1

Киото следующего периода: ценность и цена участия

Главным оправданным ожиданием от климатической конференции ООН в Дохе было принятие поправки о Киото-2, означающей продление протокола. Продолжая сохранять интригу, Россия из КП не вышла, но, если и будет участвовать, то без обязательств. По словам советника Президента РФ А.И. Бедрицкого, ценность этого участия заключается в «системе ежегодной отчетности о выбросах»…

Напомним, Киотский протокол не имеет срока действия, 31 декабря истекает лишь первый период его обязательств. На данный момент в протоколе участвуют 192 страны – фактически все, кроме США и Канады.

Новое соглашение, которое должно начаться с 2013 г., планировалось принять еще в Копенгагене в 2009 г. Сделать это не удалось, тогда страны согласились продолжить работу над «Киото- 2», чтобы не потерять лучшее от первого периода.

Лучшим в КП, по мнению представителей российской делегации, можно считать ежегодную систему отчетности о выбросах – более детальную, чем это предусмотрено Рамочной конвенцией по изменению климата (РКИК). Лучшим, по мнению представителей других стран и наблюдателей, были финансовые механизмы МЧР и ПСО.

Лучшему из Киотского протокола быть! – решили участники климатической конференции в Дохе и приняли поправка к Киотскому протоколу. Формально считается, что все страны – участники КП в Катаре одобрили поправку консенсусом, омраченным протестом России.

«Россия выступила в Дохе вполне предсказуемо и свой шанс войти в лидеры "климатического движения" в очередной раз упустила. Да еще и устроила некрасивый скандал. – говорит Глава рабочей группы по климату экологического комитета РСПП Михаил Юлкин, - Россия, конечно, не зачинщик скандала, но конфликта можно было избежать. Тем более, что обсуждавшийся вопрос нас напрямую не затрагивал. А раз мы скандала не избежали, значит, нам так было надо…»

Однако протест российской делегации на общий результат вряд ли повлияет. Киотская поправка вступит в силу после ратификации 3/4-ями стран-участниц. «С ратификацией в глобальном масштабе, скорее всего, проблем возникнуть не должно – считает руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. - Достаточна ратификации странами Группы 77 и Китая и ЕС, в сумме это будет около 160 стран».

Итак, в Дохе согласованы правовые требования, которые позволят Киотскому протоколу плавно продолжаться. В доступе к механизмам (МЧР и ПСО) для стран Приложения 1, которые приняли обязательства по выбросам, не будет перерыва. ПСО будет продолжать работать по согласованным техническим правилам. При этом страны, которые взяли на себя обязательства по выбросам, планируют не позднее 2014 года пересмотреть (имеется в виду «усилить») свои обязательства по сокращению выбросов.

Странам, взявшим обязательства, разрешается переносить имеющиеся в Реестре стран единицы от проектов МЧР и ПСО первого периода Киотского протокола, но в количестве не более 2,5% от установленного количества (квоты) страны-приобретателя в первом периоде обязательств. Причем, по 2,5% отдельно для МЧР и ПСО – это мера против переноса квот, купленных по дешевке в первом периоде…

Правда, все вышеперечисленное практически никак не коснется России, которая в Киото остается, но без обязательств по выбросам и, вероятно, без ратификации Киото-2. К слову сказать, отказ от ратификации поставит крест на сотне проектов, которые не удалось реализовать в 2012-м, и всех потенциальных проектах, которые могли быть реализованы в будущем.

Тем временем, КП следующего периода будет представлен всем «биоразнообразием» стран с различным статусом. Предполагается участие стран с обязательствами и стран без обязательств, с ратификацией и без таковой.

К примеру, статус страны, участвующей в протоколе, но не ратифицировавшей поправку, позволяет государствам продолжать следовать положениям КП, принятым до поправки,например, правилам отчетности. Вероятно, в число таких стран войдут те, которые могут стать потенциальными «нарушителями» поправки. Скорее всего, это будет Россия, и, возможно, не только она.

