1

Итоги климатических переговоров в Бонне

Екатерина Успенская, Ольга Сенова

17 июня завершилась почти двухнедельная конференция ООН в рамках переговоров по проблеме изменения климата в германском городе Бонне. В переговорах приняли участие более 3 тыс. представителей из 183 стран и регионов мира.
После не совсем удачного старта в Бангкоке, где более недели участники не могли договориться о повестке дня, на этот раз все-таки удалось приступить к практической работе в нормальном темпе. Но, несмотря на прогресс в работе по ряду технических вопросов в области адаптации и передачи технологий, главные проблемы переговоров – второй период Киотского Протокола, после 2012 года, цели по снижению выбросов и долгосрочное финансирование – так и остались нерешенными.

Если сравнить основные ожидания от переговоров с их результатами, то получается следующая картина:

Усиление обязательств и предлагаемых действий по сокращению выбросов. К сожалению, никакого прогресса в этой области достигнуто не было. Пока существуют добровольные цели снижения выбросов, заявленные странами в Приложениях к Копенгагенскому Соглашению (Приложение 1, Приложение 2, но они не являются обязательствами. Представители одних из самых крупных эмитентов парниковых газов – Китая и Индии – категорически против того, чтобы брать на себя обязательства, и считают, что с точки зрения исторической справедливости их страны имеют право на индустриальный рост, сопровождающийся ростом выбросов.

Обязательства Российской Федерации (15-25% снижение выбросов к 2020 году) фактически означают рост выбросов, что, по мнению Российского Социально-Экологического Союза является неприемлемым. Ситуация, к тому же, осложняется неясностью по поводу возможного второго периода обязательств по КП – по-прежнему против этого выступают Россия, Япония и Канада. Это тоже сказывается на желании стран-участниц принимать на себя обязательства по снижению выбросов.

Формирование источников финансирования климатического фонда. Представители стран предложили ряд идей относительно возможных источников такого финансирования. Eще в Копенгагене договорились о выделении 30 миллиардов долларов к 2012 году и 100 миллиардов к 2020 на поддержку низкоуглеродного развития в бедных странах и на адаптацию к последствиям изменения климата, но не решен вопрос о конкретных источниках поступления этих средств. Помимо этого еще требуется провести большой объем работ по согласованию, по мобилизации финансовых источников в объеме, необходимом для решения проблемы изменения климата в глобальном масштабе. Считается, что в настоящее время на сохранение редких видов флоры и фауны в мире тратится 30 млрд долларов в год. Существенное изменение климата заставит эту цифру многократно увеличиться. Совокупные дополнительные расходы в мире в связи с изменением климата оцениваются от 100 до 150 млрд долларов ежегодно.

Увеличение обязательств по поддержке и осуществлению действий по адаптации на местах. Переговорщики выявили наиболее важные действия, например, сбор данных на основе экосистемного подхода. Определенный прогресс был достигнут в плане разработки национальных планов по адаптации в беднейших странах и создания особого Комитета по адаптации. Планируется, что в Дурбане будет принято решение о его вступлении в силу, что поможет в дальнейшем согласовывать проекты и меры по адаптации в разных странах, и усилит международное сотрудничество в развитии чистых технологий. Но разговор о конкретных механизмах компенсаций и технической и технологической поддержке для стран, где адаптация к изменениям климата невозможна из-за слишком серьезных последствий для окружающей среды, как всегда зашел в тупик. При этом ясно, что промедление в принятии решений на этом фронте приведет к катастрофам: например, при сегодняшнем тренде повышения глобальной температуры островное государство Тувалу может полностью уйти под воду уже через 50 лет, а такие страны, как Бангладеш, потеряют большую часть своей территории.

Будущее второго периода Киотского протокола – после 2012 года. Япония, Канада и Россия решительно заявили, что не будут участвовать во втором периоде обязательств по КП. Япония обосновывает это и тем, что доля мировых выбросов, охваченных Киотским протоколом, на сегодняшний день составляет 27% и имеет тенденцию к снижению, и если оставить все как есть, то добиться снижения нагрузки на климат не удастся. Даже Евросоюз видит смысл в поддержке второго периода, только если в этот процесс будут вовлечены страны-эмитенты, в первую очередь Китай и Индия, не имеющие пока закрепленных целей по снижению выбросов. Развивающиеся же страны выступают за продление сроков обязательств по Протоколу в его текущей форме, дающей им более льготные условия.

Российская Федерация, помимо твердого отказа участвовать во втором периоде КП, проявила инициативу, предложив внести в текст конвенции поправку, согласно которой список стран Приложения 1 и Приложения 2 к Рамочной Конвенции ООН по изменению климата должны будут периодически пересматриваться в соответствии с уровнем текущего социально-экономического развития стран - сторон конвенции. Это можно рассматривать как безусловно, положительный ша", который позволит ликвидировать расхождение между приложениями к конвенции и реальностью.

Например, касательно таких стран, как Кувейт, Оман и других не бедных нефтедобывающих арабских государств, которые пока в климатических соглашениях относятся к «развивающимся» странам, и должны получать помощь, не беря на себя обязательства. Предложение рассматривалось в рамках переговоров и получило в целом одобрительную реакцию.

В целом, нельзя назвать результаты переговоров в Бонне удачными. Российский Социально-Экологический Союз выражает надежду на то, что в течение ближайших нескольких месяцев переговорщики, последовательно работая в нормальном режиме, помогут достигнуть закрепления и реализации Канкунских Договоренностей и действительно помогут обеспечить нам безопасное для климата Земли будущее.

В данное время ожидается еще одна, дополнительная переговорная сессии перед декабрьской конференцией сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата в Дурбане, ЮАР. Дополнительная сессия пройдет осенью этого года и поможет более полно подготовиться к итоговой конференции в ноябре-декабре в ЮАР. Руководство Конвенции надеется, что к Дурбану правительства подготовят предложения, которые будут приемлемы для всех стран-участниц.

Тип информации: