1

Углеродный рынок для России: гордость и предубеждение

Если бы гордость России «заслугами» от неиспользованных выбросов переросла в современные амбиции, страна стала бы желанным участником углеродного рынка – считают международные эксперты.

Привычный формат количественных оценок состояния углеродного рынка в нынешнем году Всемирный банк сменил на обзор локальных инициатив - национальных систем торговли выбросами CO2. Причиной смены жанра традиционного доклада стала нестабильность и массовый «уход» рынка с мировых площадок на национальный уровень. Процесс этот, кстати, нельзя однозначно назвать негативным – несмотря на невысокие показатели, динамика на рынке, несомненно, присутствует. На страны, которые ввели у себя углеродное регулирование, в общей сложности приходится около 21% ежегодных мировых выбросов.

Россия на "углеродной карте", как обычно, отсутствует. Наша страна упоминается лишь в ретроспективе, как источник рыночного раздражения из-за выпуска единиц сокращений от проектов совместного осуществления (ПСО).

Тем временем самые близкие соседи России уже двигаются в низкоуглеродном направлении. Пилотный этап углеродного рынка в начале нынешнего года запустил южный сосед - Казахстан. Украина вошла в «Партнерство готовности к рынку» (Partnership for Market Readiness) - объединение стран, помогающих друг другу совершенствовать экономические механизмы борьбы с изменением климата.

"Отношение к России очень сильно изменилось бы, если бы страна "по умолчанию" не считала себя естественным продавцом квот. Если Россия думает прийти на рынок, чтобы там продавать сокращения выбросов - то, я думаю, мы остаемся в той же ситуации, что и сегодня, с очень низкими ценами", - рассказал в интервью РИА- Новости главный экономист и директор по углеродным рынкам Bloomberg New Energy Finance Гай Тернер.

Напомним, что излишки квот появились у России из-за резкого падения выбросов РФ после 1990 года, который в Киотском протоколе принят в качестве базового. Таким образом, за 2008-2012 годы Россия получила "лишние" квоты примерно на 6 миллиардов тонн CO2-эквивалента – в два с лишним раза больше, чем страна ежегодно выбрасывает в атмосферу.

«С другой стороны, если РФ примет решение усилить собственные обязательства так, чтобы "отойти от инерционного сценария развития и попытаться "озеленить" экономику", этот шаг получит немедленную позитивную оценку от рынка», - уверен эксперт.

Но менять ориентиры российские ведомства, отвечающие за климат, не торопятся. По словам заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Олега Плужникова, у России масса других приоритетов. А поскольку международное климатическое соглашение, по мнению чиновника, к 2015 году, скорее всего, подготовить не удастся, ведомство пока считает необходимым лишь «детальное изучение опыта других стран по созданию у себя национального углеродного рынка».

«Нужно ли нам форсировать создание системы торговли квотами на выбросы парниковых газов? В этом не только нет необходимости, но и есть большие сомнения в реализации той схемы, которая была принята в ЕС", - считает Плужников.

«На Россию, судя по всему, надеяться уже бросили – отмечает эксперт Bloomberg, - пока никаких позитивных сигналов о том, что РФ готова конструктивно участвовать в развитии глобального углеродного рынка в его новой, "распределенной" форме, никто не видит. Зато мы видим, что делают Китай, Бразилия, Южная Корея – в этом и вопрос, останется ли потом конкурентоспособной Россия».

Необходимость создания собственного углеродного рынка давно пытается продвинуть бизнес-сообщество. "Для России – это на сегодняшний день единственный прогрессивный путь,” – считает директор Центра экологических инноваций Георгий Сафонов.

В скором времени парниковая составляющая рискует стать предметом таможенного или иного регулирования со стороны торговых партнеров России. Это означает, что страны и отрасли, в которых такого регулирования нет, постепенно попадут под влияние внешних систем.

Однако пока позиция России по вопросам климатического регулирования, по мнению экспертов, выглядит очень сильно политизированной и непредсказуемой. «От России ждут последовательность в действиях» - добавляют они.