По словам Михаила Юлкина, Украина, Беларусь и Казахстан, попали в очень сложное положение: фактически им запретили увеличивать выбросы сверх уровня, достигнутого в 2008-2010 гг. Украина теоретически могла бы компенсировать свои избыточные выбросы в 2013-2020 гг. за счет квоты, перенесенной из первого периода обязательств. Хотя экономический рост и переход на уголь для замещения дорогого и конфликтного российского газа все равно создают проблему. Для ее решения Украине нужно ускоренно повышать энергоэффективность и развивать возобновляемую энергетику, что возможно только при поддержке Евросоюза. Если серьезных договоренностей с ЕС Украина в ближайшее время не достигнет, ей придется отказаться от участия во втором периоде КП».

С оценкой российского эксперта согласны и европейцы: "Украина и Беларусь имеют мало шансов ратифицировать второй период обязательств по Киотскому протоколу" – считает Андрэ Марку, старший советник Центра европейских политических исследований в интервью Bloomber. По словам эксперта, требование Украины о полном, нелимитированном переносе «горячего воздуха» напрямую противоречит утвержденному тексту Киотского протокола".

Все страны, планирующие ратифицировать поправку по КП кроме Украины уже
приложили к поправке свои декларации об отказе от покупки через систему торговли
квотами. Участие Украины также будет затруднено выполнением пункта G
«киотской» поправки, которая требует от стран с обязательствами по Киотскому
протоколу в среднем за 2013 –2020 гг. не превышать уровень выбросов 2008 – 2010 гг.

Кстати, именно этот пункт фактически вынуждает Беларусь и Казахстан присоединиться к России и участвовать в протоколе без обязательств: эти страны в отличие от Украины, не имеют "подушки безопасности" в виде остатка квот от первого периода.

При этом интересно, что отдельным странам ЕС, вероятно, будет позволено наращивать выбросы сверх уровня, фактически достигнутого в 2008-2010 гг., в рамках механизма перераспределения квот внутри Евросоюза. Напомним, что в первом периоде КП при общем для ЕС обязательстве не превысить 92% от выбросов 1990 г. некоторые страны имели обязательство выше 100% от уровня 1990 г., что компенсировалось "повышенными обязательствами" по снижению выбросов Германии (которая выполнила это "повышенное обязательство" во многом благодаря присоединению Восточной Германии) и некоторых других стран (Дания). Не исключено, что этот же трюк европейцы проделают и на этот раз, хотя возможностей для этого у них на этот раз меньше – считают эксперты.

Кроме того и крупнейшие развивающиеся страны (Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, т.д.), которые, как не имели обязательств по сокращению выбросов, так по-прежнему их и не берут и до 2020 г. иметь не будут. Зато они имеют право на финансовую помощь развитых стран в вопросах смягчения климатических изменений и адаптации к этим изменениям. Новые проекты МЧР в Киото-2 фактически могут быть только в наименее развитых странах, что вряд ли приведет к серьезному развитию МЧР и окажет на глобальные выбросы малое влияние «Не очень справедливо, прямо скажем. – добавляет Михаил Юлкин, - И не очень помогает в решении насущных задач сокращения выбросов в глобальном масштабе для удержания роста температуры в пределах 2 градусов…»

Может получиться, что второй период обязательств по КП превратится в очень ограниченный инструмент экономического помощи ЕС и Австралии, в выполнении проектов МЧР в развивающихся странах. Во вспомогательную, явно не основную меру, призванную дополнить процесс разработки нового соглашения в период работы над ним.
Хотя, по мнению некоторых экспертов, официальное решение о принятии второго периода Киотского протокола нельзя было считать основным итогом климатической конференции ООН в Дохе. Главное, что процесс теперь свободен от «багажа» прошлых лет.

«Теперь киотская «машина» как бы вытолкнута на обочину и будет «ехать» там 8 лет, не мешая главному движению по направлению к глобальному снижению выбросов – считает руководитель программы «Климат и энергетика» WWF Росси Алексей Кокорин». - Старую двойную систему заменили на унитарную. Решено, что следующие 3 года единая специальная рабочая группа по «Дурбанской платформе» будет работать по двум направлениям: во-первых, готовить новое соглашение на период с 2020 г., а, во-вторых, предпринимать усилия по снижению выбросов всех стран до 2020 г.».

http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf – текст КП на русском
http://www.bloomberg.com/news/2012-12-14/ukraine-may-join-russia-to-shun... - ссылка на Блумберг

Тип информации: