1

Что делать с отходами: шаг вперед два шага назад или путь в чистое будущее?

В России стартовала «мусорная» реформа – но в большинстве регионов почти не видно развития раздельного сбора, переработки отходов и других решений проблемы. Государство развивает идею экспорта отходов в другие регионы. Общественные организации, которые  продвигают раздельный сбор, и стиль жизни и производства с минимумом отходов, малый бизнес и представители власти обсуждали 4 июня, что мешает реформе, и как объединить усилия, чтобы благие цели реформы стали реальностью.

4 и 5 июня в пригороде Санкт-Петербурга прошел семинар по теме обращения с отходами. Представители общественных организаций Архангельской, Мурманской, Ленинградской областей, республики Коми, Санкт-Петербурга, Москвы и Норвегии, а также специалисты малого бизнеса и муниципальной власти обсуждали, как разумно реализовать реформу, как объединить усилия, чтобы благие цели реформы стали реальностью. Кроме дискуссий и обмена опытом в программе семинара было посещение предприятия ЭкоЛанд в Ломоносовском районе Ленинградской области, которое сортирует коммунальные отходы и отдает отобранные фракции на переработку. Руководитель предприятия поделился с участниками семинара мнением, что мешает развитию раздельного сбора и переработки.

 

 

 

 

 

 

Участники семинара пришли к выводу, что сейчас ситуация в регионах немного разная – но проблемы общие:

·        Чаще всего, выбранный региональный оператор не занимается ни раздельным сбором ни переработкой и не собирается продвигать это решение.

·         Экспорт отходов не решает а только усугубляет проблему. В связи с чем в регионах, куда планируется вывозтотходов из мегаполисов, оправданно возрастает социальное напряжение.

·        Не хватает инфраструктуры для раздельного сбора (контейнерные площадки и специальные контейнеры для раздельного сбора, вывоз, пункты досортировки, передача переработчикам…).

·        Население не информировано о возможностях раздельного сбора.

·        Ограниченны мощности инициативного бизнеса, который транспортирует, сортирует и/или перерабатывает отходы. Тем более, что для подтверждения вывоза нужны документы, которые бизнес может выдавать лишь при наличии лицензии. Так как сортированное вторсырье – это 5-ый (самый низкий) класс опасности отходов, лицензия для обращения с ними не нужна. И здесь противоречие: например, для бизнеса, реализующего «Расширенную ответственность производителя» и сдающего отходы, собранные раздельно, нужны документы о подтверждении вывоза от бизнеса, занимающегося транспортировкой (заготовкой) отходов – но те не могут выдать этот документ, не имея лицензии – а лицензию не дают, потому, что на обращение с отходами 5го класса опасности не нужна лицензия по закону (что хорошо, но не в данном случае)

·        Нет финансовых инструментов, мотивирующих пользователей собирать мусор раздельно – они не могут платить меньше, если даже значительные объемы будут ими отправлены на переработку, а объем смешанного мусора, который вывозит оператор, сильно уменьшится.

·        Во всей цепочке обращения с отходами участвует много организаций, что усложняет процесс.

·        В официальных планах отсутствует задача и действия по снижению образования отходов за счет усилий потребителей и производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но, в то же время, много общественных организаций занимаются  информированием населения о том, как они могут снизить количество отходов – избегая лишней упаковки, не покупая бесполезных вещей, обмениваясь вещами и пр. Инициативы по раздельному сбору растут – офисы, компании организуют у себя раздельный сбор, например, ассоциация Раздельный сбор каждую первую субботу месяца в Петербурге, и  еще в 12 городах России собирает от населения раздельные отходы, отдельные виды раздельно собранных отходов собирают и передают переработчикам частные компании. Есть жилищные объединения, населенные пункты, муниципалитеты, которые начинают организовывать у себя раздельный сбор. Просвещение населения о раздельном сборе, например, в Петербурге делегировано районным муниципалитетам, и много где это делается совместно с общественными организациями. Например, муниципалитет Сенной округ совместно с общественной организацией Друзья Балтики ежемесячно проводит Зеленые маршруты, где рассказывают жителями округа о доступных экологически дружественных решениях и обращении с ресурсами.

Но всех этих действий недостаточно, нужны более комплексные решения проблемы. Участники семинара отметили, что раздельный сбор и переработка – не единственное решение. Обращаясь к иерархии обращения с отходами, прописанной в ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления», в первую очередь необходимо предотвращать образование отходов. Одно из возможных решений проблемы - внедрение законодательного регулирования производства одноразового пластика – запрет на производство и продажу (аналогично Пластиковой стратегии ЕС) или запрет на производство наиболее вредных и не перерабатываемых или плохо перерабатываемых материалов (пластик типов 7,3,6). Необходимо развивать мощности переработки перерабатываемых материалов. Представители бизнеса по переработке и сортировке отметили необходимость субсидирования такой деятельности. Эти расходы  можно покрыть, если заранее вложить в стоимость продукта затраты на утилизацию или создать систему возвратной тары. И вместе с этими процессами на более высоких уровнях, нужно не забывать о ежедневном менеджменте организаций и каждого человека и мотивировать их к минимизации отходов.

Любой предмет – это ресурс. Отходов быть не должно. Даже пластик – это в первую очередь прочный, удобный, легкий и долговечный материал, его цель – облегчить существование человека и быть использованным по максимуму, а не становиться одноразовым предметом и загрязнителем окружающей среды!

Норвежские специалисты, которые участвовали в семинаре поделились своим опытом и историей развития устойчивого обращения с отходами в Норвегии. 30 лет назад там тоже были свалки, но сегодня из законсервированных свалок извлекают метан для отопления ближайших районов, созданы муниципальные центры приема раздельных отходов всех видов – даже банки из-под краски или других технических жидкостей с остатками этих жидкостей собирают отдельно, и потом извлекают из них полезные материалы. Каждый житель раз в месяц получает от муниципалитета письмо с информационной листовкой о раздельном сборе и набором пакетов разного цвета для разных отходов. Органические отходы тоже собираются раздельно – и превращаются в ценное органическое сырье.

В норвежском обществе и в государственной системе обращения с отходами принята система приоритетов – и этих же приоритетов придерживаются российские общественные организации – Российский социально экологический союз, Друзья Балтики и многие наши партнеры:

·        В первую очередь надо работать с тем, чтобы отходы не образовывались – для этого надо работать и с потребителями и с производителями.

·        Отслужившие вещи и материалы надо максимально использовать повторно, отдавать тем, кому они могут пригодиться.

·        Только то, что невозможно использовать повторно, можно считать отходами – и сдавать раздельно на переработку.

·        Необходимо, чтобы работал комплекс условий и вся цепочка обращения с отходами от препятствия их созданию, раздельному сбору, переработке и т.д. – с законодательной поддержкой и созданием благоприятных условий для бизнеса, работающего на снижение кол-ва отходов и превращения их в ресурсы.

По мнению экспертов РсоЭС, обращение с отходами не обязательно должно быть выгодным, государство несет ответственность за безопасность окружающей среды и должно субсидировать меры, которые помогут защитить окружающую среду и здоровье людей от свалок, от загрязнений отходами.

Резолюция семинара.pdf

Тип информации: