1

Катастрофа в Норильске – виноват климат или люди?

29 мая 2020 года в российской Арктике случилась катастрофа.

В Норильске (Красноярский край, примерно в 500 км от Карского моря Северного Ледовитого океана) на землю и в реки вылилось более 20 тыс тонн (25,5 млн литров) дизельного топлива. По данным Росприроднадзора в землю ушло порядка 6 тысяч тонн нефтепродуктов и в реки порядка 15 тысяч тонн. Под угрозой находятся последовательно река Дальдыкан, река Амбарная (питающая месторождение подземных вод Амбарнинское водоснабжение района Кайеркан), озеро Пясино, река Пясина, Карское море. Ставшая источником загрязнения ТЭЦ-3 (собственник АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (АО «НТЭК»), дочерняя компания Норникеля) работает на природном газе, а дизельное топливо используется как резервный источник.

По данным Норникеля, резервуар хранения дизельного топлива лопнул из-за внезапного проседания опор под ним, прослуживших более 30 лет без нареканий. По одной из версий, опоры просели из-за таяния вечной мерзлоты под резервуарами.

Арктическая программа РСоЭС выражает решительный протест тому, что такую масштабную аварию все причастные допустили на хрупкой Арктической территории, а ее последствия находятся в труднодоступных местах.

Климатическая программа РСоЭС обращает внимание, что причиной аварии стала таяние вечной мерзлоты, это привело к проседанию опор хранилища и его разгерметизации -  а одной из ключевых причин изменения климата является использование ископаемого топлива. В данном случае последствия изменения климата рикошетом ударили по безопасности инфраструктуры использования ископаемого топлива – и это еще один аргумент за уменьшение присутствия ископаемого топлива в энергетике, последствия его использования слишком  опасны и для климата в долгосрочной перспективы, и для природы в краткосрочном масштабе из за рисков и тяжелых последствия аварий.

По мнению экспертов Арктической и Климатической программ, властям и бизнесу необходимо на подобных опасных объектах Арктической зоны:
1. Принять безотлагательные меры по климатической адаптации, и, в первую очередь, адаптации к таянию вечной мерзлоты.
2. Принять все меры к замещению ископаемого топлива на безопасные альтернативы (энергия ветра, энергия из древесных отходов, и сжиженный газ как промежуточное переходное решение к зеленой энергетике).

 

Дополнительно:

Читайте комментарии экспертов РСоЭС "Московскому комсомольцу".