросы парниковых газов при перелетах над Европой – пока неясно. Минтранс России, утверждает, что на российские авиакомпании требования не распространяются. В Еврокомиссии утверждают, что платить придется всем.

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев в интервью «Коммерсанту», называет завершившуюся ассамблею ICAO выигрышной для России: «ETS представлял серьезную проблему для российских чиновников, которые были даже готовы отказаться от роялти за перелеты по транссибирским маршрутам ради защиты российских авиакомпаний от дополнительных сборов».

Российская сторона, по мнению эксперта, сохранила свой козырь, и «теперь «пролетные» могут использоваться в качестве разменной монеты при решении других вопросов, например, предоставления дополнительных коммерческих прав российским перевозчикам. А если ЕС попытается ограничить или штрафовать "неприсоединившихся", то неизбежно возникнет конфликт с ICAO или начнутся торговые войны между компаниями".

Какие «разменные монеты» пустит (или не пустит) в ход Россия – покажет время. Однако с точки зрения климатических процессов на планете промедление играет не в пользу глобальных интересов.